Главные новости
Сегодня в гостях у редакции ученый и производственник, хорошо известный в стране и за рубежом. Для доктора технических наук профессора Владимира Меньшикова инновации и модернизация — это сфера профессиональной деятельности и научных интересов. Владимир Викторович пятый год руководит Хотьковским НИИЛКП с опытным заводом “Виктория”, и эта фирма недавно получила статус лучшего научно-производственного предприятия Подмосковья. Меньшиков заведует кафедрой управления технологическими инновациями в Российском химико-технологическом университете им. Менделеева. Ученого и практика уже несколько лет приглашают с курсом эксклюзивных лекций в Остравский технический университет в Чехии. Но, кроме того, Владимир Меньшиков возглавляет Совет директоров при главе района. Директорский ареопаг недавно инициировал защиту в областном правительстве первого “ХТ-кластера” в районе. Со своим ученым собеседником мы постарались обсудить широкий круг вопросов.
Made in Khotkovo
— Владимир Викторович, сегодня можно услышать скептическое мнение, дескать, в районной науке только в птицеводстве и заметны успехи. В то же время замминистра области по промышленности и науке Николай Киселев утверждает, что у района научный потенциал очень мощный и перспективный. В связи с этими полярными мнениями возникает вопрос. На ваш взгляд, район сохраняет позиции одного из подмосковных научно-производственных центров или этот статус безвозвратно утрачен? Есть у нас шансы стать сергиевопосадским Сколковом в оборонных отраслях?
— Не знаю, с какими скептиками вы вели разговор, но я полностью согласен с Н. Киселевым. Надо понимать, что наука может быть фундаментальной, а может быть прикладной для решения конкретных задач с быстрым выходом на внедрение. Что касается первой, то, наверное, Сергиев Посад и не Дубна, и не Сколково. А вот что касается прикладной (или внутрифирменной), то без нее современным фирмам не выжить. Вот она-то и определяет инновационное развитие.
Да, предприятия советского периода с соответствующей организацией работ оказались в трудном положении. Уже нет полномасштабного госфинансирования, приходится выживать самим, а этому не учили. Но ведь многие выжили и развиваются. Как вы думаете, за счет чего? И не надо становиться сергиевопосадским Сколковом, там как раз с финансированием все в порядке. Нам нужны другие подходы.
— Почему сами заводы-институты не заинтересованы в популяризации своей научной деятельности? На НИИхиммаш журналистов позвали один раз за двадцать лет. Очень скромно отметили в отрасли гагаринский юбилей. О ЦНИИСМ знаем только то, что на его терминале едва не поселился очередной торговый “черкизон”.
— Про “черкизон” ничего не слышал, но то, что на параде 9 мая по Красной площади идет дивизион ракет “Тополь-М”, на которых можно ставить знак “Made in Khotkovo”, видел сам, да и весь мир. Про СМИ, хотя сам много лет был главным редактором отраслевого журнала (он известен в Европе) и являюсь членом Союза журналистов РФ, скажу следующее. Чтобы что-то популяризировать, надо хотя бы понимать, о чем идет речь. Это вам не в укор, а совет: сделайте в газете постоянную рубрику, например “Инновации” или что-то в этом роде. Пусть этим занимается кто-то персонально. Я, когда работал в Чехии, издавал в Праге в газете “Чехия сегодня” приложение “Трансфер технологий”. Читали и россияне, и чехи, кто в теме. А тут как-то в начале финансового кризиса увидел в одной из районных газет заголовок “Директора предприятий в панике”. Он меня возмутил, я даже звонил автору. Это вы в панике, а мы в таких условиях занимаемся системной работой и вышли из очередного кризиса. Получив еще одну порцию жизненного опыта, кстати, очень полезного, но об этом особый разговор.
— Какие научные отрасли, по вашему мнению, делают сегодня заметные шаги? Есть примеры промышленной модернизации с применением науки?
— Все наши предприятия, я имею в виду работающие, ищут путь модернизации, если хотите, инновации, а про науку я говорил ранее. Примеры? Мы у себя в НИИЛКП каждый год выпускаем сборник трудов, участвуем в международных выставках и конференциях. Да и не мы одни, районная наука в птицеводстве, как вы правильно отметили, вообще на высочайшем уровне. А вы были на их выставке на ВВЦ или на нашей — “Интерлакокраска” на Красной Пресне, там много примеров?
— Есть ощущение, что сегодня по научно-производственным инновациям лидирует Хотьково: недавно запущен в эксплуатацию новый завод покрытий на “Электроизолите”, строится завод по выпуску оборудования для торговой маркировки и современных пищевых упаковочных материалов. Но, может быть, есть и другие достижения, которыми район может гордиться.
— Может, Хотьково и лидирует, а может, нет, это не лыжные гонки, скорее бег с препятствиями. Сами знаете, есть разработки не для общего пользования, многие содержат и коммерческую, и государственную тайну, на некоторые поданы заявки на патенты. Уверяю вас, у района есть все основания гордиться своими нынешними научными достижениями. Наш НИИЛКП и Краснозаводский химзавод недавно были отмечены губернатором Борисом Громовым: мы как лучшая научная организация области, а КХЗ — за лучшее изделие года. Уверен, что и другим предприятиям района — фармацевтическим, мебельным, энергетическим, аграрным — тоже есть чем гордиться. Почему об этом нет информации, не знаю. Я предложил торгово-промышленной палате создать совместно с Советом директоров постоянно действующую выставку в районе, но ответа нет. Предлагаю подключиться к этой теме СМИ.
Нанотехнологии встают на крыло
— Знаем, что вы читаете лекции в европейских университетах. Значит, европейские страны интересуются разработками хотьковских специалистов по сложным покрытиям и технологическому оборудованию. Можно ли узнать, какими именно?
— Есть области, где мы если не передовые, то уж точно на мировом уровне. Из примеров по нашей отрасли — реконструкция вместе с чехами окрасочного цеха на “Уралвагонзаводе” в Нижнем Тагиле. Мировой рейтинг у комплексной роботизированной линии окраски контейнеров с вредными отходами для атомных электростанций. Нашим НИИ разработаны экологически чистые материалы для защиты труб и конструкций для флота. Хотьковский ЦНИИСМ участвует в программе создания самолетов “Суперджет” и “Боинг”, в поставке конструкций для спутников связи США и во многих других международных совместных проектах. Думаю, у многих предприятий есть свой перечень наукоемких разработок.
— Как обстоит с конкурентоспособностью на отечественном уровне? Где наши научные разработки сегодня успешно применяются?
— Хотелось бы, конечно, чтобы мы были более востребованы в России, тем более, что Хотьковские НИИ сильны именно в направлении наноиндустрии и новых материалов. Эти инновации применяются, например, в тонкой пленке, какими являются лакокрасочные покрытия. В создании уникальных композиционных материалов особенно силен ЦНИИСМ, тут нанодобавки дают совершенно новый, качественный эффект. Что наши НИИ и подтвердили, получив и выполнив гранты областного министерства промышленности и науки, министерства образования и науки России.
О халве и модернизации
— Какова судьба первого научно-производственного кластера в Хотькове, о чем говорилось на одном из заседаний совета директоров? Можно ли узнать подробности проекта? И будет ли продолжение инновационной программы?
— Проект концепции инновационного химико-технологического кластера был размещен на сайте Минэкономики Московской области. Я о нем докладывал на совещании представителей Центрального Федерального округа, где Московскую область представляли вице-губернатор Д. Большаков и я. Проект получил одобрение губернатора еще в августе 2010 года, но соответствующее постановление все еще проходит согласование. За это время сменился директор на “Электроизолите”, да и другие авторы идеи тоже люди немолодые. Хотелось бы верить, что модернизация в регионе наберет необходимый темп. Основная цель кластера — повышение имиджа науки, рост статуса района, привлечение молодежи в производство.
— Почему затормозилось внедрение индустриального парка под Пересветом? На какой срок отложено развитие промышленного округа и какие шаги может предпринять Совет директоров для поддержки перспективного проекта?
— Думаю, что отсрочка с индустриальным парком произошла по той же причине, что и в случае с ХТ-кластером. Региональные власти промедлили, и мебельщики ушли в другой регион, получили поддержку Правительства РФ. Совет директоров — общественный совещательный орган, а решение принимают чиновники. Мы можем помочь с оформлением и подачей будущих заявок, что и делаем. Район нас в этом поддерживает.
— Может ли большая наука сотрудничать с малым бизнесом? Известны ли вам примеры такого партнерства?
— Нет большой и малой науки, о чем я уже говорил. Без малых и средних инновационных предприятий, судя по мировому опыту, развитие инноваций в большом объеме невозможно. Надо сказать, что Правительство страны, Дума и президент делают шаги в этом направлении. Примером тому Закон № 217 об инновационных предприятиях при вузах, аналогичных предприятиям “start-up” на западе. Но там они сразу получили налоговые и арендные льготы, а у нас только через полтора года что-то сдвигается. Очень легко уже на старте задушить налогами и арендой новое предприятие, которое еще не начало выпуск инновационной продукции. А именно так, к сожалению, все сейчас и происходит. Федерального закона по инновационной политике нет, поэтому каждый регион принимает свой. В Евросоюзе такое законодательство действует с 2005 года. Там есть полное понимание, что считать инновациями, и какие они бывают. Мы пока только об этом рассуждаем, но, сколько ни говори “халва”, во рту слаще не будет.
Визитная карточка
Владимир Меньшиков окончил Российский химико-технологический университет им. Менделеева.
Почетный химик России, член правления Российского химического общества им. Менделеева, Меньшиков входит в межправительственную комиссию по научному сотрудничеству между Россией и Чехией. Он автор более 200 научных работ, входит в редколлегию нескольких отраслевых изданий. Женат, воспитал дочь-финансиста и сына-музыканта, в семье подрастают трое внуков.
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?