Главные новости
Интернет на селе, библиотечные пункты в каждой деревне, повышение информационной культуры жителей, обращение к культурному наследию — это далеко не полный перечень гуманитарных программ, которые в эти дни разрабатывает районная администрация. Район запускает серию проектов, каждый из которых призван сформировать его облик в долгосрочной перспективе. Валентина Устименко рассказывает о новых проектах подробнее.
— Валентина Тимофеевна, каковы приоритеты в культурной политике районной администрации на сегодняшний день?
— Прежде всего я определила бы приоритеты так: если мы хотим сделать страну лучше, то мы должны непомерно много вкладывать в образование и науку. Об этом стоит помнить прежде всего. Образование подразумевает не только набор знаний, а процесс формирования личности. Личность должна быть пытливой, должна уметь развиваться самостоятельно. Более того, личности нужна твердая платформа, фундамент.
— Что же может стать таким фундаментом?
— На наш взгляд, личность должна базироваться на культурном, историческом и научном наследии. Ведь это как раз те значимые явления, которые отобраны временем. Сюда же, безусловно, относятся наши народные традиции. Мы должны попытаться соединить образование и культуру, и все культурные проекты, которые мы сейчас разрабатываем, направлены на это. Необходимо задействовать все ресурсы — ресурс региональный, имеющийся в нашем районе, ресурс российский.
— Как это осуществится на практике?
— На практике это может проявляться только в системном подходе. Возьмем, к примеру, детский сад, ведь формирование личности начинается именно там. Что нам нужно? Первое — оздоравливающие технологии, внедрение которых существует как отдельный проект. Второе — обучение через игру. Естественно, здесь мы говорим о проекте “Игрушка в культуре России”, который мы представили на днях. Это — первый проект, который мы начинаем уже с детского сада. Охватит он также и начальную школу. Мы уже запустили его, в районе действуют экспериментальные площадки. В данном случае мы как раз соединяем все ресурсы — образовательные, культурные, научные. В будущем мы выстраиваем эту систему от детского сада до школы — так, чтобы одно плавно переходило в другое.
— А можно поподробнее?
— Поскольку мы говорим о маленьких детях, то необходимо использовать игровые моменты. Например, сейчас мы заказываем ряд дополнительных игротек для районных детских садов. По сути это игровые комнаты, и хотя основной акцент в них будет сделан не на народной традиции, тем не менее, это позволит нам оценить возможности такого подхода. Далее — первые классы школы. И здесь мы тоже продумываем, что нужно сделать с точки зрения сохранения здоровья, организации правильного питания, развития, формирования отношения к жизни, к стране.
— В какой форме это будет реализовано?
— В форме факультативных занятий, курсов. Мы никого не заставляем делать это силой. Наша задача — с помощью исследователей, которые разрабатывали эту тему, открыть детям исторический код, живущий в каждом из нас. С другой стороны, очень важно научить детей самостоятельно искать новую информацию. Ясно, что на сегодняшний день, если мы говорим об образовании, то становится ясно, что никакого образования без информатизации не существует. Информационные технологии неизбежно входят в нашу жизнь, и нужно знать, как ими правильно пользоваться. Это не только умение владеть компьютером, но и способность к отбору и просеиванию информации из разных источников, баз данных и так далее.
— Наверное, это рассчитано на детей постарше?
— Нет, отчасти мы говорим и о работе в детских садах, и также о школе. Другой проект, который мы запускаем, называется “Формирование информационной культуры населения в библиотеках”. Культура потребления информации — это та вещь, которой надо учить. В рамках этого цикла существуют предметы “Основы библиографической грамотности” и “Основы информационной культуры”, которые мы будем начинать преподавать уже в детском саду.
— В детском саду появятся факультативы?
— Да, но только в игровой форме. Материал будет подаваться в зависимости от психологии возраста, и мы не исключаем, что будут охвачены вузы и техникумы. Наша задача очень сложная, но мы над ней работаем. Я считаю, что библиотеки — это стратегический ресурс района. Несмотря на то, что он находится в ужасном состоянии, важность его огромна. К примеру, фермер, владея таким ресурсом, сможет сам определить, где и по какой цене ему выбирать материал для своего хозяйства, а не покупать то, что ему навязывают. Это, помимо прочего, и ключ к решению социальных задач.
— Действительно, простой эту задачу не назовешь!
— Конечно, это вопрос не одного года, и решать ее надо комплексно. Нам предстоит решать множество вопросов — от наполнения библиотечных фондов и закупки оборудования до создания кадрового потенциала. Одинакового рецепта для каждой задачи нет.
— Как обстоит дело с финансированием?
— Пока что эта работа находится на начальном уровне. Району еще предстоит проработать каждую из этих муниципальных целевых программ, показать их социальную значимость на областном уровне. Ясно, что в этом году о финансировании говорить рано, но если эти программы подтвердят свою успешность, работу будет выстраивать гораздо проще. Часто мы оказываемся без финансирования лишь потому, что не можем доказать нужность и важность социально значимых программ.
— А социальную значимость несет каждый из этих проектов...
— Посмотрим на тот же проект “Культура в село”. Что сегодня есть на селе? Когда наш муниципальный оркестр начал туда выезжать, некоторые местные жители перед концертами ходили, плевали семечки. Но стоило только заиграть скрипке, как они тут же бросали эти семечки. Поразительно. Мы сами этого не ожидали. Эти люди, они никогда вживую не слышали скрипку! Иногда жители бывают недовольны тем, что им предлагают в культурном плане, но то, что имеем мы в городах, село вообще не имеет. У нас 240 населенных пунктов, к которым никогда никто не приезжал. Ни танцоры, ни певцы, ни музыканты.
— Что же можно тут сделать?
— Во-первых, донести культурный ресурс района до села. И второе — вовлечь село в культурное пространство. И здесь как раз очень уместна работа в рамках нашего информационного проекта. А как это можно сделать на селе? Либо через дома культуры, либо через школы, либо через библиотеки. Мы должны добиваться, чтобы в каждом селе была библиотека, и там должен стоять общедоступный компьютер с подключенным Интернетом.
— Много говорится о фестивальном движении в Сергиевом Посаде. Что это?
— Фестивали традиционно проводятся в нашем районе. Но мы смотрим на них несколько иначе. Это не только организация концерта-конкурса, пусть даже в течение дня на какой-то площадке. На наш взгляд, фестивальное движение нужно району для выстраивания творческой культурной политики. За фестивалем должны следовать “круглые столы”, мастер-классы, обсуждения и разговоры о планах на следующий год. Это не просто “посмотрели, поговорили и разошлись”. Фестивали формируют наше будущее, искусство — это очень серьезно.
Владимир КРАЕВ
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?