БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНЫ БОЛЬШЕ НЕТ

31 октября 2005 3422

БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНЫ БОЛЬШЕ НЕТДа, больше нет. Конечно, официально ее никто не отменял. Только пользоваться медицинскими услугами бесплатно становится все сложнее и сложнее. И все большее количество лечебных услуг переносится в сектор платных. Видимо, по мнению реформаторов, ходить к врачу — роскошь, а не необходимость. Система бесплатной медицинской помощи тихо и необратимо разваливается у всех на глазах.

Вам нужны примеры?

У маленького ребенка шумы в сердце. Аппарата для эхокардиографии (УЗИ сердца) в районной детской поликлинике, что на бульваре Кузнецова, нет. На Рабочем поселке в поликлинике делают ЭХО детям после пяти лет. Сделать эхокардиограмму малышам можно только в стационаре РБ платно. Причем плату с маленьких берут, как с больших — 350 р.

Вот уже год в детской поликлинике нельзя снять электрокардиограмму годовалого малыша. Это можно сделать только в медсанчасти на Звездочке. И всем, кого туда направляют, приходится платить за ЭКГ, невзирая на направление, так как они к этой поликлинике “не прикреплены”. Немного по нынешним временам, 63 рубля, но все равно обидно. Впрочем, в других местах: в РБ, в “Семейной поликлинике” эта услуга вдвое, а то и вчетверо дороже.

А почему в детской поликлинике такая странная система записи? Сообщество родителей никак не может понять причин. Одни врачи, к примеру, невропатологи, оставляют для записи журналы, и это достаточно удобно. К другим, лору и хирургу, нужно брать талон в день визита. Причем достаточно рано. Если вы приезжаете с ребенком к 8 часам сдавать кровь и надеетесь взять талон на утро к этим специалистам, заранее готовьтесь к тому, что не всегда это удается. Часто талонов уже просто нет. А запись к таким специалистам как кардиолог или окулист производится только в пятницу с 7 часов утра. Во сколько обычно занимают очередь? Проверьте сами. При этом записаться по телефону не удается, потому что не положено.

Так что, если вы, дорогие родители, живете довольно далеко, работаете и не имеете возможности лишний раз оставить с кем-то малыша и дежурить у окошка регистратуры, ваши шансы попасть к врачам приближаются к нулю. Почему так? Наш участковый педиатр не смогла нам объяснить. Пожаловавшись на то, что самим приходится пробиваться к врачам с трудом, добавила: “А у нас разве что-нибудь для людей делается? Вы же родители. Добивайтесь. Просите”.

В результате обсуждений возникло мнение, что все вышеописанное нужно для того, чтобы люди пользовались услугами поликлиники платно. Идет выдавливание людей в коммерческий сектор. Хочешь без проблем с записью и потери времени? Хочешь качественно? Теряй деньги. А тем, у кого их нет, приходится запасаться терпением.

В сложившейся ситуации не виноваты врачи.

Виновата бедность и разруха в нашей системе здравоохранения, нехватка денег на аппаратуру и зарплаты врачам. Может быть, когда-нибудь обстановка изменится. А пока...

Тихо переживать и помалкивать — трудно. Громить больницы — бессмысленно.

Остается обращаться в администрацию города, к предпринимателям, имеющим возможность помочь нашим нищим поликлиникам и больницам...

На самом деле это не так сложно. И если честно, это не так дорого. Например, портативный электрокардиограф FUCUDA FX, позволяющий производить запись ЭКГ и менять программы в соответствии с возрастом, полом, нагрузкой, с автоматической расшифровкой данных, стоит $3720. Аппаратура для УЗИ стоит не дороже квартиры в Москве или престижной машины.

У города нет таких денег? Дорого? А мне кажется, что это совсем немного, если речь идет о здоровье детей. Наших детей.

Н. КОМОЛЬЦЕВА
Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА

Комментарий заместителя начальника департамента здравоохранения Натальи КОНСТАНТИНОВОЙ:

— По поводу этого письма я могу сказать следующее: здесь еще раз подтверждается мое глубокое убеждение, что наше население просто не умеет грамотно пользоваться медицинским полисом ОМС.

Когда в середине 90-х мы перешли на систему обязательного медицинского страхования, по которой врачу стал оплачиваться каждый визит больного, на защиту прав пациентов встали компании медстрахования. Они платят деньги за оказанные услуги лечебным учреждениям и вправе требовать с них качества медобслуживания. Так что если вас неправильно, по вашему мнению, лечили или предложили заплатить за то, что на самом деле является бесплатным, надо сразу обращаться к страховщикам. Не стесняйтесь, звоните в компанию, от которой у вас есть медицинский полис. Там есть специалисты, в чьи обязанности входит разбираться с каждой жалобой. Такой же эксперт есть и в департаменте здравоохранения — Зоя Сергеевна Гильберт, ее телефон 540-38-76. Вообще русский человек, стесняясь показаться бедным, готов выложить деньги по первому требованию. Я хочу напомнить, что богатый потому и богатый, что не тратит лишнего. Исходя из этого всем рекомендую при любом конфликте сначала выяснять, имеют ли право с вас брать деньги за ту или иную услугу.

Вместе с этим надо помнить, что существует программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, утверждаемая правительством Московской области ежегодно. Так вот в ней есть перечень услуг, которые всегда будут платными:

— профилактические осмотры для получения водительских прав, оружия и т. д.

— анонимное обследование и лечение

— оказание помощи больным на дому по их собственному желанию, без показаний

— госпитализация хронических больных в стационар с целью ухода

— продление пребывания пациента в больнице по окончании курса лечения

— зубное протезирование (кроме льготников)

— пломбирование импортными материалами

— коррекция зрения (подбор очков, линз)

— диагностика и лечение сексуальных расстройств

— косметологическое лечение

— лечебный и оздоровительный массаж (без медицинских показаний) и мануальная терапия, ароматерапия, гомеопатия

— консультации по вопросу планирования семьи

— пребывание в палатах повышенной комфортности

— медико-психологическая помощь

— госпитализация родителей по уходу за детьми старше 7 лет

— внеочередное диагностическое обследование и лечение.

Надо полагать, что именно последний пункт и дает больницам право брать деньги со своих пациентов. Но хочу напомнить, что прежде чем бежать в кассу, поинтересуйтесь, сколько по времени движется очередь, скажем, на УЗИ. Возможно, придется подождать всего три дня.

Теперь хочу сказать несколько слов конкретно по письму.

Во-первых, аппарат УЗИ сердца и электрокардиограф в детской поликлинике появились, но специалист, который смог бы на них работать, только учится. Во-вторых, при оказании платных услуг с детей действительно берется та же сумма, что и со взрослых. А почему должно быть по-другому? Ведь в стоимость входит зарплата медицинских работников, стоимость электроэнергии, амортизация оборудования... Да, дети не работают, но у них есть родители, которые обязаны содержать своих детей. И наконец, в-третьих, путь бесплатного обследования каждому пациенту должен указать врач. Действительно, по направлению одной поликлиники никто не будет оказывать бесплатную услугу в другой. Надо сначала оказаться на приеме у специалиста того лечебного учреждения, в котором вы собираетесь делать обследование.

Поверьте, все конфликты решаемы. Надо только быть терпимее и настойчивее. Не стоит платить за все своими нервами.

Подготовила Н. АНДРЕЕВА
Газета "Вперед" №122  (01.11.2005)