Главные новости
Валентин Миронов родился 5 августа 1938 года в Краснозаводске. По окончании восьмилетки поступил в Краснозаводский химико-технологический техникум. По распределению был направлен в город Азов Ростовской области. Затем вернулся в родной район и работал в поселке Новостройка. Образование продолжил в Казанском химико-технологичеком институте имени С. Кирова. Закончив его, занял должность начальника технического отдела
НИИХСМ. Много лет проработал на испытательных и пусковых площадках — в Капустином Яре, Плесецке, Байконуре. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и “Знак почета”. Избирался депутатом Загорского городского Совета депутатов.
В 1975 году был назначен вторым секретарем районного горкома партии.
В 1977 году стал председателем исполкома и депутатом Московского областного Совета.
В 1980-м окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС и получил степень экономиста высшей квалификации и был назначен первым секретарем горкома партии.
В 1988 перешел на работу в Московский обком КПСС заведующим административными органами.
С началом перестройки перешел на работу в Совет министров РФ в управление делами. Был членом комиссии по инаугурации первого Российского президента Бориса Ельцина.
С 1992 года — управляющий делами Конституционного суда России. Получил чин государственного советника юстиции III класса.
В 2003 году вышел на пенсию. Активно занимался общественной работой. С начала года стал председателем районного Совета старейшин.
Валентин Миронов воспитал двоих сыновей. Сейчас с удовольствием общается с внуками, считает дачу своей жизнью и вечерами слушает аудиокниги, отдавая предпочтение Соловьеву, Ключевскому, Ильину.
Имя Валентина Николаевича Миронова известно в Сергиевом Посаде всем, кроме грудничков и подростков. Когда он занимал пост первого секретаря горкома партии Загорского района, выросли здание администрации и районная больница, а проспект Красной Армии был капитально благоустроен. Когда Валентин Миронов возглавлял горком, он старался не пользоваться служебной “Волгой”: на работу ходил пешком. И руководители коммунальных служб по утрам ждали нагоняя. Сейчас Валентин Миронов — председатель городского Совета старейшин.
Напрасно говорят, что поколение молодых руководителей не учится на чужих ошибках и не учитывает опыт прошлых лет. Глава района Анатолий Упырев не раз подчеркивал, что не только с радостью готов воспринимать советы старшего поколения, но и использовать их наработки. Ведь для строительства будущего нужен крепкий фундамент. Валентин Николаевич готов делиться своими знаниями и опытом.
К примеру, камнем преткновения при решении многих вопросов стало отсутствие генерального плана как Сергиева Посада, так и всего района. И старейшины с готовностью предъявили сообществу постановление Госплана СССР от 1988 года, хотя сейчас, конечно, это только справочный документ и точка опоры.
— Валентин Николаевич, вы долгое время возглавляли Загорский район. Каким вы его приняли? Интересно сравнить, какие проблемы стояли наиболее остро тогда, и какие, на ваш взгляд, требуют срочного решения сегодня.
— Проблем всегда хватало. Я считаю, что расцвет района начался с приходом к руководству в 1969 году Ивана Ивановича Холода. Он стал первым секретарем горкома партии в возрасте 33 лет — очень рано по тем временам. Можно сказать так: если Петр открыл окно из России в Европу, то Холод открыл окно из Загорска в центральные органы управления. С его приходом в администрацию пришла молодежь — Виктор Новиков стал председателем исполкома в 27 лет, я — членом бюро горкома в 32 года.
Молодые руководители не боялись принимать смелые решения и брать на себя большие обязательства. Положение в районе было плачевным по многим отраслям. Не было, к примеру, ни одной нормальной больницы. Ее роль исполняли помещения нынешнего семинарского корпуса Лавры на улице Кирова, помните — третья больница. А там всякие грибки, стафилококк и тому подобное. Спасло ситуацию строительство ЦРБ. В 1975 году был заложен первый камень фундамента. Виктор Новиков с единомышленниками сумел собрать в единый кулак семь министерств союзного значения, и они дали деньги, дали лимиты на проектирование и строительство и смогли в Госплане СССР все это оформить. А возводили комплекс методом народной стройки: ЗОМЗ и ЗЭМЗ построили основной корпус, Краснозаводский химический завод — поликлинику, работали бригады с Новостройки, да все предприятия участвовали в строительстве.
В эти же годы, вслед за ЦРБ, были построены поликлиники в Реммаше, Новостройке, Хотькове, ведомственные больницы появились у ЗЭМЗа и ЗОМЗа, капитально отремонтировали здание “Красного Креста” и роддом. Сколько лет с тех пор прошло, и ничего другого не построено. Хотя по проекту рядом с имеющимся роддомом должны были построить, к слову, точно такой же.
В канун 80-го Загорск получил к Олимпиаде хорошее благоустройство. Вы и представить себе не можете, как выглядела прежде привокзальная площадь, как выглядел центр города, а на Новоугличское шоссе вообще можно было только на танке выехать. И мы сделали такое благоустройство, о котором можно было только мечтать.
Повторюсь: проблем было много, но они решались. Сегодня, на мой взгляд, проблемы те же — ремонт Краснозаводской больницы не завершен до конца, роддом давно не видел капитального ремонта. О строительстве жилья и говорить нечего. Муниципальные дома теперь не возводятся — просто не на что, а коммерческая цена квадратного метра по карману немногим.
— То есть в строительстве никакого застоя не было?
— И не только в строительстве. Когда нам говорят о какой-то стагнации конца 70-х —начала 80-х, я понятия не имею, о чем идет речь. Объем промышленного производства в районе оценивался в миллиард рублей. Это теми деньгами. Мы могли прокормить и себя, и соседей — Талдом, Пушкино. Тогда бюджет не был дотационным.
Все считают, что в те времена демократии не было. А по-моему, как раз тогда демократии было гораздо больше, чем сейчас. К примеру, первый секретарь горкома ничего не мог решить без совета с теми, кто его окружает. Он был подотчетен пленуму городского комитета партии и бюро. Во времена перестройки в ДК имени Ю. Гагарина мы собирали вечера вопросов и ответов. Стоять перед тысячью человек, которые с удовольствием тебя “раздевают”, очень неприятно, скажу я вам.
Однажды жительница одной из квартир сталинского дома у путепровода написала на меня жалобу в ЦК. Ей не нравилась ее квартира в 55 метров, и она хотела поменять ее на другую. Руководство на меня давило: мол, разберись. Женщина меня до того достала, что я ей предложил: переезжайте в мою квартиру (у Миронова типовая “трешка” на Звездочке. — Авт.), а я — в вашу. Женщина эта пришла, посмотрела и говорит: “Не верю, что так живет первый секретарь горкома”.
— Нынешний глава района Анатолий Упырев уделяет большое внимание проектам прошлых лет, которые могли бы сегодня сослужить хорошую службу району. Один из них — строительство западной объездной дороги. Разработка транспортной части генерального плана города начиналась еще во времена, когда вы руководили районом. Расскажите поподробнее об этом проекте. Можно с его помощью решить транспортную проблему Сергиева Посада?
— Постановление Госплана СССР 1988 года должно было решить в Сергиевом Посаде не только транспортную проблему. Это уникальный документ, рассчитанный на пятилетку, в котором было запланировано строительство в Загорске еще двух домов культуры (на Клементьевке и на Угличе), нового Дворца пионеров. В том постановлении даже записано строительство водовода с реки Веля в Загорск. Там геологи обнаружили большое подземное озеро, и оно могло бы решить водную проблему города. Стоимость этого проекта оценивалась в 4-5 миллионов тех рублей.
А строительство объездной дороги действительно могло бы значительно разгрузить центр. Она должна была начинаться от Лакокраски и выходить к Деулинской церкви. Эта дорога и сейчас необходима.
— Все эти проекты забыты незаслуженно?
— Так однозначно сказать нельзя. В Сергиевом Посаде нет Дворца пионеров, зато строится Дворец молодежи на улице Дружбы; нет кинотеатра, а по мимо “Мира” напротив АТС должен был быть большой кинозал на 1200 мест, но зато там строится школа искусств. По-моему, учреждений культуры не хватает на Клементьевском поселке.
— Мы много говорили о достижениях прошлых лет. А как вы оцениваете сегодняшнюю действительность?
— Мне очень приятно, что промышленные предприятия после долгого забвения, наконец, встают на ноги. Сумел выжить НИИПХ. Здесь не только успешно реализуют свои разработки и регулярно выплачивают зарплату, но и думают о будущем — готовят для себя молодые кадры в индустриальном институте. “Электроизолит” преодолел непростые годы с достоинством. Очень хорошо, что устойчиво работает ДСП, возникают новые производственные фирмы, в частности, стекольный завод в Реммаше.
Очень хорошо, что в районе сохранилось птицеводство. И в этом, я считаю, заслуга наших земляков, ученых Владимира Фисинина, Евгения Елизарова, Льва Тучемского. Они, кстати, не дали погибнуть не только районному, но и российскому птицеводству. Сегодня эта отрасль, к счастью, процветает, несмотря на агрессию и лоббирование “ножек Буша”.
Радует, что “Победа” сейчас хорошо работает. Этот совхоз всегда был очень большим и трудным. Александр Беляков умело управляет этим хозяйством.
Вот сейчас я назвал руководителей, которые сумели сохранить свои хозяйства. Их в районе осталось не больше пяти. Как же надо было развалить АПК за годы реформ, если раньше в районе было не меньше 19 процветающих совхозов!
— Сейчас вы работаете в Совете старейшин. Какова основная задача этого органа и что вам уже удалось сделать?
— Поскольку в Совете старейшин работают люди, имеющие за плечами большой опыт управления, то мы выполняем функцию своеобразного экспертного органа.
Наша задача — выслушать планы администрации, проанализировать их и дать дельную рекомендацию.
Но некоторые инициативы исходят и от нас. К примеру, мы предлагаем создать общественную приемную из числа студентов юридических факультетов городских вузов. Они бы могли помогать людям, скажем, написать заявление прокурору, подать какую-то жалобу, обратиться в суд. С одной стороны, им это даст опыт работы, с другой — они возьмут на себя нагрузку по работе с людьми. И даже если мы наберем в эту приемную сначала 10-15 человек, а к концу года останется только 3-4, это будет хорошо. Зато оставшиеся будут уже хорошо подкованы во многих вопросах.
— Что вы могли бы посоветовать нынешнему руководству района?
— Мне лично Анатолий Упырев очень симпатичен. У него есть желание работать, и он четко видит цель, которую должен достичь. При этом Анатолий Александрович не старается все охватить и все объять — это невозможно. Он доверяет тем людям, с которыми работает, своей команде, а это ценное качество руководителя. Лично я никогда не спрашивал своих заместителей, куда они едут и зачем. Постоянные доклады не нужны. Главное, чтобы выполнялась четко поставленная задача.
Конечно, в осуществлении каких-то больших задач Анатолию Упыреву помешала та политическая чехарда, которая была в районе два года подряд. Я вообще в этой ситуации не понимаю губернатора: какое ему дело до нашего района по сравнению с теми глобальными миллиардными проблемами, которые он должен решать.
А совет я хотел бы дать не только главе района, но и всем руководителям. Сейчас не надо делить власть, не надо ставить друг другу подножку, сейчас надо осознать, что мы все должны делать сообща. Мы в одной лодке, и грести надо всем.
Наталья АНДРЕЕВА
Фото из семейного архива В. Миронова
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?