"ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ПО ЗАКОНУ"

11 ноября 2008 5646

Глава района Анатолий УпыревЧто-то странное происходит с властью в нашем районе.

Судите сами. Еще в середине октября Мособлсуд подтвердил обвинительный приговор Анатолию Упыреву по "делу о мясокомбинате". А значит, в соответствии с "Законом о местном самоуправлении" его полномочия должны быть прекращены. Однако никаких официальных заявлений со стороны А. Упырева не последовало, официально же он находится в отпуске. Так есть сейчас у района глава или нет? С этого и началась наша беседа с Анатолием Александровичем.

О законе и планах на будущее

— Анатолий Александрович, сложившаяся неоднозначная, скажем так, ситуация уже порождает самые разные слухи…

— Ну, о своей эмиграции я уже слышал — то ли в Польшу Упырев уезжает, то ли в Швейцарию… Отношусь к этим разговорам с юмором и сразу хочу расставить точки. Первое: я не собираюсь ни оставлять район, ни уходить из общественно-политической жизни. В любом качестве я буду жить и работать именно здесь. И второе: я не цепляюсь за власть и не собираюсь специально "биться" за кресло главы района. Однако и широких жестов типа добровольной отставки делать не буду. Пусть все будет по закону!

— Однако депутат Мособлдумы Иван Жуков буквально на днях заявил, что выборы главы района пройдут у нас в марте будущего года, а он назначен губернатором их "курировать"…

— Да, выборы могут состояться в марте. Хотя это решает все-таки не Иван Николаевич Жуков, а районный Совет депутатов. Но перед этим должна быть выполнена процедура прекращения полномочий главы района. Я ее опережать не буду. Тем более что с решением суда не согласен и намерен его обжаловать в более высоких инстанциях…

— А если прекращение полномочий состоится, как именно Вы собираетесь участвовать в общественно-политической жизни района?

— Об этом рано пока говорить. Но я не исключаю для себя ни один из многих вариантов. Начнем с того, что решение суда не накладывает на меня ограничений по поводу участия в выборах — я могу баллотироваться и в районный, и в городской советы депутатов, и на пост главы района или Сергиева Посада.

Кроме того, у меня есть планы и обязательства, прямо не связанные с политикой: я задействован в ряде социальных и благотворительных проектов. Это, например, поддержка приюта в Топоркове и гимназии Сергия Радонежского… Сейчас мы начинаем еще одно большое дело — создаем попечительский совет при районной больнице. Есть серьезные проекты, в том числе совместные с Троице-Сергиевой лаврой, направленные на развитие детского спорта и досуга в районе.

Об экономике и обществе

— Судя по недавним публикациям, экономическое положение в Подмосковье сейчас едва ли не критическое. Как, по Вашим прогнозам, это скажется на ситуации в районе?

— Вы знаете, что область в последние годы нас деньгами не баловала. В отдельных случаях районный бюджет получал даже меньше, чем положено по нормативам. Так что психологически мы к кризису готовы — жировать не приучены.

Думаю, что более болезненна нынешняя ситуация для тех районов, которые привыкли к поступлению значительных субсидий из областного бюджета. Нам в этом отношении "повезло" — мы научились максимально использовать свои внутренние ресурсы. Считаю, что вопреки пропагандистской болтовне наших недоброжелателей, в районе созданы неплохие условия для инвесторов. При всех недостатках в работе районной власти, все, кто хотел у нас работать, смог это сделать.

— Какие крупные инвестиционные проекты реализованы в районе за эти годы?

— Думаю, достаточно просто привести общие цифры. В 2005 году объем инвестиций в район составлял 1,14 млрд рублей, в 2006-м — 1,55 млрд, в прошлом году — уже 6,6 млрд.

— Но такой рывок случился за счет инвестиций в ГАЭС, а это федеральный проект…

— Да, большая часть прошлогоднего прироста инвестиций обеспечена ГАЭС. Однако в этом году мы выходим уже на 9 млрд — то есть, рост продолжился. В последнее время это стало устойчивой тенденцией.

В этом году одного только жилья будет сдано в районе порядка 100 тысяч квадратных метров, а еще недавно в год строили около 60 тысяч…

Кстати, есть мнение, что кроме жилья и торговых центров мы якобы ничего не строим. На самом деле за последние годы структура инвестиций в районе сместилась в сторону производства. Последний пример — недавнее открытие новой линии на заводе фирмы "Сотекс" в Бужанинове, там вкладываются миллиардные средства…

Кстати, и на ГАЭСе, и в Бужанинове без районной власти дело не обходится. Одно только оформление земли требует прохождения серьезных процедур.

— А что еще, кроме инвестиционного климата, вы могли бы отнести к своим главным заслугам за время работы на посту главы?

— Я бы это обозначил одним словом — "либерализация". Это касается и общественных, и политических, и экономических отношений. Найдите хоть один район в России, где выходят около десятка печатных изданий и работают два телеканала. Где на выборах, собравших полдюжины реальных претендентов, — как было недавно в Скоропусковском, — идет нешуточная борьба, и при этом не возникает сомнений по поводу свободы волеизъявления. Где каждый житель может беспрепятственно зайти в здание администрации...

Руководить районом, в котором людям так много позволено, — очень непросто. Но я пошел на это сознательно. Чтобы задавить общественную активность, большого ума не надо, а вот возрождать ее потом — задача крайне сложная.

Об отношениях с поселениями

— Еще недавно весьма одной из самых актуальных тем были отношения района и поселений. Изменилось ли что-то в них за последний год?

— К счастью, да! Основное напряжение в отношениях между районом и поселениями было связано с передачей полномочий и имущества. Вообще, когда что-то нужно разделить, процесс всегда идет непросто, и определенное недовольство неизбежно… А дальше ситуация развивалась закономерно: собственность разделена, полномочия разделены, надо заниматься делом. А без сотрудничества это невозможно.

Последний пример: глава Пересвета Константин Негурица пришел к нам с предложением — предоставить району право выходить в местные советы с нормотворческими инициативами в обмен на такие же права поселений в отношении районного Совета. За этим — не только стремление поселенческой власти влиять на районную политику, но и готовность усваивать чужой опыт, учитывать компетентное мнение районной власти.

— Сейчас область предоставила поселениям право отказаться от части полномочий в пользу муниципальных районов. Как Вы считаете, в нашем районе им кто-то воспользуется?

— Говорят, нет худа без добра. Благодаря особому отношению со стороны области, мы углубились в реформу местного самоуправления дальше, чем другие районы Подмосковья. Поэтому степень самостоятельности поселенческой власти у нас, как нигде, высокая. Только три сельских поселения — Васильевское, Шеметовское и Селковское — чувствуют себя в "свободном плавании" не очень уверенно. Им мы будем помогать — методически и организационно — на бескорыстной основе.

Но передачи полномочий в пользу района не будет. Для этого надо иметь хотя бы консолидированный районный бюджет, чего нам область сделать не позволила.

— Можно говорить о том, что отношения "район — поселения" полностью вошли в нормальное русло?

— Отдельные нерешенные вопросы, конечно, остаются, в том числе и по собственности. И критиковать нас поселения, разумеется, не перестали. Но раньше это делалось больше "из принципа" — "вы там наверху ничего не знаете, а нам на месте виднее". Теперь конструктивных моментов стало гораздо больше.

Думаю, район и поселения вернутся к тесному взаимодействию, причем уже в скором будущем.

И кстати, кризис в экономике будет этому способствовать. До сих пор у тех, кто "торговал" на стороне дружбой с районными властями, была надежда на высокую прибыль. Теперь становится ясно, что дружба слишком дорога нам самим. Тем более что у постоянных “покупателей” резко закончились свободные средства.

Автор: Кирилл ГОХГУТ

Газета "Ярмарка" №13