ВОЛШЕБНИК ГОРОДА МИНЕРАЛОВ

18 марта 2008 3698

ВОЛШЕБНИК ГОРОДА МИНЕРАЛОВОдним ясным и ветреным днем художник Виктор Багров запускал с внуками воздушного змея. Вдруг нога с разбегу наткнулась на что-то твердое — это был грязный, размеров с два кулака камень. Он лежал в траве и мало чем отличался от собратьев. Однако что-то подсказывало — это не простой булыжник. Когда художник отмыл его и сделал срез, то убедился, что был прав. На траве рядом со стройкой ему попался настоящий агат, полудрагоценный камень. Минерал тоже пополнил его собрание.

Хрустальные ворота

Виктор Багров — известный живописец, многие годы он возглавлял местное отделение Союза художников России. В последнее время он стал галеристом, открыв в собственном доме галерею "На Валовой". Но о его увлечении камнями знают только близкие люди. Мы попросили Виктора Юрьевича рассказать о своей коллекции всем читателям "Вперёд".

Много камней привез, как говорит, "одним махом" с Урала в середине семидесятых — проходил там практику, писал картины. База художников находилась в Челябинске, но они часто ездили по окрестностям. Однажды приехали в Ильменский заповедник — уникальное место на земном шаре. Там собраны практически все минералы, известные человеку.

С этого дня все и началось.

Попасть в "камнепарк" не так просто. Выручил статус художника. Виктору Юрьевичу тогда повезло вдвойне: у его проводников была карта с отмеченными местами залегания каждого из встречающихся камней. Они так и спрашивали: "Ну, куда пойдем сегодня? К амазонитам?" И отправлялись за этими необычными камнями, похожими, как ни странно, на кусочки сыра... с плесенью.

"Я когда возвращался с Урала, всю лишнюю одежду выбросил, — понижает голос в присутствии супруги Виктор Юрьевич, — все ботинки выкинул, лишь бы больше камней привезти".

ВОЛШЕБНИК ГОРОДА МИНЕРАЛОВИмя другого камня, лазурит, не случайно перекликается с лазурью — синей краской.

С самой верхней полки Виктор Юрьевич достает глыбу темно-небесного цвета. Из таких же камней делали даже краску, например, ультрамарин.

А вот орская яшма, которая должна быть особо мила сердцу любого художника. Ее второе имя — "яшма пейзажная". Это все из-за цветовых переливов, которые ярко проявляются после полировки. Действительно — смотришь на них, и кажется, что это картина. Воображение сразу же подсказывает: вот водопад и обрыв. А если повернуть на 90 градусов, получаются лес и река.

Каждый такой камень — уникальный природный рисунок, которым восхищаются даже профессионалы кисти. Откуда на пирите — темном камне размером с пуговицу — появилась свастика? Она отчетливо проступает с двух сторон. Этот вроде бы неброский экспонат производит сильнейшее впечатление, буквально лишает дара речи.

Сами уральские люди относятся к камням куда спокойнее. Для них это повседневность. В тех краях полутораметровый хрустальный столб мог использоваться как опора для ворот. В это трудно поверить, если бы это не было свидетельством ученых, видевших все это своими глазами. В сравнении с такими находками небольшой хрустальный столбик из коллекции Виктора Юрьевича кажется просто сувениром, но на самом деле — большая ценность и гордость всей коллекции.

Другой хрусталь, переходящий в аметист, Багров привез из Карелии. Вечером он в компании друзей посидел у костра, а наутро разглядел странный блеск из-под углей. Разгреб золу, чуть-чуть стукнул молоточком, и перед ним заискрилось настоящее сокровище. Редкая находка хранилась как раз под тем местом, где висел котелок!

"Вся таблица Менделеева"

"Обыкновенный вроде камень, но очень красивый, правда?" — говорит художник и протягивает темный осколок. Он не случайно похож на железо, это и есть настоящая железная руда. Родом из Кривого Рога, с Украины. До XIX века Кривой Рог был обычной деревней, пока французы не организовали там добычу металла. Сегодня это большой город, почти под миллион жителей. Там коллекционер оказался тоже по художественным делам. "Случайно, — машет рукой, — заказов раньше много было".

Другой экземпляр руды поражает еще сильнее. "Ой, тут вся таблица Менделеева", — представляет экспонат Виктор Юрьевич. Чего только нет в этом небольшом каменистом кусочке из Норильска: и серебро, и никель, и даже золото с платиной. Это полиметаллическая руда, в отражении света она блестит желто-оранжевым, а после полировки дает свинцовый оттенок с цветами так называемой побежалости.

Камней так много, что художник и не помнит, откуда пришли некоторые. Как, например, флюорит — очень красивый минерал, похожий на зеленоватый лед. Скорее всего, с Алтая. Флюорит при всей своей красоте очень мягок и для производства украшений почти не применяется. Зато минерал используют в металлургии, а самые ценные образцы — для производства оптических приборов.

А сосед флюорита, напротив, тверд. Это медный колчедан. Металла в нем примерно 60 процентов, может, даже и больше, не случайно этот кусок такой тяжелый. Это подарок Виктору Юрьевичу — многие друзья и знакомые знают о его необычном увлечении и при первом удобном случае пытаются привезти что-нибудь необычное. Другой подарок — сталактит из пещер Средней Азии, а недавно коллекция пополнилась так называемой "африканской розой" — коричневым кристаллом из экваториального континента, очень похожим на цветок.

Игра фантазии

Камню вовсе необязательно быть даже полудрагоценным, чтобы попасть в коллекцию Багрова. Есть в ней и такой вроде бы обыкновенный экземпляр — "дворняжка" среди минералов. Но дорог он своей формой: смотришь на него, и видишь, как появляются профили разных известных персонажей. В зависимости от того, как его повернуть, появляются Горький, Бах, египетский Сфинкс и даже Геббельс. Ничего себе компания!

ВОЛШЕБНИК ГОРОДА МИНЕРАЛОВСобственно, даже камнем быть необязательно. Чертовым пальцем зовут останки окаменелых моллюсков — белемнитов. У Виктора Багрова несколько таких. Первые свидетели жизни на планете превратились в твердые трубочки и соседствуют с настоящими минералами.

А вот несколько идеально гладких агатовых галек с Командорских островов — любимые камни внука. Между прочим, в тех краях встречаются даже абсолютно прозрачные гальки!

Роман с камнем

В кругу коллекционеров ходит легенда про камень под странным названием Уворовит — он настолько редок, что найти его нельзя. "Только уворовать из коллекции", — смеется Виктор Юрьевич.

Он и сам пострадал от воров — уже недосчитался нескольких экспонатов. Среди них был желтый пирит. Его блеск очень похож на блеск золота, что, видимо, и привлекло грабителей.

Случай с полумифическим уворовитом на самом деле не такая уж и шутка. Например, власти Свердловской области обратили внимание на "черных минералокопателей", которые нелегально добывают бериллы, и объявили им войну. Берилл весьма ценный камень, родственник изумруда, и его залежи тают на глазах.

Впрочем, ничего сверхэксклюзивного в коллекции Виктора Юрьевича нет. Он ведь в первую очередь художник и сам признается, что камни для него просто хобби. Он любитель, но зато какой!

Когда-то давно художник гостил в Ленинграде у своей тети (между прочим, геолога и кандидата наук) и играл с ней в такую игру. Вдвоем они прогуливались вдоль коридоров старых станций метрополитена, смотрели по сторонам и пытались угадать, какой камень используется в отделке. Что удивительно, минерологу-самоучке очень часто удавалось обыгрывать свою ученую тетю. К ее большому удивлению.

Но за интересными находками не надо далеко ездить, они иногда сами просятся в руки. Или, скажем так, в ноги. Как тот самый агат, о который споткнулся Виктор Юрьевич, запуская воздушного змея в Сергиевом Посаде. Вообще же разновидностей агатов — великое множество, но опознать их сможет практически любой. Одно из главных отличий — кольца на срезе, которые в чем-то напоминают кольца дерева.

Найти интересные камни можно где угодно. Этот агат, скорее всего, привезли с песком на шедшую рядом стройку. В Сергиево-Посадском районе к тому же встречаются не только вулканические, но и осадочные камни — те, на которых твердые частицы нарастали в процессе омывания водой. В коллекции Багрова есть такой — непривычного розового цвета.

Коллекция уже пользуется некоторой известностью. Местные мальчишки на Валовой видят в Багрове эксперта: то и дело прибегают с камнями, просят оценить. Больших находок пока не было, но кто знает, какие еще тайны хранят мостовые?

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Где искать камни

В Сергиево-Посадском районе тоже можно найти интересные камни. Например, турмалины и гранаты. Лучшее место для поиска — железнодорожные насыпи, карьеры, овраги, места с перепадами рельефа. В осадочных камнях можно найти моллюсков, панцири древних насекомых. Полированный срез камня заиграет абсолютно новыми красками. Резать их надо на станке алмазной фрезой.

ВОЛШЕБНИК ГОРОДА МИНЕРАЛОВПроверяем находку

В некоторых случаях ценность камня определяется только по его твердости. Виктор Багров для этого использует кусочек простого стекла. Если стекло оставляет след — скорее всего, ценности камень не имеет. Если след отсутствует, есть шанс, что находка — что-то интересное.

Газета "Вперед"