Главные новости
Когда один российский спортсмен собирает больше “золота”, чем вся олимпийская сборная, это уже просто, без кавычек, драгоценный результат. Зовут этого человека Ирек Зарипов, он лыжник из Башкирии. Когда-то он попал в ДТП, и теперь у него нет обеих ног. Ирек стал одним из тех, кому пришлось компенсировать наши репутационные поражения на мировой спортивной арене — холодной, снежной канадской арене двух зимних олимпиад 2010 года.
Что это?
Здесь нет ошибки: речь действительно идет о двух зимних соревнованиях — Олимпиаде номер один, а также о ее младшей сестре Паралимпиаде, которая традиционно принимает эстафету. Ирек участвовал в последней, и он один завоевал больше медалей высшей пробы, чем вся сборная его “здоровых” соотечественников.
Зарипов — лыжник, только передвигается по снегу с помощью специальных полозьев. Это выглядит непривычно, но и само слово “паралимпиада” пока не у всех на слуху. Даже филологи не сразу определились, как следует правильно его писать — с “о” в середине или без.
Это соревнования тех, кого прежде грубовато (но без намерения обидеть) звали инвалидами. Потом инвалидов вежливо решили именовать “людьми с ограниченными физическими возможностями”, но и это устроило не всех. В первую очередь самих инвалидов — корректная формулировка затягивала их в нишу, из которой эти сильные люди так страстно желали выбраться.
В общем, паралимпиада — это состязания людей с удивительными возможностями, которые преодолевают многократные нагрузки, обычному спортсмену неведомые. По итогам недавней X паралимпиады Россия стала первой по общему числу медалей и второй по “золоту”, но, тем не менее, публика уделяет “младшей” олимпиаде намного меньше внимания. Почему, трудно сказать. Точно так же, как трудно понять, отчего при всей невыигрышности стартовых условий наши паралимпийцы умудряются входить в тройку сильнейших в мире, в то время как “большие” спортсмены повергают в уныние всю страну.
Директор клуба инвалидов “Сплочение” Олег Гаврилов объясняет успехи российских паралимпийцев примерно одинаковым уровнем развития этих видов спорта во всем мире. “В двух словах не скажешь”, — задумывается он и проводит такую параллель: подготовка олимпийцев во многих странах мира гораздо лучше, чем в России, но с паралимпийцами пока все несколько иначе. Базы для спортсменов-инвалидов примерно одинаковы везде, и тут на первый план выходят другие обстоятельства.
“Эти люди привыкли больше рассчитывать на себя, на свои физические возможности, а не на медицинские препараты, к которым многие спортсмены привыкли”, — говорит он.
Главное, что страна может сделать для паралимпийцев, — не забывать их после того, как они показали, на что способны. Это подразумевает не только финансовые влияния, но и моральную поддержку, убежден Гаврилов.
“Сплочение” — одно из немногих объединений инвалидов в районе. Формально клуб насчитывает без малого две сотни членов, но реально занимаются спортом, конечно, гораздо меньше. Впрочем, в клубе считают, что физические упражнения — не единственная форма работы. “Сплочение” — это и клуб общения, и консультационный пункт для инвалидов — двери всегда открыты.
Рядом с нами
Паралимпийские проблемы и радости бурлят не так далеко от нас, как может показаться. В посадском хоккейном сообществе Вадим Троицкий хорошо известен как тренер и председатель районной хоккейной федерации, с недавних пор он возглавляет и областную сборную.
Но теперь это абсолютно новый вид спорта — как для него, так и для большинства спортсменов и зрителей во всем мире. Троицкий тренирует областную сборную по следж-хоккею.
Слово “следж” в переводе с английского означает “сани”. В следж-хоккее есть и шайба, и клюшка, и ворота, но передвигаются спортсмены на специальных санях. Они играют без ног, но это никак не сказывается на накале страстей, которые царят на матче.
Наш телефонный звонок застал Вадима Троицкого в Тульской области. Здесь, в городе Алексин, на базе федерального министерства спорта, туризма и молодежной политики тренируются наши следж-хоккеисты.
“У паралимпийцев больше мотивации”, — убежден тренер, успевший в своей практике поработать как с инвалидами, так и с обычными игроками. Желание его подопечных победить настолько огромно, что стоит их только выпустить на лед, как, по словам наставника, “они тут же всех порвут”.
Но осуществить это намерение в этом году в Канаде они не смогли — команда занимается в нынешнем составе только с октября. Ближайшим мировым испытанием, скорее всего, станет чемпионат мира в 2011 году.
“Люди с ограниченными возможностями всегда хотели адаптировать себя в нормальном обществе и показать, что они остаются обычными людьми”, — говорит Троицкий. Но вот интереса и информационной поддержки, по его словам, им не хватает.
Не развита пока и спортивная инфраструктура. Далеко не все базы готовы принять инвалидов, и даже тот факт, что областной команде приходится ездить из столицы в маленький городок на 60 тысяч жителей где-то под Тулой, говорит сам за себя.
Отказ от почивания на лаврах станет решающим фактором в успехе в будущем. Главный человек в российском спорте, министр Мутко, после успеха на паралимпиаде был откровенен. “Надо понимать, что и на паралимпиадах конкуренция будет расти. Успехи паралимпийцев — показатель уровня социального развития государства”, — сказал Виталий Леонтьевич.
Тем временем два хоккеиста из команды Троицкого вошли в сборную страны и еще четыре игрока рассматриваются в качестве кандидатов.
На будущее
Положа руку на сердце, зачем стране успехи в мировом спорте? Ведь не достижениям в большом хоккее наш удивительный сосед Финляндия обязана своим качеством жизни, высоким уровнем образования и низким уровнем коррупции.
“Это вопрос политики, — убежден Вадим Троицкий, — не секрет: чем заметнее успехи в спорте, тем успешнее страна. Причем это, как правило, сложные виды спорта”.
Вряд ли поклонники плавания отнесут свой любимый спорт к числу простых. Чемпион летней паралимпиады 2008 года в Пекине Анна Ефименко очевидно придерживается той же точки зрения — она проводит в бассейне несколько часов каждый день, находит время для тренерской работы и готовится к новым чемпионатам Европы и мира.
Анна — частый гость Сергиева Посада, и здесь ее, бывшую жительницу Волгограда, многие считают своей. Анна обязательно приезжает в наш город отметить все свои самые значимые победы и часто замечает: куда бы она ни отправилась, флаг района неизменно, еще со времени олимпиады в Пекине, приносит ей удачу.
Анна Ефименко выступает на соревнованиях среди слабовидящих спортсменов, и это, по ее словам, еще относительно благополучная категория. Тем не менее она знает, какими усилиями ее коллеги преодолевают тяжелые физические недостатки и, возможно, поэтому не считает и главную ванкуверскую олимпиаду провалом.
Анна уверена, что даже за теми скромными успехами стоит адский труд: “Я представляю, какая работа предшествовала каждому четвертому и пятому месту на этой олимпиаде. Это годы работы”.
“В России вообще сильные инвалиды”, — говорит Анна и добавляет, что ей самой как-то не сильно нравится это слово. Наше общество еще не готово воспринимать спорт инвалидов как просто спорт, к чему они так стремятся. Однако власти постепенно меняют отношение к паралимпийцам. К ним прислушиваются, им открыты двери, которые прежде были наглухо закрыты. Конечно, есть и пренебрежение, и даже упреки с обеих сторон, но сами спортсмены надеются, что после игр в Сочи ситуация окончательно исправится.
Анна Ефименко считает неоправданной критику размеров премиальных выплат для наших олимпийцев, а такие слова тоже звучали после игр. “Можно сказать, у меня не было детства — я не помню ни одной сказки. Я плавала все время”, — вспоминает чемпионка.
Похоже, эти люди работают не за деньги. Или не всегда работали. Ванкувер стал второй паралимпиадой, где премии паралимпийцев и олимпийцев сравнялись, прежде спортсмены-инвалиды получали мизерные относительно нынешних суммы.
“Вы видели — они без обеих ног, пловцы без обеих рук! Они буквально пашут, но делают это не за премиальные”, — говорит Анна. Кстати, о размере выплат после Пекинских игр сама она узнала за два месяца до их открытия, а предшествовали этому годы работы.
Считается, что физкультура лечит, а от большого спорта у человека появляются одни проблемы — как минимум со здоровьем. Но в случае с паралимпиадой именно большой спорт стал тем доктором, который сделал всем нам, здоровым и больным, прививку для лучшего сопротивления вирусу равнодушия и безразличия.
Владимир КРЮЧЕВ
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?