Главные новости
Ежи Стаховяк — депутат городского совета нашего польского побратима, города Гнезно. У себя на родине, в муниципальном центре культуры он заведует международными связями, и оттого в Сергиевом Посаде пан Стаховяк частый гость.
Он, один из "моторов" нашей дружбы, помогал организовывать совместные фестивали, открывал образовательные программы и спортивные встречи городов-партнеров, на этот раз оказался в составе делегации, которая призвана наладить контакты между объединениями инвалидов Посада и Гнезно.
Во время знакомства с интернатом инвалидов на Каляевке Ежи Стаховяк нашел время для разговора и покинул свою группу минут на двадцать. В то время как его коллеги обходили интернат, мы беседовали в парке возле главного корпуса. Яркое солнце, свежий воздух, расчищенные дорожки, радостное пение птиц. Но видно, что после трагических событий прошлой недели нашему польскому гостю совсем невесело.
— Ежи, вы помните тот момент, когда вас застали эти новости?
— Конечно, я отлично помню. Это случилось в субботу. В пятницу мы приехали и в субботу пошли на прогулку по городу. Посетили музеи, встретились со знакомыми, гуляли вместе. Когда мы проходили мимо Белого пруда, я был чуть впереди и вдруг услышал, что меня зовут. Подхожу, и мои друзья говорят: "Ежи, что-то страшное случилось". И больше ничего не говорят. Потом: "Авиакатастрофа, самолет разбился. В нем летели президент Качиньский, его супруга и много высокопоставленных лиц". И снова замолчали. Я просто замер. Трудно было это воспринять. Я несколько раз был за границей, у нас много городов-партнеров, но такую страшную информацию в такой ситуации я услышал впервые. Я сразу позвонил на родину, в Польшу. Это была правда. И потом, куда бы мы ни ходили, с кем бы ни встречались, всегда чувствовали такое хорошее, теплое отношение людей. Каждый выражал нам соболезнование.
— Что простые люди в России могли сделать в этой ситуации?
— Конечно, мы находимся далеко друг от друга. Но я честно могу сказать, что вы уже помогаете. Когда мы приехали в Москву в польское посольство, то увидели, сколько цветов, сколько свечей там было. Это сочувствие ощущалось на каждом шагу. Если мы шли в посольство, нас останавливали, передавали слова соболезнования. Польское телевидение также транслировало заявление российского руководства о том, что все будет сделано для выяснения причин, о том, что нам будут помогать во всем. Это сближает. Я честно скажу, поляки ценят это. Потому что люди оценивают друг друга, когда видят, что поступают по-человечески. А у поляков есть такая характерная черта. Они могут по-разному относиться друг к другу. Разговаривать, не разговаривать. Но когда происходит несчастье, начинается хорошее сближение, объединение. Они встречаются на площадях, они кладут цветы, молятся — все это было можно видеть по телевидению.
— Сейчас часто обсуждают отношения государств, Польши и России, а как подружились наши города?
— Наше сотрудничество началось в 2007 году. Тогда говорилось, что политические отношения между нашими государствами как-то не очень. Но когда бывший генеральный консул Российской Федерации в Познани Владимир Кузнецов предложил подружиться с Сергиевым Посадом, мы охотно согласились. Я тогда уже знал русских людей, некоторое время жил в России. И когда меня спросили: "Ежи, будем дружить?", я, конечно же, согласился. Мы тогда сказали, что нас не интересуют плохие отношения между государствами, мы хотим строить мосты. И так было. Ваши сергиевопосадские певцы, художники, музыканты приезжали к нам в Гнезно. Я до сих пор помню, как около полуночи после выступления ваши танцоры вышли на Рынок, как у нас называется площадь, и к ним присоединились наши жители. Вместе они танцевали и пели! В Польше хорошо знают "Подмосковные вечера", "Волга-Волга", "Бродягу", "Пусть всегда будет солнце" — это красивые песни, которые нас объединяют. И вот что еще важно. Наша дружба началась с поминовения ваших советских солдат, которые лежат на нашем кладбище. В этом году мы приехали сюда, и вот случилась катастрофа. Я не знаю, можно ли сравнивать авиакатастрофу с войной, но сегодня мы встречаем понимание и сочувствие, и я скажу, что эта трагедия тоже сблизила нас и она принесет определенные положительные плоды. Это большой шанс, который дается снова.
— Ежи, что лично связывало вас с Россией в те времена, когда Гнезно и Посад еще не были побратимами?
— Значит так. Все началось с любви к русскому языку еще в начальной школе. У нас теперь немного другая система, теперь к начальной школе относятся классы с первого по шестой, а тогда в начальной школе было восемь лет обучения. Но это не имеет значения. У меня был хороший учитель. Такая пани, которая прошла Сибирь, вернулась в Польшу, и поскольку она хорошо знала русский язык, то поступила в школу и начала преподавать русский язык. Ну и потом, когда я перешел в среднюю школу, мне снова попалась хорошая учительница. Она начала готовить меня к олимпиаде по русскому языку. Позже, как студент, я бывал в Советском Союзе на курсах — в Полтаве, Харькове, Киеве и, наконец, в педагогическом институте в городе Орел. Это было хорошее время. Так я с глазу на глаз знакомился с Россией — не по книгам, а в действительности. Я смотрел на живую Россию, встречался с молодежью, с известными в России людьми. Я очень люблю русские песни. Николай Васильевич (Н. В. Борисов, ведающий межмуниципальными связями в администрации города. — В. К.) шутит, что я знаю больше русских песен, чем местные люди. Песня тоже сближает, надо этим пользоваться.
— Как вы стали депутатом?
— С самого начала, как только я окончил факультет русской филологии в Университете Адама Мицкевича в Познани, я начал работать учителем. Сначала в начальной, потом в средней экономической школе-техникуме в Гнезно, где сам когда-то учился. Четыре года учителем, потом заместителем директора, а потом на протяжении двадцати лет директором. В какое-то время я стал депутатом, и сейчас идет уже моя третья каденция. Наступило время, и я пошел на пенсию. Это связано с нашим, уже не существующим теперь законом, по которому человеку, который проработал в школе тридцать лет, разрешалось отправиться на пенсию. Так я и сделал, потому что передо мной появились новые перспективы в области сотрудничества городов. И теперь, будучи депутатом, я работаю в городском центре культуры и в связи с этим я здесь. Я бываю в наших городах-партнерах в России, в Литве, на Украине — можно сказать, у меня весь восток. У нас в России хороший партнер, городская власть в лице Николая Васильевича Маслова. Контакты между нами бывают настолько частыми, иногда мы звоним друг другу несколько раз в день. Разговариваем, обсуждаем, что лучше делать, а чего не стоит. У нас хорошее взаимопонимание. Я люблю приезжать сюда. Никакой словарь, книга или учебник не может заменить того, что человек видит на улице. Когда читаешь рекламные объявления, когда прислушиваешься к тому, что говорят люди, — это настоящий живой язык. История, песни, хорошие люди — все это притягивает меня.
***
Вопрос напоследок: "Вы улетаете в четверг?" После небольшой паузы Ежи Стаховяк отвечает: "Уезжаем. Я уже теперь летать не хочу".
10 апреля в Смоленской области при заходе на посадку разбился самолет Ту-154 с членами польской делегации, следовавшей для участия в траурных мероприятиях на территории Катынского мемориала. В авиакатастрофе погибли президент Польши Лех Качиньский, его супруга и большое количество политических, военных и религиозных деятелей Польши.
Справка
Руководитель Совета депутатов в Гнезно Ежи Стаховяк, президент города-побратима Яцек Ковальский и директор городского Дома культуры Павел Костусяк стояли у истоков побратимских связей Сергиева Посада и Гнезно. При их поддержке и непосредственном участии удалось наладить деловое сотрудничество между культурным центром Гнезно и сергиевопосадским Дворцом культуры имени Ю. Гагарина, провести в октябре 2007 года акцию поминовения солдат, положивших жизни за свободу Польши в боях под Гнезно, и облагородить их могилы.
При поддержке руководства города-побратима прошли дни Сергиева Посада в Гнезно 7-10 мая 2008 года и фестиваль "Славянский путь", состоявшийся в Сергиевом Посаде в мае прошлого года.
Владимир КРЮЧЕВ
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?