Велодорожки по-посадски

08 декабря 2023 3746 Вперед

Во что превратился эксперимент?

«Сергиев Посад стал одним из первых подмосковных городов, где проложены велодорожки!» — радовались этим летом жители города, и наша газета в том числе. Но вскоре стало ясно: наспех нарисованной на асфальте полосы явно недостаточно для того, чтобы мечта местных велосипедистов стала реальностью.
 
От идеала дорожки по-посадски пока далеки. И дело не только в том, что оформлены они не по правилам, а в том, как они проложены. В ряде мест предполагаемый маршрут резко поворачивает под прямым углом, время от времени его путь перегораживают бордюрные плиты, а самое странное творится на бульваре Кузнецова и у здания администрации. По непонятной причине дорожка проложена посередине тротуара, оставляя пешеходам узкие обочины слева и справа. Неудобно в итоге всем.
 
Прокомментировать необычную логику мы предложили тем, кто имел непосредственное отношение к разработке маршрута, хотя бы на первоначальном этапе.
 
«Скажем так, неправильно»
 
«Я видел фотографии. Дорожки проложены, скажем так... Неправильно», — председатель всероссийского движения «Русвелос» Пётр Дворянкин, один из тех, кто начинал разработку, тщательно подбирает эпитеты, отвечая на нашу просьбу оценить то, что получилось в итоге.
 
Впервые идея соединить микрорайоны Сергиева Посада общим веломаршрутом прозвучала весной этого года, накануне торжеств в честь 700-летия празднования Сергия Радонежского. Как сообщалось, дорожка пройдёт по центру города до микрорайона Углич, встречались упоминания маршрутов на Кировке, вдоль Скобяного шоссе и Вифанской улицы.
 
велопосад, велодорожки, сергиев посад, местные, русвелосПётр был одним из тех, кто вызвался помочь Сергиеву Посаду создать проект веломаршрутов, но на каком-то этапе идею городская администрация начала воплощать без помощи посторонних. Рисовали дорожки уже без «Русвелоса» и их посадских партнёров, посадского отделения движения «Местные».
 
Сергиевопосадцы восприняли инициативу в целом благожелательно. Велосипед — популярное средство передвижения, красивых мест в центре Посада достаточно, пробок становится всё больше... Словом, перспективы у начинания были.
 
Жёлтая полоса протянулась по набережной Келарского пруда, у Мемориала славы, по брусчатке Красногорской площади, по улице 1-й Ударной Армии и бульвару Кузнецова.
 
На фоне масштабных перемен, которые наш город переживал в праздничные дни, появление веломаршрутов затерялось в общем потоке новостей. Позже, когда основная волна событий схлынула, жители снова обратили внимание на то, что досталось в наследство от беспрецедентных торжеств, в том числе и на веломаршруты.
 
Идея хорошая...
 
«Идея хорошая, маршруты хорошие, — говорит руководитель клуба «Велопосад» Глеб Панкеев, — только складывается впечатление, что в итоге сделали так, что получилось не только неудобно велосипедистам, но ещё и пешеходов «прижали».
 
«Велопосад» — самые активные представители местного двухколёсного движения, клуб объединяет сотни энтузиастов этого спорта. По нашей просьбе Глеб проводит экскурсию по посадским велодорожкам.
 
Странности заметны на подъезде к администрации со стороны Белого пруда, где проложенная посередине (!) тротуара дорожка вытесняет пешеходов на обочину. Глеб приводит ссылку на правила: прокладывать велодорожки можно только на тротуарах шире трёх метров, в противном случае она должна выноситься на газон. И никак не посередине. Стандартный цвет разметки — белый (у нас жёлтый), внутренняя часть окрашивается в зелёный.
 
В области есть примеры, когда местные власти сотрудничают с велосипедистами, и это даёт результаты. Глеб Панкеев приводит примеры Дубны и Жуковского, где дорожки сделаны по существующим стандартам. «Правда, создавалось это на протяжении двух лет, в совместной работе с клубами, а не как у нас, когда дорожки были нарисованы за три ночи», — говорит он.
 
«Скорее всего, эти маршруты — в частности, на бульваре Кузнецова — сделаны незаконно, и никто на баланс их не принял», — делает предположение ещё один инициатор и соавтор идеи Дмитрий Миронов, председатель сергиевопосадского штаба областного молодёжного движения «Местные».
 
В то же время в городской администрации от обслуживания велодорожек не отказываются. Как сообщил начальник отдела благоустройства и санитарной очистки Сергей Куракин, в следующем году при необходимости дорожки будут обновлены. Очистка маршрутов также проводится силами городских коммунальных служб.
 
Планов по дальнейшему развитию маршрутов пока нет: все существующие возможности, уверяют представители администрации, исчерпаны.
 
А как могло бы
 
«Подмосковные города хорошо подходят для развития велодорожек как с точки зрения туризма, так и в плане транспортной инфраструктуры», — говорит Дмитрий Миронов.
 
По его мнению, велосипед в перспективе способен решить транспортные проблемы, присущие в том числе и Сергиеву Посаду. Естественно, при условии развития велокультуры. А преподавать двухколёсный этикет можно, например, в школе, на специальных велоуроках.
 
велопосад, велодорожки, сергиев посад, местные, русвелосвелопосад, велодорожки, сергиев посад, местные, русвелос
 
По мере того, как инициатива набирала силу, к разработке маршрутов подключались новые люди. В частности, советы давали депутат Госдумы, эколог и житель Фермы Максим Шингаркин и специалисты экспертного центра «Пробок.нет».
 
Среди их предложений, так и не реализованных, но обладающих туристическим потенциалом, — маршрут «улица Карла Маркса — Вифанская улица — парк ‹Скитские пруды› — Черниговский скит — пляж Лесного озера». Другой, более утилитарный, транспортный маршрут, который также не был осуществлён, — «центр города — Новоугличское шоссе — улица Дружбы — РБ».
 
Идеи были приняты администрацией города, но против выступила ГИБДД — прокладка дорожек повлекла бы за собой масштабную перерисовку дорожной разметки и установку новых знаков. В то же время Пётр Дворянкин из московского «Русвелоса» готов написать письмо губернатору Воробьёву с предложениями о новых веломаршрутах.
 
По пунктам
 
велопосад, велодорожки, сергиев посад, местные, русвелосСуммируя, претензии наших собеседников можно свести к следующему.
 
• Профиль. Велодорожка, поворачивающая на 90 градусов, это не только нелогично, неудобно, но и опасно.
 
• Отсутствие знаков. Предупреждающие знаки о предстоящем пересечении с проезжей частью должны быть нанесены как на велодорожку, так и на саму проезжую часть.
 
• Непродуманная разметка. Существующая разметка приводит к конфликту интересов пешеходов и велосипедистов. На некоторых тротуарах пешеходам после появления велодорожки осталось слишком мало места, а проложенная посередине тротуара дорожка и вовсе считается нарушением правил. По закону они должны следовать исключительно вдоль крайней правой или левой стороны тротуара.
 
• Недостаток маршрутов. К уже существующим можно добавить дорожки по Угличу, Вифанской улице, Скитским прудам, Ферме.
 
Владимир КРЮЧЕВ
Фото автора

 Справка 
 
Кто прав?
 
Велосипедист имеет приоритетное право проезда на дорожке. Пешеход может заходить на неё только в случае отсутствия тротуара (штраф 700 рублей).
 
Впрочем, на сергиевопосадские дорожки это правило не распространяется — его можно применить только к оформленным по всем правилам, отделённым бордюром, дорожкам, в то время как наши больше тянут на так называемые велопешеходные зоны. Установить окончательный статус посадских велотроп так и не удалось.
 

Фотогалерея

Нет таблицы news_voting