ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ “ЭНЕРГИИ”

06 февраля 2006 2776

Газета «Вперед» №11 (04.02.2006) КАК СПАСТИ ХОТЬКОВСКИЙ ХОККЕЙ?

Закрытие сезона у хоккеистов проходит регулярно. Растает лед — и все, привет до следующей зимы. Для легендарного хотьковского клуба “Энергия” слово “закрытие” в ушедшем году приобрело по-настоящему роковой оттенок. Чтобы предотвратить исчезновение местного хоккея, пришлось создавать депутатскую комиссию, обращаться к предпринимателям и искать новые источники финансирования. И несмотря на то, что сегодня “пациент скорее жив, чем мертв”, нынешнее положение вещей по-прежнему не устраивает многих.

СЧАСТЛИВАЯ БУКВА “Э”

Все началось в сентябре, когда должен был открыться очередной сезон. Тренеры объявили, что больше не могут работать на тех условиях, которые им предлагает стадион. Их не устраивало многое: и мизерная зарплата, и качество льда, и отношение со стороны руководства. В итоге хоккейные секции приостановили работу, сто с лишним игроков остались предоставленными сами себе, а по городу поползли слухи о том, что дни хоккейного клуба “Энергия” сочтены.

Когда-то игры городских команд собирали по полторы тысячи зрителей. Трибуны стадиона не вмещали болельщиков. Тем, кто приходил последним, приходилось толпиться возле коробки. Хотьково — не самый богатый город. Для местных мальчишек хоккей всегда был здоровой альтернативой безделью, подвалам, водке и наркотикам. Родители знали — собственник стадиона завод “Электроизолит” их детей не забудет. И так было всегда: завод не только содержал стадион, но и поддерживал секции, каждый год покупал инвентарь и форму. “Энергия” и “Электроизолит” — эти два слова как будто не случайно начинаются с одной буквы. В сознании хотьковчан они всегда существовали в прочной связке.

“БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ”

Впрочем, при всех трудностях “Энергии” еще повезло. В то время, когда большинство предприятий от социальной “обузы” избавляются, “Электроизолит” по-прежнему оплачивает значительную долю коммунальных затрат стадиона — счет идет на миллионы рублей. Он же оплатил заявочный взнос на игры чемпионата Московской области нынешнего сезона. Не будь этого, “Энергия” надолго бы выпала из областных игр. “Электроизолит” смог организовать адресную спонсорскую поддержку — несколько хотьковских предпринимателей выделили хоккеистам средства на покупку инвентаря. Районный спорткомитет смог помочь тренерам — зарплату они теперь получают в сергиевопосадской детско-юношеской спортивной школе. Без всего этого десять хоккейных команд вполне могли бы оказаться на улице. Но, как говорит директор стадиона Григорий Хренков, “благотворительность — дело добровольное”.

РУКА НАД ВОДОЙ

Все эти меры все равно похожи на временные и экстренные. Неужели в следующем году хотьковский хоккей снова пойдет по тому же печальному пути? Тренер “Энергии” Павел Марков рисует образ: “Это все равно, что остаться под водой, высунуть руку и делать последние вдохи”. Спасти ситуацию могут только регулярные финансовые вливания. Ведь хоккей требует постоянных затрат — быстро изнашивается форма, теряются шайбы, ломаются клюшки. Более-менее долговечные стоят от тысячи рублей и выше. На помощь пришел завод и хотьковский бизнес. В итоге, считает директор стадиона, надобность, например, в клюшках практически закрыта. Тренер Марков с этим мнением не согласен. Впрочем, это не единственный пункт, по которому расходятся точки зрения тренеров и руководства.

ФОРМА ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ?

Что важнее при ограниченном бюджете — купить необходимое количество формы, клюшек, шайб или направить имеющиеся средства на содержание и развитие всего стадиона? Хоккеисты считают, что в споре формы и содержания перевес пока что на стороне последнего. “Все подчинено тому, чтобы кинуть все деньги на развитие стадиона. Но развитие стадиона без развития спортивных секций немыслимо. Для чего тогда стадион, если там нет секций?” — удивляется Павел Марков. Те, кто бывал на “Энергии”, не могли не обратить внимание на обилие непрофильных организаций, обитающих на его территории. Здесь и парикмахерская, и кафе, и компьютерный клуб. И не то чтобы хоккеисты были против этого. Плата за аренду помещений, не занятых секциями, — один из способов выживания спорта. Но — если не в ущерб развитию самого спорта.

У директора на сей счет своя точка зрения. В развитии коммерческих проектов он видит будущее стадиона. Григорий Хренков подчеркивает: территориально от коммерческих преобразований никто не пострадал. Более того, в “Энергии” есть планы превращения спорткомплекса в центр семейного отдыха. Например, устроить детское спортивное кафе с безалкогольным меню и показом матчей по “НТВ плюс”. Хотят здесь расширить прокатные услуги, сдавать зал в аренду спортсменам-любителям. У вас есть своя команда? 250 рублей в час — и зал в вашем распоряжении. Бильярд? Пожалуйста! Все это и помогло бы окрепнуть секциям. Пока что средства уходят на ремонт и поддержку спорткомплекса. В качестве иллюстрации директор приводит такой пример: недавнее похолодание стадион пережил спокойно, потому что, за редким исключением, здесь повсеместно поменяли отопление. Набрали новый квалифицированный персонал, который за два-три часа устраняет неполадки. А раньше на вызов сантехников и сварщиков уходила неделя. В два раза выросла зарплата кудесников льда — заливщиков.

СЕКРЕТ ЛЬДА

Впрочем, с заливкой — отдельная история. Тренеры огорчаются: по их словам, когда ушли старые заливщики, это сказалось на качестве льда. Правильно залить хоккейную площадку — это искусство. К тому же сейчас дело порой доходит до того, что тренерам приходится вместе с родителями расчищать снег на стадионе или самим же заливать лед в ночь перед игрой. Не нужно быть специалистом в хоккее, чтобы понять: без качественного льда подготовить хороших спортсменов невозможно. В лучшем случае это будет дворовая команда. По словам тренеров, с той техникой, которая есть на стадионе, все это можно было бы сделать без особых проблем. В виду имеется, в первую очередь, единственная в районе заливочная машина. Но она давно уже сломана. На что у директора стадиона есть обнадеживающая новость: для машины купили двигатель, и в первых числах февраля она должна заработать. Плюс — починили старый снегоуборщик, купили два новых и ремонтируют два трактора.

ТРЕБУЕТСЯ “ГАЗПРОМ” РАЙОННОГО МАСШТАБА

Но уповать лишь на чудо в ситуации, когда нужны решительные действия, не приходится. В декабре на стадион приехала специальная депутатская комиссия только что избранного хотьковского городского Совета. Депутаты общались с тренерами. В конце концов общими усилиями хоккей, как выражаются наставники, “толкнули”, и сезон все-таки начался. Теперь бы это начальное ускорение поддержать стабильной спонсорской помощью. И пусть даже спонсор будет один, но постоянный. У самого стадиона есть давний партнер — гигант “Проктер&Гэмбл”, который, например, помогает покупать спортинвентарь. Конечно, “Энергия” и не мечтает о судьбе “Зенита”, счастливо расположившегося под крылом “Газпрома”. И вряд ли хотьковчанам удастся повторить путь ЦСКА, поддерживаемого Внешторгбанком. В свое время директор стадиона вел переговоры с крупной сетью продажи спортивных товаров, с некоторыми банками. Пока что безрезультатно. Так что вряд ли в ближайшем будущем мы увидим в местной газете объявление вроде “Перспективной хоккейной команде требуется “Газпром” районного масштаба”.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед" №11  (04.02.2006)