КОНТРОЛЬ ДЕЛУ НЕ ПОМЕХА

23 января 2008 3437

Контроль делу не помехаЕлена Евгеньевна СИДОРОВА впервые на страницах нашей газеты в качестве председателя районной Контрольно-счетной комиссии. Комиссия существует с 2000 года, а в новом качестве, то есть на постоянной основе, всего год. Здесь профессионально работают четыре человека - председатель и три аудитора.

- Елена Евгеньевна, несмотря на говорящее название "Контрольно-счетная комиссия", мало кто, кроме специалистов, знает, чем этот орган занимается.

- Районная Контрольно-счетная комиссия это орган муниципального финансового контроля, созданный районным Советом депутатов. Круг полномочий и форма работы определены нормативно-правовыми актами: 131-м законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом, Уставом района, Положением о Контрольно-счетной комиссии. Главная задача - контроль исполнения бюджета района на всех стадиях - от планирования до отчета со всеми промежуточными изменениями, контроль за порядком управления и распоряжения муниципальным имуществом.

- Чем Контрольно-счетная комиссия отличается от ревизионной комиссии администрации района?

- Ревизионные комиссии созданы органами исполнительной власти, в данном случае администрацией района, а в целом, администрациями поселений, для внутреннего контроля исполнения бюджетов своих подразделений. Контрольно-счетные комиссии создаются Советами депутатов для внешнего контроля, то есть контроля одного органа местного самоуправления другим - исполнительного законодательным. Совет депутатов утверждает план работы Контрольно-счетной комиссии, темы и сроки проверок. Полномочия Контрольно-счетной комиссии шире, чем ревизионных комиссий: она обладает не только контрольными, но и экспертно-аналитическими и информационными функциями, может заниматься правотворческой деятельностью. Эти возможности реализуются через контрольные проверки конкретных подразделений администрации района, а в 2007 году и администраций поселений. Наверное, каждая комиссия определяет для себя и какие-то дополнительные задачи. Мы считаем, что нашей задачей является еще и профилактика нарушений бюджетного законодательства в ходе исполнения бюджета. С этой целью проверки одновременно превращаются в консультации, семинары для поселений по новому направлению деятельности.

- Какие проверки, кроме вопросов исполнения бюджета, были в прошлом году?

- Планы работы Комиссии формируются с учетом как требований закона, так и проблемных вопросов в конкретный период времени. Например, вышедший в 2006 году федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" обязал абсолют-

ное большинство платежей из бюджетных средств или оформление муниципального контракта осуществлять через процедуру конкурса. Поэтому в течение прошлого года во всех двенадцати поселениях мы проверили, как соблюдается законодательство по данному кругу вопросов. Кроме того, были проведены проверки управления образования по организации питания, Районной больницы в сфере оказания платных услуг населению.

- С чем чаще всего были связаны выявленные в прошлом году нарушения?

- Большая часть нарушений связана с недостаточными опытом и знанием законодательства. Например, оформлением муниципальных заказов в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления поселений занимаются впервые, нарушения связаны главным образом с процедурными вопросами. А именно: не вовремя предоставлялись документы на конкурс, не указывалась цена контракта, ассортимент продукции, не велась аудиозапись при вскрытии конвертов с предложениями, информация о размещении заказа не публиковалась в установленном законодательством порядке.

- Что вы имеете в виду?

- Например, иногда информация размещалась на сайте поселения, а должна размещаться и в печатных СМИ, и на сайте Московской области. Кто-то скажет: мелочь! Однако в результате этой "мелочи" резко сужается круг участников торгов, так как сайт поселения доступен меньшему количеству людей.

- Как относятся к вашим выездам с проверками сами поселения?

- Нормально. Поселения - благодарные проверяемые. Исправление ошибок - это приобретение опыта. Для поселений первично то, что выявленные ошибки позволяют приобрести позитивный опыт. И наш итоговый документ - это не просто акт ревизии, а это предписание с рекомендациями, то есть фактически план работы.

- Может ли население обратиться в Контрольно-счетную комиссию с просьбой о проверке расходования бюджетных средств на какие-либо цели? Например, если кому-то известны факты, говорящие о том, что работа, на которую отпущены средства, выполнена не в полном объеме? Ведь, в конечном итоге, именно население заинтересовано в том, чтобы бюджетные деньги тратились в его интересах.

- Население может обратиться в любую структуру. Но надо иметь в виду, что комиссия работает по плану, утвердившему определенный объем работ, куда могут быть внесены поручения главы района, председателя районного Совета депутатов и депутатов при необходимости их оперативного рассмотрения. И тогда через своего депутата в зависимости от того, как он оценит значимость вопроса, можно на заседании Совета вынести этот вопрос на голосование как запрос депутата для подключения к проверке Контрольно-счетной комиссии.

- Имеют ли проверки комиссии юридические последствия? Что делается по итогам проверок?

- По результатам предписаний Контрольно-счетной комиссии администрациями поселений направляется нам информация о принятых мерах. Если говорить о районе, думаю, и Контрольно-счетной комиссии, и районному Совету депутатов, и районной администрации еще предстоит наработать опыт совместной работы по результатам проверок.

- Что в этом году изменится в работе районной Контрольно-счетной комиссии в связи с тем, что поселения приобрели самостоятельность?

- Полномочия самой комиссии остались без изменений, изменился круг объектов муниципального финансового контроля. В результате реформы местного самоуправления сформированы поселенческие органы власти, в том числе поселенческие контрольные комиссии. Контроль местных бюджетов - теперь их функция. Что осталось за нашей, районной, Контрольно-счетной комиссией? контроль районного бюджета и всех полномочий района: сфер здравоохранения, образования, имеющих около двухсот учреждений, бюджетов трех поселений, не получивших в прошлом году бюджетных полномочий. Так что работы нам хватит.

Корр.: Елена Евгеньевна, а теперь блиц для наших читателей.

Каким качеством должен обладать человек в вашей должности?

Е. С.: Уметь быть объективным.

Корр.: Какое качество вы более других цените в людях?

Е. С.: Верность.

Корр.: Какое качество считаете нетерпимым?

Е. С.: Бесхребетность.

Корр.: Вы чиновник с большим стажем и опытом, квалифицированы как действительный муниципальный советник Московской области I класса. Что для вас не приемлемо в чиновнике?

Е. С.: Продажность.

Корр.: Какое качество помогает вам по жизни?

Е. С.: Оптимизм.

Корр.: Что вы пожелаете нашим читателям?

Е. С.: Верить в себя, не изменять себе, тогда все будет хорошо, как говорил один киногерой.

Корр.: Спасибо.

Галина СЕРОВА

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"