Главные новости
Первый заместитель главы администрации района Сергей Тостановский стал гостем программы “Там, где мы живем” на радио “РТВ-Подмосковье”. Прямой эфир был посвящен наиболее острым и актуальным жилищно-коммунальным темам: подготовка к отопительному сезону, единый тариф на жилищно-коммунальные услуги и многим другим. Специально для читателей “Вперед”— печатная версия радиопередачи.
— Близится к завершению подготовка к отопительному сезону. Что уже сделано, что еще предстоит? Какие трудности и как их решаете?
— Трудности традиционные, связаны они с недофинансированием прошлых лет. Жилищно-коммунальное хозяйство района, как и по всей России, на протяжении ряда лет не финансировалось должным образом. В результате накопилось огромное количество проблем, включая внушительные дебиторскую и кредиторскую задолженности, которые не дают ЖКХ сегодня эффективно работать.
— О каких цифрах идет речь?
— На первое января 2007 года дебиторская задолженность коммунальных предприятий Сергиево-Посадского района составила 790 миллионов рублей, а кредиторская — 893 миллиона. Износ оборудования котельных достиг 65-70 процентов, а тепловых и водопроводных сетей и того более — почти 90 процентов. При этом у нас самый большой в Московской области жилищный фонд. Всего в районе 1933 многоквартирных дома. А коммунальными услугами в общей сложности пользуются свыше 220 тысяч человек.
Сергиево-Посадский район лидирует в области и по использованию жидкого топлива. Из 96 котельных на газе работает 61, две — на электричестве, шесть — на угле, остальные — на мазуте. В год район сжигает около 16 тысяч тонн мазута и 6 тысяч тонн печного топлива. В связи с высокими ценами на энергоносители тарифы котельных, работающих на жидком топливе, угле и электроэнергии, существенно превышают тарифы котельных, работающих на природном газе. Учитывая все эти обстоятельства, подготовке к отопительному сезону районные власти уделяют повышенное внимание.
— Каковы особенности нынешнего года?
— Городские поселения Сергиев Посад и Пересвет в связи с передачей им соответствующих полномочий впервые готовятся к отопительному сезону самостоятельно. Они создают новые структуры ЖКХ, набирают штат. В то же время район не может сократить людей, обслуживающих остальные поселения. На мой взгляд, полномочия необходимо передавать всем поселениям одновременно.
Как я уже говорил, Сергиево-Посадский район — лидер по потреблению жидкого топлива более дорогого, чем газ. В настоящее время действует средневзвешенный тариф для населения — 903 рубля за гигакалорию. Независимо от того, где человек проживает и от какой котельной получает тепло: от газовой или мазутной. Теперь, если каждое поселение будет устанавливать свой тариф, те, что отапливаются мазутом, заведомо окажутся в невыгодном положении. Кто будет компенсировать более дорогой тариф?
— В областной прессе появилась информация о том, что несколько котельных Сергиева Посада перешли в собственность ОАО “Коммунальные инвестиции и технологии”, то есть в частные руки. Как вы прокомментируете этот факт?
— Три котельные — Молокозавода, НИИигрушки и котельная по улице Дружбы — переданы в счет оплаты задолженности по банковскому кредиту, который был взят еще в 2003 году. Таким образом было погашено порядка 100 миллионов рублей долгов прошлых лет и еще порядка 130 миллионов получили в районный бюджет.
Что касается смены собственника, то не вижу причин для беспокойства. У нас в районе уже работают 10 частных и ведомственных котельных. Это котельные СТЭК, КРЭП, ЖБИ, Лакокрасочного завода, ЦНИИСМ, Автомоста, ЗОЗП и другие. Они существуют автономно (Теплосеть руководит только муниципальными котельными). А теперь появилась еще одна эксплуатирующая организация — компания “Коммунальные инвестиции и технологии”, которая будет управлять вышеназванными тремя котельными. Время покажет, кто работает эффективнее.
— Но есть еще такой немаловажный аспект — тарифы.
— Тарифы устанавливает Топливно-энергетический комитет Московской области. Они могут увеличиваться не чаще одного раза в год. При этом увеличение должно быть обосновано, например, ростом цен на энергоносители, и не должно выходить за установленные областью рамки. Это правило распространяется на котельные всех форм собственности: будь-то муниципальные или частные.
— Как вы в принципе относитесь к тому, что в ЖКХ приходят частные инвесторы?
— Одна из задач реформы ЖКХ как раз заключается в том, чтобы со временем акционировать все муниципальные коммунальные предприятия, приблизив, таким образом, собственников к средствам производства. Когда приходит управляющая компания и вкладывает собственные средства в развитие котельных, тепловых сетей, то работать спустя рукава и попустительски относиться к делу, как это нередко происходит на государственных предприятиях, она уже не будет. Собственник кровно заинтересован в результате труда, и в этом его преимущество.
Что касается властей, то их задача — обеспечить бесперебойную поставку тепла людям в зимнее время. Изношенность котельных и тепловых сетей ставит под угрозу нормальное функционирование жилищно-коммунальной системы. Нужны большие деньги. У района средств на техническое переоснащение ЖКХ нет, так что привлечение инвестиций со стороны сегодня едва ли не единственный выход. Уверен, если у человека в квартире тепло, есть горячая вода, то ему абсолютно неважно, чья котельная — частная, муниципальная или ведомственная. Когда все хорошо, люди обычно не задаются такими вопросами.
— Как сказалось на рынке жилищно-коммунальных услуг района появление новых управляющих компаний?
— Новые управляющие компании не всегда понимают, как правильно расставить приоритеты в работе. Когда в районе была единая управляющая компания — “СП ЖКК”, она собирала деньги с населения за коммунальные услуги, в первую очередь, оплачивая горящие платежи. В зимний период все средства аккумулировались и направлялись на тепло. А ремонт крыш, подъездов оставляли на лето. А сейчас бывает, что начинают красить подъезды, забывая про платежи за электроэнергию, за отопление, за воду.
— Реформирование ЖКХ — задача глобальная. На ваш взгляд, на что в первую очередь должны быть направлены усилия властей всех уровней, чтобы процесс шел активней?
— Реформа ЖКХ не сдвинется с места без капитальных вложений в техническое перевооружение котельных, теплосетей. Не будет средств на ремонт, на закупку топлива, не будет и реформы. Еще несколько лет назад недофинансирование ЖКХ доходило до 50 процентов, сегодня ситуация кардинально изменилась. В последние годы правительство и губернатор Московской области Борис Громов выделили значительные средства на поддержание ЖКХ нашего района: в 2006-м район получил 134,5 миллиона рублей, в 2007-м заложено почти 240 миллионов. В областном бюджете предусмотрена оплата коммунальных услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы. Перемены к лучшему налицо.
Записала Ольга ОРЕШКИНА
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?