БРИЛЛИАНТОВАЯ ПАРА

08 мая 2008 3182

БРИЛЛИАНТОВАЯ ПАРАЕще до знакомства с пожилой четой Бакатиных из Зубцова автор этих строк обратила внимание, что все окружающие воспринимают пару как нечто абсолютно неделимое. Узнав, что мы хотим к Дню Победы рассказать о настоящем фронтовике, который прошагал всю войну до последней точки, в администрации Лозовского поселения нам тут же подсказали адресок.

— Вам обязательно надо познакомиться с Георгием Игнатьевичем и Татьяной Михайловной. Вы поезжайте к ним в гости и все поймете сами.

Мы воспользовались советом и тут же убедились, что нашли чистейший бриллиант. Семейная пара недавно отпраздновала 60 лет совместной жизни, а главе этого долгого и счастливого союза, фронтовику и труженику, на днях исполнилось 90 лет!

Ромео и Джульетта на пенсии

Навстречу нам бодро выходит сам юбиляр. Вспоминается поговорка про родные стены, которые всегда помогают. Может, и впрямь родительский дом и ответственность перед этим отеческим очагом дают силы и бодрость долгожителю? Вместе мы любуемся аккуратным коттеджем, подкрашенным и побеленным, с деревянным "кружевом" на окнах, с цветущим палисадничком, "лицом" обращенным на деревенский проспект. Хозяин как орден показывает на фасаде значок "Дом образцового содержания". Осматриваемся на любовно ухоженном дворике и убеждаемся, что для Георгия Игнатьевича — это почетное звание, которое надо неизменно подтверждать.

Тут к нам присоединяется Татьяна Михайловна, ласково называет своего суженого Жоржиком (говорят, в Зубцове так всех Георгиев зовут), и представить их порознь уже невозможно. Они уютно, рядышком сидят на диванчике, и дай бог такой нежной влюбленности всем супругам хотя бы через год после свадьбы. А бриллиантовая семья Бакатиных уже 60 лет хранит это светлое чувство.

Мы беседуем и чайком запиваем их воспоминания. У обоих прекрасная память, которая хранит все подробности, а светлые странички биографии — в особом любимом "альбоме". Узнаем, что в сельской карьере супруга даже превзошла своего спутника, а иногда Жоржик был и под ее началом на молочнотоварной ферме, которой жена долгое время заведовала. Но дома, в семье, он всегда был "директором" и признанным авторитетом. И сейчас, стоит Георгию Игнатьевичу заговорить, Татьяна Михайловна уважительно замолкает.

Кому-то покажется, что сельская жизнь монотонна и однообразна, а у Бакатиных масса ярких воспоминаний. Они с удовольствием вдвоем вспоминают, как в 47-м на Красную горку расписались в Воздвиженском сельсовете. Не обманула верная примета — удивительно крепким и удачным оказался скрепленный в этот день семейный союз. Жених из Зубцова, невеста из соседнего Киримова.

Началось все у них, когда хороводились с деревенской "шипаной". По тем временам это были игры в салочки и песни под баян. А потом нарядились в самое парадное и отправились расписываться. Весна была холодная, еще лежал снег. Пришлось пять километров топать через лес в Воздвиженское, чтобы сельсоветчица объявила Георгия и Татьяну мужем и женой. Кстати, в тот день, вспоминают наши памятливые собеседники, поздравляли и другую пару новобрачных. На фронт из деревни уходили четверо братьев Бакатиных, все остались живы, Георгий и Павел в один день привели в загс невест. В Зубцове полдеревни двоюродных и троюродных однофамильцев.

Администрация Лозовского поселения душевно отметила бриллиантовую дату местных долгожителей. В сельский клуб пригласили юбиляров, позвали гостей, дарили новобрачным цветы и домашние, уютные подарки. А нынешней весной у Бакатиных опять полон дом гостей. Теперь дата еще значительней — 90-летний юбилей главы семейства. В опрятной деревенской гостиной роскошные букеты цветов, какие дарят звездам.

А Георгий Игнатьевич и есть местная знаменитость. На днях приходили с поздравлениями руководитель СПК "Зубцовский" Юрий Герасимов со здешними предпринимателями и подарили семье заслуженных сельских ветеранов совместный бонус в 15 тысяч рублей. Гости сказали, что земляки помнят и ценят их фронтовые и трудовые заслуги. Тут у обычно улыбчивого балагура увлажнились глаза и дрогнул голос. Таким вниманием односельчан фронтовик был тронут до слез.

Фронтовое звание — бригадир

Когда Георгий Бакатин впервые показал в военкомате свои фронтовые документы, ему не поверили. В самом деле, звучит неожиданно — фронтовой бригадир. Мы, признаться тоже удивились такой военной "должности" и стали расспрашивать нашего героя. Оказалось, что воевал он от первого дня войны до последнего не в окопе и не в танке, а в грузовичке ЗИЛ-6 с токарным станком на борту. Под началом бригадира фронтовых автослесарей высшего разряда было четыре таких летучки и полевая кузница.

Могли в любых условиях — в чистом поле, под обстрелом — отлить самые ходовые детали и на токарном станке довести до нужных кондиций. Каждую встречную подбитую машину разбирали на запчасти и с этим складом на колесах пятились и наступали вместе с автотранспортным батальоном 59-й армии. Ремонтировали фронтовой автопарк голыми руками со скоростью, которая не снилась виртуозам сборки из знаменитых конюшен “Формулы-1”.

Вспоминая теперь всю цепь предшествовавших событий, ветеран считает, что такая фронтовая судьба была ему уготована. В нем с юности совмещались тяга к земле и непреодолимое любопытство к технике. В деревне его когда-то даже Мичуриным прозвали за особую страсть к садово-огородным экспериментам. И сейчас во дворе дома разбит экзотический сад вишневых деревьев, стелющихся по земле. Вся эта икебана под окнами сейчас цветет и завораживает необычайной формой и ароматами.

Но и к технике влекло так, что, по собственному выражению Георгия Игнатьевича, он даже сквозь "крепостное право" сумел пробиться. Так он называет бытовавший в то время запрет на учебу в городских училищах сельской молодежи. Хорошо хоть в Подмосковье паспорта селянам выдавали. Тем не менее он сумел сначала поступить в местный техникум игрушки, а потом перебраться в ФЗУ в Подлипки. Здесь готовили станочников для местного завода, выпускавшего зенитки.

Набирали не просто работяг, а мастеровую элиту. Пришлось деревенскому парню пройти специальный тест на интеллект и сообразительность. Единственная ошибка могла вычеркнуть из списка претендентов на курс высококлассных токарей. Но судьба вела, и упорный парень стал таким профи, что получил бронь от армии. Вполне мог спокойно работать в тревожном 39-м в цехе ЗОМЗа в Лавре. Служить отправляли всего за одно опоздание, а он сам изъявил желание пройти военную службу. В 41-м должен был вернуться, но началась война.

И после Дня Победы демобилизовали не сразу — классные технари везде были нарасхват. Поэтому вернулся Жоржик в Зубцово лишь через семь лет. Зато без единой царапины, хотя носился на своей "летучке" под бомбами и шквальным огнем. Похоронка на фронтового токаря могла прийти еще в 41-м, когда его с бочкой на борту отправили под Брестом за горючкой. Немецкие бомбардировщики так старательно утюжили станцию Жабинка, что офицерских жен срочно погрузили на борт бензовоза для отправки в Минск.

Настоящая загадка, как не попал ни один снаряд в этот потенциальный факел. Перепуганных женщин он доставил прямо к бомбоубежищу, его самого отправили назад — под проливной огонь. Как добрался, не помнит. Предпочитает со смехом вспоминать, что в его команде у всех после этого были шелковые портянки. Платьям из брошенных дамских чемоданов нашли боевое применение.

Автобатальону особенно досталось при взятии Кенигсберга. За эту операцию командир фронтовых токарей награжден орденом Отечественной войны II степени.

И свою последнюю фронтовую остановку запомнил хорошо — местечко в 70 километрах от Берлина.

Повезло с женой

Говорят, для мужчины выбрать жену — это выиграть или проиграть в жизни. Фронтовой токарь с сельскими корнями нашел спутницу под стать себе. Татьяна из Киримова тоже всеми правдами и неправдами, с помощью добрых людей школу сумела закончить вопреки тогдашним установкам. В войну подростком работала курьером на военном полигоне, где проводились испытательные стрельбы. Хорошо, научили, как не оглохнуть под гаубичный грохот. Вставала в четыре утра, чтобы к семи быть на работе в Красноармейске, 12 километров через лес каждый день...

Было в дочке улана (вот такой интересный момент есть в ее родословной) что-то такое, что только ей в Зубцовском колхозе доверили молочную ферму. Молоко отсюда славилось аж до Загорска. Чтобы выдержать технологию, сама нарубала ледяные глыбы в силосных ямах и охлаждала молочные чаны. Это сейчас в каждом хозяйстве миксер для приготовления коровьего меню. А тогда была целая революция с устройством запарника на ферме. Местный шабашник запросил неслыханную цену — 500 рублей и 45 трудодней, но справиться не смог. Запарник наладил по настойчивой просьбе жены главный колхозный мастеровой Георгий Бакатин. И еще не раз выручал он ферму, когда супруга стала зоотехником по селекции. Колхоз наладил продажу для области дорогого племенного молодняка. Племенная работа и сейчас ведется в хозяйстве, СПК "Зубцовский" получил недавно статус племрепродуктора.

А рядовой колхозник Бакатин, как называет себя Георгий Игнатьевич, строил деревянные мосты в Лычеве и Еремине (они выдерживали грузовик и трактор), налаживал работу сельской водокачки. При этом лучше всех косил и метал стога. Двадцать лет его избирали в правление колхоза, к мнению рядового колхозника прислушивались в областном Совете депутатов. Не отставала по общественной линии и супруга, много лет Татьяна Михайловна была депутатом Воздвиженского сельсовета. А будучи заседателем народного суда, не побоялась однажды вместе с остальными вынести смертный приговор убийце двух стариков.

А еще оба наотрез отказывались... вступать в партию, как их ни убеждали. Последнее слово на семейном совете было за Георгием Игнатьевичем. Они по-прежнему убеждены в своей правоте. Говорят, что к партийным привилегиям никогда не стремились, а право на собственное мнение терять не хотелось. Жили не по партийному уставу, а по здравому смыслу и совести. Когда Татьяна Михайловна заведовала колхозным складом ГСМ и запчастей, никому и в голову не приходило попросить у нее что-либо "по блату". Все знали, что это бесполезно...

Напоследок делаем снимок наших собеседников в симпатичном вишневом саду. На красивую, любящую пару залюбовались не только мы, но и домашние. Настоящие бриллианты!

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"