БЕРИ В РУКИ ШТАНГУ, А НЕ ПИВО!

30 сентября 2009 4215

Что вы знаете о таком спорте, как силовое троеборье, или пауэрлифтинг? Этот силовой вид, хотя и не относится к олимпийским, очень интересный и впечатляющий. Один из жителей нашего города в свои 70 лет — двукратный чемпион мира, шестикратный чемпион Европы и девятикратный чемпион России. Его имя — Дмитриев Евгений Васильевич. К сожалению, в Сергиевом Посаде он не знаменитость. Почему?

В нашей беседе с настоящим чемпионом мы попробовали получить ответ на этот вопрос.

БЕРИ В РУКИ ШТАНГУ, А НЕ ПИВО!

— Расскажите, что вас привело в этот нелегкий и впечатляющий вид спорта? С чего начался ваш путь в спорт?

— В далеком 1952 году, будучи 13-летним мальчишкой, я начал заниматься борьбой. Причиной, заставившей меня прийти в этот спорт, стало кино "Чемпион мира". Там показывали борца, который стал для многих ребят настоящим идолом. Все хотели уметь драться и побеждать, как он.

— И вы остались в этом спорте на всю жизнь.

— Да. По сей день не представляю ни одного дня без занятия спортом. Правда, когда я ушел в 1959 году в армию, пришлось на какое-то время забросить борьбу. Хотя и там мои спортивные умения пригодились.

— В чем? К вам было особое отношение, не такое, как к другим солдатам?

— Вообще раньше все было по-другому. Когда я был в армии, нашим старшиной роты являлся человек, прошедший Великую Отечественную войну. Дедовщины как таковой не было совершенно. Любые отношения в армии были товарищеские. Ценилась жизнь и каждый солдат. Я служил в спортроте…

— Евгений Васильевич, по возвращении из армии вы продолжили заниматься борьбой?

— Когда я вернулся, такой вид спорта как "борьба" в Сергиевом Посаде был "в загоне". Никто им не занимался. Штанги тоже не было. Приходилось находить альтернативы. Поскольку без спорта жить сложно, я катался на коньках, бегал. Затем занимался на стадионе "Спартак" и старом "Луче". И только 40-летним мужчиной пришел на современный стадион "Луч". Это было в восьмидесятом году. Конечно, уже далеко не гибким и ловким, но настоящим качком. Однажды мне говорят: давай попробуем силовое троеборье. Я тогда и не знал, что это за спорт такой. Никогда о нем не слышал.

— Расскажите подробнее. Что это за спорт — "силовое троеборье"?

— Это силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Силовое троеборье — это синоним пауэрлифтинга. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги лежа на горизонтальной скамье и становая тяга штанги — в сумме они и определяют квалификацию спортсмена. В пауэрлифтинге важны силовые показатели, а не красота тела. Во время соревнований сравниваются показатели спортсменов одной весовой и возрастной категории. Оценка выступления идет по суммарному весу во всех трех упражнениях. При одинаковых показателях победа присуждается спортсмену, обладающему меньшим весом.

— Много городов покорили?

— Первая моя победа была одержана в поселке Реммаш. После этой победы мы стали выезжать из Московской области на соревнования и чемпионаты. Сейчас уже всех не пересчитать. Но, начиная с 1990 года, я каждый раз выступал на чемпионатах области. Одерживал неоднократно победы в Воскресенске, Люберцах, Орехово-Зуеве, Мытищах, городе Видное... Было большое количество чемпионатов России: в Свердловске, Ижевске, Боровичах, в Санкт-Петербурге раза три или четыре, был также на Урале, в Курске, Нижнем Тагиле.

— А когда вы впервые поехали выступать на чемпионатах в другие страны?

— Мой первый выезд и одновременно первая заграничная победа была одержана в Братиславе. Это был Европейский чемпионат в 1991 году.

— Скажите, а каково было выступать на международной арене впервые?

— Было по-настоящему страшно. Тогда мне показалось, что принимали участие не мужчины, а монстры, огромные и сильно накачанные. Мы, русские, выглядели на их фоне намного слабее. Когда чемпионат прошел и я победил, стало очевидно одно: если борец большой, то совершенно необязательно, что он сильный. Тем более я уверен: сильнее русских мужиков и нет никого! Наши, хоть и меньше, но зато как кусок железа. Не сломать. Я точно знаю: если русский захотел победить, он сделает это.

— Следующий чемпионат Европы прошел в 1992 году в Москве, тогда вы тоже стали первым?

— Да, и на следующий год я победил. В 1998 году в Киеве на том же чемпионате я получил “бронзу”, но это для меня равносильно поражению. Три года подряд (с 2001 по 2003 гг.) чемпионаты Европы проходили в Чехии. Здесь я недотянул до “золота” только однажды — в 2003 году. В 2005 и 2006 году мы не ездили никуда, поскольку российская сборная попала на допинг-контроле и была дисквалифицирована на два года.

— Евгений Васильевич, вы являетесь двукратным чемпионом мира. Расскажите об этих чемпионатах.

— На чемпионат мира никогда не было денег. По каким-то причинам наш город не выделял и не выделяет по сей день средства на поездку и участие. Может быть, им кажется данный вид спорта бессмысленным. Ведь он не является Олимпийским. Огромное количество федераций и правил делает практически невозможным включение пауэрлифтинга в Олимпийские игры. И все-таки силовое троеборье — часть мировых игр, проходящих под покровительством Международного олимпийского комитета. Международная федерация пауэрлифтинга (IPF), проводя международные соревнования, стремится их стандартизировать и включить пауэрлифтинг в Олимпийские игры. А может, городу просто не до спортсменов, и поэтому финансирования нет. Очень обидно было, когда Фетисов, заслуженный мастер спорта, заявил, что ветераны занимаются не спортом, а физической культурой.

— Но на мировые чемпионаты вы все же не только ездили, но и выигрывали их?

— Да, своими силами собирал деньги и два раза попал на мировые чемпионаты. Первый я выиграл в 2007 году, он проходил в Тольятти, в прошлом году я ездил в США на чемпионат мира и тоже стал победителем. Установил несколько рекордов. Печально, но наш город об этом даже не знает. Во всех инстанциях перед поездками мне отвечают одно и то же: денег на соревнования нет, тем более для 70-летнего пенсионера.

— В ближайшее время вы будете участвовать в каких-либо чемпионатах?

— С 17 по 22 ноября в Лондоне будет проходить чемпионат мира. Поездка обойдется мне в 60 тысяч рублей. Если я смогу собрать эти деньги, то поеду и непременно привезу победу. Сейчас я бегаю по всему городу и пытаюсь собрать нужную сумму. А вообще знаете, у нас в России очень дорого участвовать в соревнованиях. Дешевле и проще съездить один раз за рубеж, чем отправиться на чемпионат России. У нас дороже и переезды, и гостиницы, и еда.

— Как ваши родные относятся к силовому троеборью, которое сопровождает всю вашу жизнь?

— Они гордятся мною, внуку 12 лет и уже ходит в спортзал на штангу. Им приятно, что мне, 70-летнему мужчине, не дать внешне и 55 лет.

— Наверное, вы не употребляете алкогольные напитки и не курите, как все спортсмены?

— Конечно же! Я вообще удивляюсь на тех 40-летних мужиков, которые стоят в очереди за вином в палатках. Лучше бы потратили эти деньги на спорт. Например, когда я был еще молодым и работал на заводе, каждый день, даже после тяжелых рабочих будней, я приходил в спортивный зал и занимался. Спорт поддерживает и тело, и дух. С одной стороны, я уставал после работы, но после занятий открывалось второе дыхание. Кроме того, жене приятнее смотреть на трезвого, сильного и красивого мужа. Я слышал, что сейчас существует тенденция приближения к здоровому и спортивному образу жизни. Я знаю, что в нашем городе на сегодняшний день работают несколько учреждений культуры и спорта. Но, видимо, сергиевопосадцы еще до конца не определились, что лучше: заниматься спортом или стоять в очереди за алкоголем. Уж слишком мало парней следит за здоровьем. Все чаще они гуляют с пивом по улице. Некоторые говорят мне: сила есть — ума не надо. Но я считаю, что без ума и сила не нужна.

Большое количество федераций и правил делает практически невозможным включение пауэрлифтинга в Олимпийские игры. Однако пауэрлифтинг — часть мировых игр, проходящих под покровительством Международного олимпийского комитета. Международная федерация пауэрлифтинга (IPF), проводя международные соревнования, стремится их стандартизировать и включить пауэрлифтинг в Олимпийские игры.

На данный момент в пауэрлифтинге применяется следующая экипировка: пояс, бинты на колени и на запястья, майка для жима лежа, комбинезон для приседания, комбинезон для становой тяги и некоторые другие. Экипировка в пауэрлифтинге появилась с целью защиты от травм и давала прибавку в результате 5-15 кг. В каждом движении. В полной мере этому сейчас отвечают только пояс и бинты. Однако за последние годы производители экипировки для пауэрлифтинга так усовершенствовали свою продукцию, что средняя прибавка в каждом упражнении достигла 50 кг, а максимальная доходит до 150, в отдельных случаях — еще больше! Этот факт, а также тотальное использование допинга на любительском уровне при отсутствии эффективного контроля вызвали стремительный рост нормативов пауэрлифтинга за последние 10 лет. Экипировка значительно усилила зрелищность пауэрлифтинга (чего стоит только жим под 400 кг!). Однако руководство федерации пауэрлифтинга России (IPF) для всех пауэрлифтеров разработало единый норматив, который практически невозможно выполнить без экипировки (возможно только уникумам). Отказ спортсменам в свободе выбора вызвал серьезный раскол в пауэрлифтинге и значительный отток спортсменов, в другие (т.н. коммерческие) федерации пауэрлифтинга, где созданы нормативы для экипировочного и безэкипировочного пауэрлифтинга, а также для жима штанги лежа. В качестве разрешения создавшейся ситуации, по мнению некоторых, необходимо, во-первых, официально признать комбинезоны и майки для жима лежа в пауэрлифтинге технологическим допингом, во-вторых, ввести нормативы для экипировочной и безэкипировочной версий в IPF.

Ирина СУХОВА

Газета "Вперед"