ЛОВКОСТЬ НОГ

03 февраля 2010 3198

Триста человек в это воскресенье приехали в Семхоз на поиски кладов и тайников. Именно так в здешнем лесу проходил чемпионат области по спортивному ориентированию, собравший лучших спортсменов региона. В "гонке умов" (а ориентирование заставляет не только перебирать ногами, но и шевелить извилинами) участвовали спортсмены от семи до семидесяти.

Ловкость ног

Бело-оранжевые тайны

Белый и оранжевый — сочетание, которое знают во всем мире. Эти цвета стали универсальными цветами спортивного ориентирования. В них окрашены те самые тайники, что искали под елями и на тропинках спортсмены, — так называемые "контрольные пункты", спрятанные в лесной чаще. Выглядят они как кубы и сделаны из устойчивого к ветрам, дождям и морозам материала.

Выходить на лесную (а иногда и городскую) тропу ориентировщики готовы в любое время года и почти в любую погоду. Главное для них — как можно быстрее сделать отметку на чистой карте, которая подвешена у них перед глазами на специальном планшете. Штрафы исчисляются минутами. Один неправильно отмеченный пункт приплюсовывает штрафную минуту к результатам у взрослых, две — у детей. Когда остаешься один на один с природой и стремительно ускользающим временем, полагаться остается только на компас и интуицию.

В этот день повезло с погодой: несильный мороз (что-то около десяти градусов), свежий воздух, солнечный хвойный лес и море снега. Даже просто побыть рядом и то приятно.

Главное, одеться потеплее — как это сделали, например, стоящая на стартовых часах девушка и дедушка, прикрепляющий карты к планшетам спортсменов: они не забыли про валенки. Пятью короткими сигналами через каждую минуту их часы отправляли в лес очередную партию лыжников. Некоторым одного круга на дистанции было мало, и они возвращались на старт снова и снова.

Ловкость ног

Когда откатались все, кто хотел, и пришла пора снимать часы с елки, на которой они висели, электронный таймер отмерил почти два часа. Это значит, что в тот день состоялось более сотни стартов. И действительно, все сходится — на соревнования приехали более трехсот спортсменов. Что примечательно, шестая их часть тренируется в Сергиевом Посаде.

"Трассу готовили в экстремальных условиях, на морозе", — говорит один из видных местных тренеров и энтузиастов этого спорта Владимир Мендель. Разрабатывать лыжню начали несколько лет назад — с бензопилами продирались через бурелом. Бывало, на прокладку одного "полезного" километра уходил целый день. Сегодня это одна из любимых дистанций спортсменов всего Подмосковья.

В столице почти не осталось мест, где ориентировщики могут заняться любимым делом — цивилизация наступает на пятки, пустые пространства затаптываются, контрольные пункты срываются, оттого москвичам и приходится разведывать трассы в ближнем и дальнем Подмосковье.

На старте — "оборонка"

Собравшиеся триста человек, по словам организаторов, — отличный показатель. Верхнюю возрастную планку участников они обозначили как "до предела" и заметили, что младшие участники забега только что отправились в школу.

В ориентирование нередко приходят уже в серьезном возрасте, на лыжи встают даже пенсионеры. Интересно, что среди ориентировщиков старшего поколения особенно часто можно встретить представителей "оборонки" и НИИ. Почти все они когда-то увлекались туризмом.

Инженер-лаборант из Электростали Ольга Гурова особенно ценит гармонию, в которой работают голова и ноги: "Сначала мы вляпались в туризм, а в туризме на слетах всегда есть ориентирование. И когда мы побегали и поняли, что кайф можно ловить несколько раз за час, когда находишь КП, то решили, что не надо ждать год до следующего слета, а можно заниматься ориентированием хоть каждый день. Да и пока не на пенсии, надо использовать любую возможность".

Наука, которую они продвигали всю жизнь, проникает в этот спорт в основном через маленькие предметы странной формы, похожие на разноцветные пластиковые перстни на их пальцах. Это "чипы", которые надо прикладывать к найденному контрольному пункту. Когда гонка заканчивается, с каждого чипа "сбрасывается" информация о том, как проехал его владелец. Вот, пожалуй, главное и самое заметное усовершенствование в спорте, чья первая волна развития была связана с появлением массовых и точных компасов в тридцатых годах прошлого века.

Председатель областной федерации Дмитрий Налетов предлагает сравнить контрольные пункты с турникетами в метро. Он интересно описывает их прохождение: "Человек сам выбирает для себя скорость, на которой ему комфортно двигаться. Он найдет, где ошибиться и где получить от этого удовольствие".

Сергей Стулов, директор специализированной школы олимпийского резерва по лыжному ориентированию из Лыткарина, признает, что этот спорт тем не менее никогда не станет олимпийским.

Ловкость ног

Оказывается, Международный олимпийский комитет признал этот спорт олимпийской дисциплиной, но в расписание Игр так и не включил. Всемирная федерация спортивного ориентирования делает попытки "вклиниться" в зимнюю Олимпиаду (попасть туда гораздо проще, чем на летнюю, где спорт уж точно должен окупать себя через продажу прав на телетрансляции и рекламу), однако пока безрезультатно.

Тем не менее спецшкола олимпийского резерва по ориентированию открылась в Лыткарине не случайно. Ориентирование традиционно развивалось как младший брат большого лыжного спорта. И первые ориентировщики появились как раз там, где сформировались лыжные центры. Сергей Викторович перечисляет города, славные зимними видами спорта: Долгопрудный, Раменское, Лыткарино и, что приятно, Загорск.

Популярный или зрелищный?

Этот странный спорт никогда не станет зрелищным. Зрителю он может показаться сложным, непонятным. Он часто завязан на узкий круг экс-туристов и закоренелых лыжников, чьи представления об азарте не всегда совпадают с представлениями обычных людей. Попытки сделать его более зрелищным, сокращая дистанцию, убивают дух — так говорят сами ориентировщики.

Им, может, и обидно, что бобслеистов и керлингистов берут на Олимпиады, а вот людей с чипами на пальцах и картами на планшетах — нет. "Во всей России бобслеистов наберется в три раза меньше, чем нас, собравшихся сегодня в этом лесу", — смеются ориентировщики, которым не суждено поехать в олимпийский Ванкувер. Но, видимо, иногда такие жертвы оправданны.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"