ЛАВРА ОТКРЫВАЕТ ДРЕВНИЙ ЛИК

29 июля 2008 2850

Лавра открывает древний лик В Троице-Сергиевой лавре не первый год идут реставрационные работы. Об этом знают, пожалуй, все, их видно невооруженным глазом, даже не заходя за кольцо стен. Время от времени о них пишут газеты, а телевидение делает репортажи — только по частным, конкретным случаям, которые не дают общей картины.

О том, что сделано за последние несколько лет и что планируется сделать в ближайшее время, мы поговорили с федеральным архитектором Троице-Сергиевой лавры Сергеем Васильевичем Демидовым.

Казначейский корпус

— Казначейский корпус никогда не подвергался научному исследованию и реставрации. Два года назад мы начали его планомерное исследование и обнаружили много нового и интересного. Самое удивительное открытие, аналогия которому есть только в отделке храма Василия Блаженного в Москве, — срубленная кирпичная отделка восточного фасада XVI века. Когда-то она покрывала его целиком, а затем была скрыта под наслоениями штукатурки. Мы сделали частичную реставрацию декора со стороны центральной монастырской площади.

Корпус многократно перестраивался, в нем сохранились элементы переделок с XVI по XIX века. Сохранились даже старинные керамические полы палат второго этажа XVI века (они на два метра ниже, чем современные). Есть кирпичные полы на первом этаже, которые ниже сегодняшних на метр. В принципе, при желании можно было бы восстановить первоначальный облик здания на сто процентов, но при этом утратились бы все наложения, в том числе и удачные, последующих веков.

Мы решили сделать графическую модель того, как здание выглядело когда-то, одновременно проведя фрагментарную реставрацию декора стен. Сделать это было непросто. Кладка большемерная, кирпич несоветский, нестандартный, XVI век. Он по размерам даже больше, чем специальный кирпич для реставрации, который мы получаем с Тропаревского завода. Пришлось пойти на то, чтобы делать отливки из толченого кирпича по специальной технологии.

В первый раз кирпичный декор, скорее всего, основательно срубался в середине XVIII века. Здание перестраивали, переделывали под вкусы и потребности тех лет. Была у нас попытка восстановить кусочек декора и этого века тоже, но в процессе реставрации жалко стало закладывать окно, которое выходит сейчас в монашеские кельи, корпус ведь используется под жилье... Все сохранившиеся кирпичи отделки, которые можно увидеть со стороны площади, — подлинные, XVI век.

Раскоп у южной стены

— Трапезный храм строился на крутом косогоре. Часть его фундамента покоится на прочном "материке", а часть на насыпном грунте, который когда-то, при строительстве, был укреплен большим количеством деревянных свай, их было целое "поле". За прошедшие 300 лет они сгнили, на их месте образовались вертикальные пустоты, и насыпной грунт стал потихоньку ползти. Земля стала обваливаться внутрь этих пустот, валуны фундамента постепенно начали съезжать — естественно, вместе с Трапезной.

Лавра открывает древний лик Нам пришлось копать около фундамента глубокие шурфы, горизонтально запускать в разных направлениях специальные трубки и закачивать раствор в эти пустоты и щели. Сейчас они все заполнились. Если посмотреть график — раньше юго-западный угол Трапезной каждый год оседал чуть ли не на 2,5 мм, а сейчас эта линия пошла по горизонтали, то есть фундамент стабилизировался, просадок больше нет.

Сейчас мы сделали большой раскоп у южной стены монастыря, вскрыв ее первый ярус. В XVII веке перед ней во рву была поставлена подпорная стенка, предотвращавшая оползни грунта со стороны Трапезной. Потом ров завалили землей. Таким образом, между крепостной стеной и Лаврой получился не такой резкий переход, а горизонтальная площадка. В результате проходящие здесь грунтовые воды устремлялись к крепостной стене, которая от постоянной сырости постепенно стала гнить. И все помещения, которые там внутри, казематы, тоже стали рушиться. Как гнилой зуб, у которого корень гниет.

Сейчас мы все это раскопали, провели выемку насыпного грунта, восстановили своды в первом ярусе стены, пустоты залили специальным раствором. Установили металлические связи, в ближайшее время будем делать реставрацию подпора стенки и аркбутанов — распорных арок между ней и крепостной стеной. Финансирует эти работы Министерство культуры России.

Своды Троицкого собора

— Из истории вы знаете, что Троицкий собор расписывал Андрей Рублев со товарищи. Иконостас там — единственный в России, сохранившийся от того времени, первой четверти XV века. Что же касается настенной росписи, то ее, судя по документам, в 1635 году из-за ветхости (видно, протекали своды) сбили и расписали храм заново. И потом много раз дописывали в разные века.

Те росписи, которые мы видим сейчас, были в основном созданы в 1635 году и отреставрированы уже в советское время. Тогда расчистили фрески XVII века, причем они сохранились не на всю высоту, а примерно метра на три от пола. Выше старая штукатурка рублевского времени, как считалось, была утрачена. Где это требовалось, стены, согласно утвержденной Министерством культуры методике, оштукатурили заново и необходимые композиции дописали в стиле XVII века. Все были уверены, что фрески Рублева полностью утрачены.

В прошлом году закончилась последняя реставрация, ее вел владимирский художник-реставратор Владимир Иванович Некрасов. Он отдал на анализ штукатурку из разных мест собора. И выяснилось, что штукатурка северной части сводов Троицкого храма абсолютно идентична штукатурке владимирского Успенского собора, где росписи Андрея Рублева сохранились.

Технология нанесения фресок в то время была такая: пока штукатурка влажная, мастер проходил по ней и намечал контуры всех росписей, где что должно быть. А потом уже вместе с помощниками наносил краски.

В XVII веке все фрески собора переписали заново, но, где это было возможно, делали их поверх, как бы обновляя уже существовавшие. По прежним контурам, автором которых теоретически мог быть сам Рублев. Это очень интересное и важное открытие.

Смоленская, Надвратная, Каличья...

Лавра открывает древний лик — В настоящий момент реставрация идет еще в нескольких местах. Например, мы ремонтируем крыльца у Смоленской церкви. В советские времена при реставрации для них был поставлен камень из Крыма, совершенно непригодный для наших условий. Он очень быстро разваливался. Сейчас камень у нас хороший, привозим его из Владимира, из горизонта времен строительства храма. Он водо- стойкий, устойчив к нашему климату.

На Каличьей башне восстановлена черепица. Она была покрыта ей изначально, в XVIII веке, а потом постепенно стала облетать. Когда дошло дело до нашей реставрации, выяснилось, что большая часть керамического покрытия утрачена и заменена деревянными дощечками, покрашенными в зеленый цвет. Оставшуюся черепицу тоже масляной краской покрасили, чтобы все было одного тона. Сейчас мы ее полностью восстановили. Керамику изготавливали по специальной технологии, по старым традициям.

Большие работы начинаются по реставрации надвратного храма Иоанна Предтечи. Он будет очень красивым. Нам удалось найти на нем полихромную раскраску. Например, колонны были расписаны виноградной лозой, как на Трапезной, белокаменные капители позолочены, а весь белокаменный декор, все розетки покрашены ярко-красным свинцовым суриком.

Идут работы по восстановлению странноприимного дома, где до недавнего времени располагался главпочтамт. В нем есть очень большая потребность. В недавно открытых корпусах на Нижневке, где раньше милиция была, мест для паломников не хватает, там все расписано на несколько месяцев вперед.

Сейчас паломнические поездки если не вытеснили, то по количеству приезжающих стали вровень с туристическими поездками. Между паломниками и туристами разница существует — паломники обычно люди не очень обеспеченные, заплатить за обычную гостиницу не в состоянии.

Два этажа странноприимного дома, который был построен к 500-летию со дня кончины Преподобного Сергия в 1892 году, мы планируем ввести в строй на будущий год. Но тут все зависит от пожертвований. Тех средств, которые собираются, едва-едва хватает, чтобы покрыть коммунальные услуги и прочие жизненно необходимые траты. Кроме того, нужно помнить, что Лавра ежедневно три раза в день совершенно бесплатно кормит больше тысячи человек — это и студенты, и рабочие, бомжи и малоимущие в странноприимном доме в Пожарном переулке...

Усыпальница Годуновых

Там реставрация не ведется, она находится в удовлетворительном состоянии. Вы ведь знаете, прах Годуновых когда-то перенесли сюда из Кремля вместе с белокаменными гробами, которые поместили под западной папертью Успенского собора. Когда паперть перестроили, над захоронением поставили сохранившуюся до наших дней каменную палатку.

Я был знаком с Михаилом Михайловичем Герасимовым, нашим знаменитым ученым, антропологом, и он рассказывал, что ему в советское время, когда в Лавре был музей, предложили восстановить портретный облик Годуновых. Думаю, это было сразу после войны. Но когда он попал в усыпальницу, оказалось, что в этих гробах спали беспризорники. И значительная часть костных останков была утрачена, остался какой-то мизер.

Ему показывали и главу Преподобного Сергия, тоже предлагали восстановить портретный облик, но кость была настолько ветхая, что он побоялся трогать. Да и братия монастыря, вероятно, по этому поводу восторга не выразила, и он не дерзнул.

Беседовал Александр ГИРЛИН

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"