Желтая карточка! Красная карточка!

01 декабря 2010 3971

История хотьковчанина, арбитра ФИФА

В следующем году житель Хотькова Илья Акимцев войдет в официальную четверку российских арбитров ФИФА — отличное достижение для тридцатидвухлетнего парня. Ну а совсем недавно вместе с национальной сборной по мини-футболу Илья побывал в Бразилии, где обслуживал матчи чемпионата Grand Prix — или, как его еще называют, "неофициального чемпионата мира".

Желтая карточка! Красная карточка!

С футболистом, рефери мирового ранга — наш разговор.

Первый удар

— Илья, с чего все начиналось?

— Сам я из Хотькова, всегда играл в футбол и хоккей, в основном за команду "Энергия", которая теперь называется "Олимп". Отслужил два года в армии, а когда вернулся, то больше сосредоточился на футболе. Наверное, тогда-то что-то и произошло в моем сознании и я принял решение стать судьей.

— Почему это случилось?

— Все-таки, наверное, из-за возраста. Возраст ощущается, и за молодыми все-таки уже не успеваешь. Но в спорте оставаться хотелось по-прежнему, причем не тренером, который смотрит игру со стороны. Мне надо находиться всегда на поле, ощущать команду, эмоции игры. Так я решил стать арбитром. Я очень эмоциональный человек — и это, кстати, проявляется и в том, как я сужу.

— Как вы стали арбитром? Это были школы, курсы?

— Я учился в центре "Футбольный арбитр" в Москве, на сегодняшний день это профессиональная школа номер один в своей сфере. Ее возглавляет Андрей Будогосский, известный еще с советских времен арбитр. Учился на арбитра в большом футболе, за три года много для себя узнал. Раз в неделю приезжал в школу на занятия, параллельно работал в Москве менеджером по продаже обуви.

— Как все сложилось потом?

— Уже во время обучения я судил, получил квалификацию. Начал числиться в областной федерации футбола. А в следующем году я становлюсь официальным арбитром ФИФА — таких в России всего четверо. Я четвертый, а остальные из разных городов — Сергей Шпеньков из Уфы, Сергей Великий из Москвы и Иван Шабанов из Щелкова.

— Что нужно было для этого сделать?

— Обязательно участвовать во всех турнирах, начиная, если говорить по-честному, в "субботниках" — бесплатных турнирах. Много судил здесь в районе со своим напарником Аркадием Ткачом. Мы с ним нашли друг друга, он играл в футбол, я играл в футбол. Потом он решил создать федерацию у нас в районе, и теперь Аркадий председатель, а я — его заместитель. Занимаюсь технической стороной, например, делаю календари игр, готовлю судей. Воспитываем своих, живущих в районе арбитров.

— Сколько их сегодня у нас в районе?

— В мини-футболе полегче — около полутора десятка арбитров, в большом посложней — человек семь-восемь.

Бразилия, Бразилия

— Илья, итак, как вы оказались на бразильском Гран-при?

— До этого я три года довольно плотно сотрудничал с российской ассоциацией мини-футбола, судил на всех возможных турнирах: от таких больших, как универсиады в Казани и Пензе, до игр в школах и вузах. Везде, где было можно, я участвовал, и в какой-то момент в меня поверили. Сам всегда старался работать четко, качественно, с желанием, и затем появилась возможность стать четвертым рефери ФИФА. Вот, наверное, так и заработал имя.

— Как проходил турнир?

— Он считается неофициальным Кубком мира — в его уставе четко сказано, что допускаются только сильнейшие составы мира. Игры проходили в городе Анаполис, на полпути между городом Гояния, где мы жили, и столицей страны городом Бразилиа. В них участвовали 16 национальных сборных. Матчи обслуживали 22 арбитра со всего мира, бразильцев было немного побольше — это и понятно. Турнир проводился шестой раз, предыдущие пять раз всегда выигрывала Бразилия, а в этом году победили испанцы, обыграв хозяев в финале 2:1. Наши, конечно, выступили не очень — девятое место.

Желтая карточка! Красная карточка!

— Для вас это первый международный турнир. Как судилось?

— Да, первый. Я даже в Европе никогда раньше не был. Но считается, что сегодня в России работают одни из самых сильнейших арбитров в мире. Это связано и с тем, что если в Италии или Португалии, скажем, за чемпионство борются две-три ко-манды, то у нас в "золотую гонку" включаются пять-шесть команд, это дает хорошую возможность для подготовки.

— Как проходило общение?

— Самым главным для меня был английский язык. Сейчас я его дополнительно у себя в Хотькове подтягиваю, это просто необходимо.

— Это какой-то специфический, спортивный английский?

— Нет, просто нужно знать несколько спортивных терминов, чтобы уметь общаться с ребятами. Плюс бытовой разговорный. До этого, не скрою, было тяжело. Перед поездкой у меня было два месяца на то, чтобы его изучить по дискам, разговорникам, а теперь хожу к репетитору.

— Было ли ощущение если не страха, то волнения?

— Конечно! Когда играли хозяева, бразильцы, был набитый битком зал, пять тысяч человек! Мурашки шли, это была атмосфера! Я даже иногда ловил себя на мысли, что мне по долгу службы вроде бы как арбитру надо судить, а вместо этого я просто смотрю и балдею от их игры. Мне до сих пор кажется, что я там.

Желтая карточка! Красная карточка!— После того как вам довелось поработать на таком уровне, местные игры не покажутся мелкотравчатыми?

— Нет, суперлига — никак. Через два дня после возвращения я полетел судить в Санкт-Петербург и Норильск. Было все интересно и живо, так что все даже наоборот — становится только интереснее.

— С какими командами было приятно работать?

— Можно просто пройтись по списку победителей — Испания, Бразилия, Парагвай, Иран. Очень симпатичные команды, мне очень понравились. Они показали очень быстрый, веселый мини-футбол.

— Иран? Интересно!

— Они молодцы, прогрессируют. У них есть и женская сборная — играют в платках. В Иране очень любят мини-футбол.

— Как в целом жизнь в Бразилии?

— Ой, мне понравилось. Чисто, культурно. Везде есть, конечно, бедные города и районы, но в целом тепло, все зеленое, люди нормальные: живые, адекватные, добрые. Сейчас у них весна, 23-25 градусов, и я не постеснялся — даже успел чуть-чуть подзагореть. Они удивлялись — мол, Илья, холодно. Но это для них, а для нас — вполне тепло. Самой холодной ночью было 18 градусов. Это трагедия по местным меркам, все достают свою "зимнюю" одежду — джинсовые костюмы. Это самое теплое, что можно купить на зиму в Бразилии.

— В каких городах бывали?

— Игры проходили в Анаполисе — городке, который живет футболом. Там много студентов, рядом университеты. В городе Гояния есть своя команда "Гоияс", играет в высшей лиге. На игры ездили каждый день на микроавтобусе, дорога занимала минут 40-45. Подъем — часов в семь-восемь, завтрак, организационное собрание, переезд. За все восемь дней был только один свободный день, очень хотелось побывать в Рио, конечно, но не повезло.

Младший брат, резвый брат

— Есть такой стереотип: в каждом бразильском дворе кто-то постоянно играет в футбол. Правда?

— Ну, по крайней мере, площадки я видел. Да и мяч ребята гоняли, это точно.

— Условия для футбола в Бразилии создаются государством?

— Я думаю, так же, как и везде — скорее всего, это дело спонсоров.

— В каком состоянии наша сборная сегодня?

— Не очень. Травмы не позволили взять сильных игроков. Очень жалко. При этом со стороны организаторов и других судей я увидел уважение к нашей сборной. Нас, в спортивном смысле, даже опасались, но не получилось.

— Обычно в мини-футбол игроки приходят из большого? Или чаще это случается наоборот?

— Сейчас очень редко кто из большого футбола переходит в мини-футбол. Основной путь пополнения команд — воспитание спортсменов в специализированных школах. В России можно выделить несколько центров — Екатеринбург, Тюмень, Норильск, Новосибирск. В этих городах приятно судить, там хорошая атмосфера в зале.

— Есть ли параллель — кто играет хорошо в большой футбол, тот побеждает и в "мини"?

— Нет, не всегда. Испания сделала большой шаг в мини-футболе только в последние годы и теперь считается законодателем мод. Бразильцы тоже молодцы, стараются, чтобы за большим футболом подтягивался и мини. Но все-таки это разные виды. Разные гонорары, разные физические нагрузки. В "мини" все и есть мини.

— Сами успеваете поиграть?

— Как раз вчера проходил турнир памяти нашего бывшего тренера Иванова на стадионе в Строителе. Я там тоже был, по-прежнему играю за "Энергию".

— Вы почти каждую неделю уезжаете судить на игры по всей России. Что ваша жена думает по этому поводу?

— Да, за два года я облетал всю Россию, от Саратова до Якутска. Супруга относится с пониманием — это моя работа, соответственно, мой заработок. Хотя официально профессии "арбитр" в России не существует. Получается интересно: профессиональных игроков судят непрофессиональные судьи. Жена не футбольный человек, но теперь даже подхватывает какие-то мои спортивные слова — например, "поплыл", то есть потерялся. Кстати, своих двоих сыновей собираюсь направить по своему же пути.

Владимир КРЮЧЕВ, Газета "Вперед"