Главные новости
Лучше мэра ситуацию в городе вряд ли кто-нибудь знает. Мы задали Сергею Александровичу несколько вопросов о том, как он видит итог трех лет работы и каковы планы администрации на будущее
— Скоро три года, как вы возглавляете город. В чем вы видите свои основные достижения за этот срок?
— Мы начинали с чистого листа. Когда стартовала реформа местного самоуправления, Сергиев Посад находился в принципиально иных условиях, чем другие поселения — Хотьково, Пересвет и прочие. Там всегда были свои органы власти, со своими кадрами, архивами, информационной базой и так далее. А в нашем городе всегда распоряжался район. Поэтому у нас же не было ничего: ни помещения (сидели буквально в трех кабинетах), ни компьютеров, ни даже сотрудников. И не было информации об объектах управления — о том, что и в каком состоянии достается городу.
В условиях кадрового голода приходилось действовать методом проб и ошибок. От тех, кто не справлялся, избавляться. Иначе было невозможно. И, естественно, на этом теряли драгоценное время. Со стороны могло показаться, что администрация бездеятельна. Но на самом деле проводилась огромная подготовительная работа, в итоге мы сумели сформировать вполне работоспособную команду.
Мы также сформировали систему финансирования города. И уже в 2008-м — первом году, когда Сергиев Посад жил с собственным бюджетом — нам удалось в разы увеличить возможности городского поселения за счет привлеченных по областным и федеральным целевым программам средств.
Первые зримые результаты горожане уже могут наблюдать. Это ДК имени Гагарина, который подвергся радикальной реконструкции. Удалось за год отреставрировать, провести капитальный ремонт и техническое переоснащение, не разрушив архитектурного своеобразия Дворца. Можно привести множество примеров, когда подобные работы на объектах культуры затягиваются на десятилетия (Большой театр, например). Придется долго перечислять адреса, где уже зримы перемены к лучшему: детские площадки на Валовой, дома №№27 и 29, детская и спортивная площадка у дома №182 на Красной Армии, детские площадки на Ферме, на ул. Дружбы, 4 и т.д.
Мы сделали масштабную реконструкцию нескольких дворов в качестве образцов того, как должен вообще выглядеть двор в городе. Это не показуха, мы не будем водить туда комиссии и СМИ, чтобы показывать. В создании этих объектов абсолютно прагматический смысл: теперь хотя бы есть, на что равняться. Но нужно помнить: все это только начало фундаментальной работы по преображению города.
Предупреждая вопрос, могу ответить тем, кто недоумевал: почему летом нужно было красить фасады, а не, допустим, ремонтировать балконы? Ну, во-первых, мы делали и то, и другое. Во-вторых, подобными противопоставлениями нас пытаются просто одурачить. Для городской власти не стоит проблема как лучше потратить деньги. Проблема в том, как добыть эти деньги для города. Учитывая специфику города, его роль в системе областного "разделения труда", альтернатива у нас была простая: или нам удастся выбить деньги на благоустройство, или город не получит ничего. Объем капитальных вложений, превышающий 200 миллионов за год, — далеко не всякое поселение в области может этим похвастаться. Это почти на грани возможного.
У нас одна уникальная особенность — Троице-Сергиева лавра, огромный поток туристов. И город должен выглядеть нормально, чтобы не было стыдно ни нам, ни области. Мы с этим вышли, с нами согласились. Эти деньги примерно равным образом распределились как на фасад города, проспект Красной Армии, так и на внутридворовые территории, на капитальный ремонт жилого фонда по всему городу. Кстати, примерно половина от выделенной суммы пошла именно на капитальный ремонт жилых домов — кровли, технические этажи, балконы, замена труб и т.д.
В следующем году мы будем получать средства и по другим статьям. Входить и в другие областные и федеральные программы. И тогда, поэтапно, дойдут руки и до решения других глобальных вопросов. Реконструкции стадиона "Луч", например, других спортивных объектов; создание нового городского парка культуры и отдыха и пр.
Нам удалось нормализовать ситуацию с уборкой и вывозом мусора. А ведь, напомню, в момент, когда город взял на себя данные полномочия, МУП САХиМ был банкротом, его техника передавалась непонятным сторонним организациям...
Наконец, мы создали систему контроля за расходованием бюджетных средств. Без этого нам ничего и область не дала бы. Я лично готов отвечать за то, чтобы ни единая копейка из городской казны не была потрачена нецелевым способом. Очень жесткие требования мы стараемся предъявлять и к подрядчикам, которые работают по муниципальным контрактам.
Скажем, меняли ограду на проспекте. В первый раз поставили просто ржавую — мы заставили поменять. Потом нас снова не удовлетворило качество — мы настояли на том, чтобы фирма все сделала, как положено. У нас есть вопросы и по некоторым другим объектам — по улице Карла Маркса, например, и в других местах. Где-то я и на крышу сам забираюсь, чтобы своими глазами убедиться в качестве работ. Не исправят — не подпишем ни одного акта выполненных работ, это принципиальная жесткая позиция, бракоделы не получат ни копейки. Даже если сроки сдачи несколько затягиваются. Коммунальщиков у нас за последние годы приучили работать халтурно. Эту привычку не сломаешь за год, но мы ее будем ломать. В течение ближайшего месяца-двух подойдет срок принимать сделанное, и мои слова подрядчики еще не раз вспомнят.
Так что в целом удалось, несмотря на объективные и субъективные трудности, довольно многое. Теперь от латания дыр в тришкином кафтане мы переходим к системной работе, когда перед глазами — стратегические, долгосрочные цели, решению которых подчинены тактические вопросы.
— А где сформулирована стратегия развития города?
— Не случайно мы сосредоточили свои усилия на том, чтобы город в короткие сроки впервые с советского времени получил бы новый генеральный план. Ведь этот документ не только определяет, где какие дома строить. Но он содержит стратегию развития всех сфер городской жизни. Из него становится понятно, как будет развиваться инфраструктура (дороги, коммунальные сети и т.д.), где место для новых объектов социальной сферы — школ, детсадов, поликлиник, и где — для рекреационно-парковых зон (городу очень необходимы и такие комплексы для отдыха горожан, а не только супермаркеты). Работу над генпланом завершим к концу будущего года. Основные контуры понятны уже сейчас, и мы стараемся ими руководствоваться при принятии решений.
— А стоит ли ждать от области дальнейших денежных вливаний?
— Наш губернатор — очень системный и последовательный руководитель, управленец. Если у нас с сегодняшней программой все будет нормально, в будущем году мы получим еще большую сумму. Пока у областных властей к нам основательных претензий нет.
— Как в целом складываются отношения с областным руководством?
— Сам факт того, что именно Сергиев Посад одним из первых в Московской области поселений был избран для эксперимента — ускоренного получения всех полномочий в ходе муниципальной реформы — говорит о многом. С правительством области, с отдельными министерствами, в том числе с министерством финансов у нас налажены нормальные деловые отношения. Так же и с Московской областной думой, где очень плодотворным оказывается в том числе сотрудничество с нашим депутатом Вячеславом Гордеевым. Очень много нам помогает заместитель председателя Думы Иван Жуков. Я уверен, что рабочие отношения нужно поддерживать со всеми, а не только с теми, с кем "получается". Наконец, очень много дает сотрудничество по партийной линии. Ведь губернатор Борис Всеволодович Громов — член "Единой России", а мне доверено возглавлять местную организации партии.
— А что, вы считаете, не удалось?
— С областными и федеральными структурами мы сотрудничаем успешно, а вот на районном уровне взаимопонимание находится далеко не всегда, и это приводит к потере драгоценного времени. Также не удалось консолидировать работу горсовета и администрации. Сегодня мы с Советом, к сожалению, не являемся командой, имеющей общие цели. Руководитель Совета пытается всячески противопоставить администрацию и Совет, действовать по принципу "чем хуже, тем лучше", забывая об интересах жителей. Но сегодня, к счастью, против такой позиции председателя Совета уже активно настроено большинство депутатов.
— Коммунальные тарифы в будущем году будут расти?
— Нас очень беспокоит тот факт, что уже сегодня для многих людей коммунальные платежи — это тяжкое бремя. Но если, допустим, резко растет цена на газ, то и тарифы не могут не увеличиваться. Могу сказать абсолютно ответственно, что в целом тарифы у нас в городе не выше, чем в среднем по области, а по некоторым коммунальным услугам даже ниже. Мы ежедневно занимаемся поисками возможностей для сдерживания роста. Только сегодня я имел встречи и беседы с генеральными директорами Мосрегионгаза и Межрегионэнергогаза по вопросу создания оптимальной модели энергоснабжения города. Но есть здесь, конечно, и другая сторона: необходимо развивать меры социальной защиты, в первую очередь для старшего поколения. Мы разрабатываем сейчас соответствующую программу на уровне города.
— Как вы относитесь к критике, время от времени звучащей в ваш адрес в СМИ?
— По-рабочему. Нас много и порой заслуженно критикуют. Но мне очень важно, что за три года содержание критических отзывов кардинально изменилось. Сначала нам ставили в вину в основном то, что мы бездействуем. А теперь обсуждают, как можно было бы сделать лучше. Условно говоря, правильно ли было красить фасад в коричневый цвет или лучше было, допустим, в бирюзовый. То есть журналисты видят, что мы работаем. Как эту работу построить более качественно, мы и сами заинтересованы. Если имеют место конкретные проблемы, которых мы не видим, и нам на них укажут, будем только рады.
Беседовала Наталья СЕРГЕЕВА
Газета "Впрёд"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?