БЕССТРАШНАЯ, НО СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ

13 марта 2008 4930

БЕССТРАШНАЯ, НО СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯУ школы № 16 на Скобянке новый прочный забор и не менее прочная репутация. Кому-то покажется нелепым сравнивать такие вещи, но для Людмилы Цирульниковой нет незначительных деталей. Ей важна любая мелочь, связанная с делом ее жизни - со школой, которую она возглавляет.

Историческое

Скобянка - микрорайон, оказавшийся в тяжелом положении, когда предприятия "оборонки", в том числе ЗЭМЗ, очутились на дне. Не случайно Скобянку тогда считали одним из самых депрессивных районов Сергиева Посада. Электромеханический завод был главным местным работодателем, и в былые времена с ним была связана почти каждая семья поселка. Крах промышленного гиганта стал трагедией не только людей, которым теперь было некуда податься.

В тяжелейшей ситуации оказалась и местная школа. Представить только: школьники тогда занимались в три (!) смены. Занятия проходили в коридорах и лаборантских, а за окнами маячил недостроенный второй школьный корпус. У завода уже не было сил завершить строительство, а город не имел планов "взять под крыло" этот, как тогда говорили, долгострой.

Да и школьники поселка, признаться, были не подарок - Людмила Анатольевна вспоминает, как на первых порах ее директорства в школе появились фотообои. К ее ужасу дети тут же принялись их сдирать. Зачем? Почему?

Теперь все ужасы в прошлом - и новое здание давно введено в строй и полно жизнерадостных детских голосов, и сами нынешние дети стали другими (к концу года на партах нет ни одной надписи, невиданный прежде результат). Не погрешим против истины, если скажем - при Цирульниковой школа расцвела.

Этот год преподнес ей три важных даты. Во-первых, школе исполняется сорок лет. Во-вторых, Людмила Анатольевна сама скоро отметит двадцать лет на посту директора. Наконец, вчера у нее был юбилей. По такому поводу мы решили отвлечь директора от служебных дел и поспрашивать обо всем на свете. Наверное, раз в год такое позволительно.

Личное

- Людмила Анатольевна, вы эмоциональный человек?

- Очень. Я очень эмоциональный человек, очень впечатлительный и сентиментальный.

- Тяжело, наверное, учитывая вашу должность?

- Тяжело, потому что принимаешь все близко к сердцу. Вида иногда не показываешь, а дома все мысленно прокручиваешь. С одной стороны, это хорошо, а с другой - это большой "душевный расход".

- Ваши однофамильцы, что вы знаете о них?

- Они есть - например, знаю о корреспонденте Цирульникове. К сожалению, все это не мои родственники, тем не менее я всегда слежу за ними. Цирульниковы, семья моего мужа, - художники, они занимаются народными промыслами. Мой же дедушка по папиной линии, Андрей Жирнов был главным бухгалтером нашей фабрики игрушек. Бабушка работала на заводе по производству посуды, дома хранятся реликвии - ее фарфоровые чашки. Я вообще интересуюсь своими корнями и дорожу предками. И с годами понимаю, что у них действительно можно многому научиться, почерпнуть мудрости.

- Расскажите, пожалуйста, о своих родителях.

- Несколько лет назад я потеряла папу - человека, который прошел всю войну, с самого начала, участвовал в Курской битве, дошел до Берлина. Мои родители жили в Курске, а сюда я вышла замуж. Когда папа умер, моя мама стала жить с нами, в Сергиевом Посаде. Я ее очень люблю и горжусь ею, она прошла трудный путь жены военного. Мои родители дали мне очень хорошее образование: помимо Курского университета я закончила музыкальную школу по классу фортепьяно, училась в спортивной школе.

- А какой спорт вам ближе?

- Баскетбол и волейбол. Мой рост позволял мне выступать за университетскую команду.

- Будущий директор школы был нападающим или защитником?

- Нападающим.

- Вы умеете пользоваться компьютером?

- К сожалению, у меня нет домашнего компьютера. Мне бы было и некогда этим заниматься, наверное.

- Ваш идеальный выходной день?

- Их почти не бывает. Очень люблю дачу, она находится в районе Смены, там неплохие места. По специальности я химик-биолог, и эти знания мне очень помогают - кое-что удается вырастить. Честно говоря, мне некогда там сорняки выпалывать, но зная, как надо ухаживать за растениями, определенный урожай для семьи выращиваю. И мы можем быть уверены - это экологически чистая продукция.

- Дача лечит?

- Очень помогает снимать стресс. Иногда я приезжаю туда буквально никакая, кажется, что вообще ничего не могу делать. Но вдруг вижу: это расцвело, это расцвело, и меня это преображает. Хотя моя мама удивляется - откуда у меня эта любовь к земле, ведь у нас никогда не было ни участка, ни огорода. Но как-то научилась: от людей, из книг.

- Ваша реакция на историю с директором Поносовым, которого обвинили в использовании нелицензионного "софта" в сельской школе?

- Мы переживали за человека, который был ни в чем не виноват. Ведь с одной стороны, финансирование у наших школ, мягко говоря, скудное. С другой - технологии постоянно развиваются, и каждый директор хочет успевать за этими изменениями. Правительство же не позаботилось, чтобы школы получили лицензионные программы, в то время как мы рады были любому компьютеру. Школы по всей России были не готовы к этой ситуации! Теперь все по-другому: нам дают компьютеры уже с легальными программами, как и должно быть.

- Вам трудно говорить "нет"?

- Трудно. Но я все же говорю это слово, хотя и редко. Помню, что всегда нужно искать возможность сказать "да", взвесить все обстоятельства, войти в положение. Если мне все же приходится отказывать, я всегда стараюсь доходчиво объяснить, почему вынуждена это сделать.

- Могут ли родители запрещать детям курить, если курят сами?

- Запрет сам по себе - не всегда оптимальное решение. Он не даст нужного результата, мы это видим на примере школы. К ребенку нужно относиться как к личности, ему нужно объяснять. Когда мы и родители объясняем, положительный эффект всегда заметней.

- Часто повышаете голос?

- Приходится. По молодости это было чаще, теперь же просто стараюсь говорить строго. К сожалению, иногда дети воспринимают вежливый тон как признак слабости (в качестве иллюстрации тихо, но строго произносит "ну-ка, встань ровно!"; надо признаться, действует! - В. К.).

- Вы всегда были такой или научились этому уже на посту директора?

- К сожалению, в молодости я изредка могла использовать и авторитарные методы. С годами стала более дипломатичной. Возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу: дети ведь такие - я запрещу им что-нибудь, но они же все равно сделают.

- Верите в приметы?

- Вообще я знаю, что в приметы верить нельзя. Черная кошка, например, для меня не имеет никакого значения. Я просто знаю, что должна работать и не обращать внимания на кошку.

- Вам было когда-нибудь страшно за себя?

- Нет, только за детей. Особенно в моменты, связанные с угрозой терактов. После Беслана я ловила себя на мысли: на первое сентября идешь как на войну. Кто знает, что может случиться? Я всегда думаю, как поведу себя в экстремальной ситуации, ведь в жизни школы бывают разные моменты. Например, к нам однажды заявились хулиганы - такие наглые, здоровые бездельники. Охраны тогда еще не было, и мне ничего не оставалось, как выйти самой и решать вопросы. И только мой подчеркнуто вежливый тон уберег меня от неприятностей.

- Помните первое впечатление от Загорска?

- Помню, это было 35 лет назад. Я приехала из Курска - областного, красивого, цивилизованного города. И Загорск после него показался мне провинциальным и деревенским. Теплым, маленьким, но провинциальным. Неблагоустроенным. Теперь я сравниваю его с тем же Курском и вижу, что он изменился в лучшую сторону, чувствуется, что это подмосковный город.

- Что бы вы изменили в сегодняшней России?

- Мне хочется, чтобы уровень жизни изменился в лучшую сторону. Если бы от меня это зависело, я бы сделала так, чтобы люди, особенно люди старшего поколения, испытывали меньше стрессов и жили в достатке. Мне бы очень хотелось повысить культуру людей, научить их соблюдать чистоту - у нас же об этом совсем не говорят. Хочется, чтобы город после дней города не превращался в помойку.

- Какая новость в последнее время порадовала вас больше всего?

- Я довольна, что мы избрали нового президента - молодого, энергичного, грамотного. Педагоги помнят, как по три месяца не получали зарплату, не получали наглядных пособий. Мы были просто брошены. Без преувеличения скажу - сейчас что-то изменилось, мы почувствовали заботу. Конечно, не все области такие благополучные, как наша. Например, учитель в Туле получает три тысячи рублей. Представляете?! А у нас сейчас нет текучести кадров, и зарплата в школе на уровне средней по району. Мы очень надеемся, что это станет началом перемен для всей страны.

- Вы любите готовить?

- Очень люблю. Люблю принимать гостей. У меня в роду есть дагестанские предки, а они, как все кавказские люди, очень гостеприимны. Говорят, я неплохо готовлю.

- Есть ли какое-то блюдо, к которому относитесь особенно?

- Я люблю делать пельмени и холодец.

- У вас дома много растений?

- Много, целый уголок. Я люблю за ними ухаживать, меня это успокаивает, придает силы. Летом дача, а зимой цветы.

Владимир КРЮЧЕВ, бывший ученик школы № 16

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"