«НАМ НУЖЕН ГРАМОТНЫЙ ЖИЛЕЦ»

20 марта 2006 2621

Николай КоноваловЭти слова мы услышали не от депутата или активиста общественного самоуправления, а от руководителя жилищно-коммунального предприятия КРЭП . Эта универсальная, управляющая и производственная, фирма на десять лет опередила реформу ЖКХ. То, что о просвещении жильцов хлопочет коммунальщик-акционер, показалось нам любопытным, и мы беседуем с Николаем Николаевичем на эту актуальную тему.

— Вы действительно считаете, Николай Николаевич, что коммунальный ликбез может что-то изменить в окружающей действительности? А вот умудренные житейским опытом кумушки, которые сейчас живо обсуждают эту тему в общественном транспорте, полагают, что можно сколько угодно выдвигать свои требования на собраниях жильцов и зачитывать до дыр новый Жилищный кодекс, но коммунальные монополисты все сделают, как им захочется.

— Убежден, что только грамотные жильцы смогут добиться, чтобы их конкретным домом занимались всерьез, а не от случая к случаю. Это сейчас самое главное — чтобы в каждом доме начался ремонт, который даст дому будущее. У квартиросъемщиков и владельцев квартир теперь есть для этого законные возможности.

— Считаю себя активным жильцом, как-то даже оспорила плату за отопление в холодной угловой комнате. Но большую часть коммунальных проблем из обязательного перечня приходится решать самостоятельно. Потому что на коммунальное предприятие особо рассчитывать не приходится. Не заменит оно мне радиаторы отопления, не поменяет рассохшиеся оконные рамы. Хорошо, если это будет сделано по большому одолжению каким-нибудь одиноким старикам.

— Вот мы сейчас и проверим уровень вашей коммунальной грамотности. Квартплату вы сегодня платите районной ЖКК, а договор с этой управляющей компанией у вас есть? Нет, а ведь это нонсенс. Знаете ли вы, на что идут ваши теперь уже весьма приличные платежи? Кто-нибудь спросил жильцов, согласны ли они на свои деньги содержать не только производственников-подрядчиков, но и чисто управленческий штат ЖКК?

— Но ведь в этом есть рациональное зерно – аккумулировать огромные коммунальные рубли. Согласитесь, довольно рискованно отдать эти народные деньги в частные руки.

— С идеей единого расчетного центра и центра расчета по субсидиям никто и не спорит. Многочисленный управленческий аппарат для контроля расходования средств был востребован, когда в коммунальных расходах львиную долю составляли государственные дотации. Но теперь-то страна фактически переложила содержание и обслуживание жилого фонда на население, и контролировать должен непосредственный заказчик, самоорганизованный и юридически грамотный жилец.

В прессе сообщалось, что до 1 марта нынешнего года жители домов должны определиться с выбором формы коммунального обслуживания — то ли это будет прямой подряд (что подходит домам малой этажности), то ли товарищество собственников жилья, то ли жильцы выберут для себя управляющую компанию. Четвертого не дано?

— Во-первых, срок продлен до конца года. Сделано это в интересах жильцов, которые оказались крайними в федеральной коммунальной реформе. Именно потому, что четвертый вариант есть — неосведомленным и тяжелым на подъем жильцам, которые не обсудят по-соседски свои коммунальные насущные заботы, попросту назначат управляющую компанию, как говорится, по конкурсу. И вот тогда уже останется беспрекословно оплачивать те квитанции, которые пришлют. Потери могут быть существенными, но оспорить что-либо будет уже сложно.

— Сегодня довольно трудно сорганизоваться всем домом, многие жильцы с утра и до ночи зарабатывают деньги на жизнь, в том числе и на стремительно дорожающие коммунальные услуги. Как практически провести такой референдум?

— Закон позволяет заочное голосование за свое коммунальное будущее. И чем больше в доме будет приватизированных квартир, тем больше шансов у жильцов настоять на своем решении.

— Николай Николаевич, вы сказали, что сейчас главное, чтобы в каждом доме начался ремонт. А разве это стало актуально только теперь?

— Я имел в виду, что в советские времена больше заботились о накоплении жилого фонда, но не задавались вопросом, как обслуживать такую махину. При каждом оборонном гиганте под видом «испытательных корпусов» строились социальные объекты, и правительство смотрело на это подспудное жилищное строительство сквозь пальцы. В итоге страна накопила колоссальный жилой фонд, который составляет солидную долю от национального богатства. Такого жилого запаса больше нет ни в одной стране мира. Но именно поэтому так мучительно дается коммунальная реформа. А ведь жилье стареет и нуждается в ремонте. В самом тяжелом положении оказываются те, кто живет в ветхих домах. На мой взгляд, свалить все это ветшающее добро на самих жильцов было ошибочным шагом правительства. Но дело сделано, и потому так важно не упустить шанс облегчить свое коммунальное бремя, который предоставляет новый Жилищный кодекс. Мой совет: придирчиво выбирайте способ управления и управляющую компанию.

— Меня не оставляет странное чувство: руководитель акционерной коммунальной управляющей компании подсказывает нам, жильцам, как удешевить коммунальный сервис в своем доме. Казалось бы, у жилищно-коммунального предприятия прямо противоположная задача. Как вы, Николай Николаевич, объясните этот удивительный парадокс?

— А никакого парадокса на самом деле нет. КРЭП с самого начала был задуман как управленческо-производственная система. У нас есть все необходимые прозводственные возможности и оптимальный — ни на сотрудника больше, чем надо — штат управленцев. Прибыльные и затратные участки у нас взаимно компенсируются. Такая «корневая система» лучшая гарантия стабильности. Мы вообще за то, чтобы у каждого дома были коммунальные лицевые счета и практиковалась полная открытость в предоставлении услуг и оплате жилищного сервиса. Мы делаем ставку на партнерские отношения со своими клиентами, и здесь у нас есть веский аргумент: мы получили государственную лицензию и устанавливаем жильцам приборы учета. Предприятие заинтересовано в доброй репутации на рынке коммунальных услуг и в расширении зоны обслуживания. Где же здесь парадокс?

И еще, мои дорогие сергиевопосадцы. Не торопитесь хоронить старые добрые ЖЭКи. Они еще ой как вам пригодятся. Пусть они называются ООО, ОАО и ЧП — лишь бы там работали профессионалы, которых я сердечно поздравляю с действительно всенародным праздником — Днем работника жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания. Всем желаю добра и здоровья!

— Спасибо за интервью и дельный совет.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА


Газета "Вперед" №27 (18.03.2006)