НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

14 февраля 2008 1877

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ13 февраля. День Никиты Новгородского

Именинники: Иван, Никита.

Русский народ считает этого угодника хранителем от пожаров и молний, а также от опасности быть убитым ими. Поэтому в “Сказании о том, коим святым каковые благодати исцелений от Бога даны” назначается молитва об избавлении от этих бедствий. Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты, где повествуется, что этот святой “пожар града молитвами своими угаси и ина много чудеса творяще”.

14 февраля. День Трифона-перезимника

Именинники: Петр, Трифон.

На Трифона заговаривали мышей. Считали, что только в этот день можно заклинать губителей скирдов и стогов - мышей.

Заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем искоренить их из селения.

Считали, что если на Трифона звездисто (небо звездно) — к поздней весне. А сельские девицы молились Трифону о женихах — вероятно, потому, что февраль был свадебный месяц.

15 февраля. Громинцы

По народным приметам, Сретенье является границей между зимой и весной — “В Сретенье зима с летом встретились”. Это первая встреча, поэтому название праздника также объясняется встречей времен года, говорили: “Зима с весной встретились впервой”. Замечали: если проглянет солнышко сквозь наволочи — к теплу, наступят сретенские оттепели, а не проглянет — ждали строгих морозов. Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.

Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода завернут — весна холодная. Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная, выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Коли метель дорогу переметет, то корма подберет. Коли солнце перед заходом из-под тучи выглянет и как бы улыбнется напоследок — крепких морозов уже, наверное, не будет.

На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте.

Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они вполовину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.

16 февраля. День св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Именинники: Николай, Роман, Семен, Анна, Влас.

В этот день с ранней зари, помолясь всей семьей, шли в сараи работать: занимались починкой летней сбруи — “На Симеона расчиняй починки”, а “Семен с Анной сбрую починяют”.

Хозяева в этот день варили дорогое и лакомое кушанье — саломату, поэтому крестьяне говорили: “Приехала саломата на двор, расчиняй починки”. “В починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да борону столетнюю”, “Починки — по сохе поминки”.

А к лошади в этот день привязывали кнут, рукавицы, онучи. Все это делалось для того, чтобы домовой не смел дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.

17 февраля. Николай студеный

Именинники: Юрий, Кирилл, Николай.

Редкий год на Руси в этот день не было морозов. Никола Студеный — волчий сват, маковый закат. На Студеного Николу снегу навалит гору. Никола Студеный на мороз тороват. Студеный день — шубу снова надень.

Наступает время звериных свадеб: “Лисы ударяются в пляс, друг перед другом жеманятся”, начинаются весенние игры у зайцев, происходят драки среди волков.

18 февраля. Агафья-поминальница

Именинники: Агафия, Макар.

День святой мученицы Агафьи народная Русь называла “поминальницей”, так как в этот день поминаются отошедшие в иной мир отцы, праотцы, деды, прадеды. Считали Агафью также заступницей от пожара, и в день ее памяти освящали хлеб с солью, который хранился в домах как надежнейшее средство от огня. Во время пожара бросали этот хлеб с солью в огонь или в сторону, в поле, чтобы огонь туда ушел.

Есть такое поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть, болеют коровы, тогда говорили: “На Агафью коровья смерть ходит”. А “коровья смерть” являлась людям в виде старой, отвратительной женщины, а руки у нее “с граблями”. Как заберется эта гостья, то переморит всех коров, изведет все племя до конца. И только одно опахиванье, совершенное с таинственным обрядом, как бы изгоняло коровью смерть.

И еще было одно поверье: чтобы не пускать “коровью смерть” во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых она бежит без оглядки. Считали, что “Агафья коров оберегает от болезней” и просили: “Агафья-коровница, береги коров”, так как “Крестьянин скотинкой жив”, “Корова на дворе — харч на столе”, “Сметану любить — коровку кормить”, “С маслом да со сметаной бабушкин лапоть съешь”. Берег крестьянин свою “животину”, говорили: “Корову палкой бить — молока не пить”, “Корова в тепле —молоко на столе”, а “Корова без клички — мясо”. В этот день особую заботу проявляли телятницы о благополучном исходе отела коров.

Газета "Вперед"