ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛОВ: "ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫЕ ВСЕМ ПРАВИЛА ИГРЫ"

14 июля 2010 3891

Прошел год с тех пор, когда заместитель главы администрации района Евгений Гаврилов, отвечающий за финансовый блок, дал газете свое первое развернутое интервью. Тогда он поделился с читателями газеты планами, своим видением перспектив работы. Сегодня мы беседуем с Евгением Васильевичем как о том, что удалось сделать в рамках работы финансового блока администрации, так и о том, что волнует простых людей.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛОВ: «ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫЕ ВСЕМ ПРАВИЛА ИГРЫ»

— Евгений Васильевич, год назад вы говорили о неких принципах выстраивания эффективной финансовой политики. С вашим приходом в такой достаточно консервативной сфере, как финансы, стало явно что-то происходить. Заметен переход от работы по большей части с цифрами к аналитической. Что-то стало меняться концептуально. Что вы постарались изменить в первую очередь? Например, появилось ли что-то новое в работе с бюджетом?

— Начну с того, что бюджет Сергиево-Посадского района на 2010 год в моей практике уже девятый. То есть я непосредственно занимаюсь своей профессиональной деятельностью, для которой у меня есть и соответствующее образование, и соответствующий опыт. Поэтому в этой работе для меня нет чего-то нового, а есть понимание того, что должно быть.

Первое, что я бы назвал в этой связи, — должны быть приняты всем понятные правила игры. Таких правил, с моей точки зрения, прежде почти не было, и мы постарались сделать все для того, чтобы они были определены. Для меня правила игры — это фундамент, на котором можно строить работу, и он создан.

— Что это за правила?

— Правила игры в нашем чиновничьем понимании — это конкретные документы, которые регламентируют работу. Например, сейчас у нас на выходе документ, который регламентирует взаимодействие финансистов с управлениями образования, здравоохранения и их, в свою очередь, с получателями, то есть конкретными школами, детскими садами, больницами и так далее, с подразделениями администрации по вопросу подготовки документов по капитальным ремонтам. Задача — сделать так, чтобы все знали, кому, к какому сроку, какие документы и в каком объеме необходимо подготовить. И все это должно быть увязано с бюджетом.

Что касается работы финансового блока администрации района, за который я отвечаю, в него входят четыре подразделения, и надо было также выстроить их взаимодействие, так как работа подразделений тесно связана и часто пересекается. Простой пример: чтобы проверить какое-то учреждение, отдел муниципального финансового контроля должен составить план на определенный период. Но без понимания проблематики невозможно сделать качественный план. Вначале надо понять, что проверять. Раньше был такой подход — приходили к тому, кого давно не проверяли, и делали ревизию, полный цикл проверки. Меня такая ситуация не устраивала. Потому что ревизия необходима тогда, когда совсем все плохо, а зачем нам проверять, если мы даже не знаем, плохо там или хорошо? Чтобы галочку в отчете поставить? Поэтому основные акценты были смещены в сторону тематических проверок. Например, проверка соотношения цен по конкурсам на закупку питания для детских садов. Или проверка отделом муниципального финансового контроля того, как распорядители (управления образования и здравоохранения) и получатели бюджетных средств распределяют средства от платной деятельности учреждений. На это есть жесткие нормативы — сколько денег на зарплату, сколько на коммуналку, сколько на все остальное.

Если брать отдел по мобилизации доходов, там больше оперативной и аналитической работы. Но без согласования ряда позиций с финансовым управлением, где есть информация, сколько приходит денег, по каким кодам они распределяются, отдел полноценно выполнять свои задачи не сможет. А если финансовое управление подскажет, где проваливаемся, то отдел по мобилизации доходов с этим поработает. Только тогда можно выстроить эффективную тактику работы.

— Не появится ли с большим количеством регламентирующих документов излишняя бюрократия?

— Это не лишнее. Есть четыре основных принципа управления. Планирование, организация процесса, мотивация процесса и контроль. В каждом из этих пунктов есть еще свои четыре — такая конструкция называется "принцип табурета". То есть убираешь одну "ножку" — и либо все рушится, либо что-то если и работает, то не очень хорошо. Так вот, в пункте "организация процесса" такие четыре принципа: кадры, материальные ресурсы, средства производства и регламенты. Это аксиома! То есть без четкой регламентации процессов невозможно ничего сделать эффективно.

— Но любой регламент можно нарушить. Что касается бюджетных денег, заменить их какими-то устными договоренностями.

— Нет-нет. Ведь в чем смысл системного подхода? В том, чтобы система сама работала, а не управлялась в ручном режиме. Создаются такие регламенты, которые говорят, что если ты не сделал всего положенного, то финансисты никогда не примут такие документы, потому что они таким образом нарушат свои регламентирующие документы, которые утверждены главой района. А раз не примут — не будет финансирования. Поэтому все принимаемые нормативные документы реально работают.

— Все эти правила игры будут касаться бюджета следующего года?

— Нет, есть документы, которые приняты в прошлом году, а с этого уже работают. Например, в октябре приняли новое Положение о бюджетном процессе. Кстати, это тоже касается правил игры, но уже другого уровня — Совета депутатов и администрации района. В нем прописано, как идет подготовка бюджета, как он утверждается, как потом происходит по нему отчет, кто участники процесса. Когда мы готовили новое Положение, было более шестидесяти поправок к старому, и мы решили: проще не поправки вносить, а принять новый. Так и сделали, и этот документ получился хорошим. Недавно принято Положение о муниципальном долге. Аналогичный документ есть на уровне области, будет и у нас. Его принятие будет способствовать созданию условий для недопущения несанкционированной кредиторской задолженности.

— Как складываются отношения района и поселений? Ведь область получает консолидированный бюджет района, куда входят и бюджеты поселений. А значит, должна быть какая-то общая стратегия, то есть взаимодействие района с поселениями.

— К сожалению, на уровне страны многие вещи даны только концептуально, стратегически. В советское время все было четко прописано. Ну почему не обобщить опыт четкими инструкциями, не утвердить их законами? Тогда и порядка было бы больше. А ведь есть дефицит кадров на местах — это проблема, которую надо решать. И если на уровне района она не столь остра, то поселения почти все столкнулись с этим. Значит, надо работать вместе. С января этого года мы проводим регулярные совещания с финансистами поселений. Говорим о живых проблемах, о том, как они должны решаться. Строго говоря, поселения нам не подчиняются, но они должны представлять в район отчеты об исполнении бюджетов. Поэтому ежемесячно по четвергам мы встречаемся на семинарах-совещаниях, в повестку которых обязательно входят бюджетные вопросы. Предлагаем методическую помощь, даем для работы свои нормативные документы, которые они могут адаптировать для своих поселений. Один из вопросов на таких совещаниях — о мобилизации доходов. Обсуждается, как эффективнее собирать налог на имущество физических лиц, что делать с налогом на землю. А для этого надо заниматься идентификацией земельных участков и инвентаризацией объектов бизнеса.

— Поселения начали этим заниматься?

— Начали.

— Какие активнее?

— В Пересвете занимаются, в Краснозаводске, в Хотькове. К сожалению, не видно активности Сергиева Посада, хотя это самое большое поселение. Эти вопросы мы не просто обсуждаем на совещаниях с финансистами поселений, мы их выносим и на заседания расширенных коллегий, представителями которых являются главы поселений и председатели Советов депутатов.

— При таком большом объеме работ и регламентации процессов необходима максимальная компьютеризация работы.

— Конечно, необходим программный продукт, который позволяет каждому распорядителю, у которого много получателей бюджетных средств, контролировать их деятельность. С сентября 2009 года мы стали работать над таким программным продуктом, который в этом году поставили всем распорядителям. Теперь управления здравоохранения и образования, другие распорядители бюджетных средств полностью владеют ситуацией на местах в реальном времени.

— То есть речь идет о прозрачности финансовых потоков.

— Бюджет прозрачный и понятный. Еще один из принципов — все деньги, которые прописаны в целевых программах, заложены и в бюджете. И эти программы также являются приложением к бюджету. Общая сумма финансирования — более 100 миллионов рублей, в том числе на капитальный ремонт более 65 миллионов рублей.

— Если говорить о целевых программах, у каких есть шансы быть профинансированными? Год ведь трудный.

— Наша задача — профинансировать все. То есть, если мы что-то продекларируем, но не сделаем, актуальности эта работа не потеряет, но и эффекта от нее не будет. Сейчас и Д. А. Медведев, и В. В. Путин, и А. Л. Кудрин много говорят о необходимости эффективного отношения к расходам бюджета. То есть, если мы что-то планируем, расходы должны реализовывать задуманное — чтобы двигаться вперед.

— Раз нужно все профинансировать, значит, на первый план выходит работа по формированию доходной части бюджета. Какие из налогов и платежей у нас собираются легче, а какие, может быть, самые проблемные?

— Если говорить о районном бюджете, то у нас основных налоговых платежей два: налог на вмененный доход для бизнеса и налог на доходы физических лиц. Это примерно две трети собственных доходов бюджета района (налоговых и неналоговых). Отсюда и важность работы по мобилизации доходов. Один из инструментов — межведомственная комиссия. И в рамках комиссии, и вне ее налажено взаимодействие с налоговой службой, судебными приставами, прокуратурой, оперативно-розыскной частью, которая занимается налоговыми преступлениями. Ведется аналитика по тем, кто платит и кто не платит налоги, постоянная персональная работа с неплательщиками. Взаимодействуем с управлением экономического развития районной администрации, с представителями поселений на предмет проверки рынков. Только по рынкам выявлено более двухсот предпринимателей, кто не имел регистрации, не платил соответствующие налоги. И такую работу отдел по мобилизации доходов проводит постоянно и системно.

— Какая реакция, а главное, результаты?

— Реакция нормальная, потому что появилось понимание: другого не дано. Есть и результаты. Так, в 2010 году мы не стали повышать ставки на вмененный доход — налог, который платит в основном малый бизнес. Следовательно, как минимум, в это сложное время не увеличили налоговую нагрузку на предпринимателей. И при всем этом в результате той работы, которую проводит отдел по мобилизации доходов, цифры по поступлениям в бюджет не просто не снижаются, они выше. То есть люди не только смогли потратить эти деньги на свои нужды, но и стали платить те задолженности, которые у них есть. Кроме того, при усиленном контроле за этой сферой деятельности срабатывает еще один принцип. Естественно, что предприниматель начинает задумываться: "Если я плачу налоги, тогда почему он не платит? Он что, особенный у нас?"

— Будут стучать друг на друга, что очень развито за границей?

— Речь идет не о стукачестве, а о справедливости. Почему один должен платить, а другой нет? Особенно плохо, когда житель Сергиева Посада платит, а парень из другого района, который при определенных обстоятельствах получил на рынке место или даже несколько, не платит.

— То есть такое сознание уже формируется?

— Оно формируется. Каждый гражданин должен понимать, что детские сады, школы, больницы работают лучше или хуже не просто так — откуда-то должны ручейками денежки стекаться на их содержание и ремонт. Если кто-то думает: "Твои дети, может, ходят в тот же садик, на содержание которого я плачу налоги, а ты нет. А почему?", то это нормальное отношение к справедливости.

— Скажите, что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы у нас было как на Западе, когда люди платят налоги достаточно дисциплинированно. Я не думаю, что там люди более сознательные. Может, надо уменьшить налоги? Может, пострашнее напугать людей?

— Надо сначала сделать жизнь граждан нормальной, дать им нормальную работу. Несмотря на то, есть кризис, нет ли его, работать над тем, о чем сейчас много говорят на всех уровнях. Речь идет об инвестиционной деятельности, связанной с развитием технологичных производств и соответственно появлением новых рабочих мест. Таких предприятий должно быть много, и они должны быть разноплановыми, в большей степени направленными на потребительский спрос, производящими конкретно то, что нужно людям.

— Но ведь при любом раскладе природа человека такова, что неохота отдавать свое...

— Тогда у государства появляется право, моральное в том числе, выстраивать жесткую систему контроля. Вот мы говорили о бюджете. Но бюджет — это проекция нашей экономики. То есть он напрямую увязан с работой конкретных предприятий, с положительными тенденциями на рынке труда, организацией дополнительных рабочих мест, привлечением инвесторов, помощью малому бизнесу — все это в целом потом ложится проекцией на бюджет. И это должна быть ясная, внятная инвестиционная политика на всех уровнях — страны, региона, района, поселений.

Галина СЕРОВА

Газета "Вперед"