Полезные статьи

СРО и Нацобъединения могут быть признаны субъектами политической деятельности и иностранными агентами

22 апреля 2016

Поправки к закону "О некоммерческих организациях" готовятся к рассмотрению Госдумой. Одним из наиболее заметных изменений в этом пакете может стать определение "политической деятельности", под которое может попасть работа ряда СРО и Нацобъединений.

Поправки к закону "О некоммерческих организациях" готовятся к рассмотрению Госдумой в 1-ом чтении. Одним из наиболее заметных изменений в этом пакете может стать определение "политической деятельности", под которое может попасть работа ряда СРО и Нацобъединений.

Так, в п.6 ст.2 указанного закона инициативная группа депутатов от "ЕР" предлагает внести уточнение, в соответствии с которым деятельность некоммерческой организации может быть признана политической, если она соответствует ряду критериев. Как отмечают обозреватели, этим критериям вполне соответствует деятельность большинства СРО и Нацобъединений. Интересно, что при этом они могут получить статус иностранного агента, так как:

  1. оказывают влияние на формирование и реализацию государственной политики, решения и действия местной власти и государственных органов, а также прибегают к другим формам лоббистской деятельности;
  2. могут иметь в составе иностранных членов и получать от них взносы.

Таким образом, по формальным признакам иностранными агентами может быть признана любая СРО, в которой состоят компании-резиденты других стран или физические лица, не являющиеся гражданами РФ.

Считается, что особенно высок такой риск для СРО финрынка, т.к. членами практически всех крупных партнёрств состоят компании с иностранными инвестициями. Как следствие, косвенно саморегулируемые организации получают финансирование из-за рубежа.

Для конкретной СРО получение статуса иностранного агента влечёт следующие нежелательные последствия:

  • дополнительная отчётность и сопутствующие ей расходы;
  • повышенное внимание со стороны Минюста и других контролирующих органов.

Сообщается, что авторы законопроекта уже отреагировали на беспокойство представителей системы саморегулирования. Владимир Плигин, руководитель комитета по конституционному законодательству, отметил, что деятельность СРО регулируется независимо, поэтому каждый конкретный случай заслуживает внимания. Прокомментировал ситуацию и Ярослав Нилов, представитель Комитета по делам общественных и религиозных организаций. По его словам, доработка проекта закона ко 2-му чтению вполне возможна, и любые идеи, поступающие от сферы саморегулирования, авторы документа обязательно рассмотрят в ходе его доработки.

Примечательно, что непродолжительная история саморегулирования в России уже знает примеры привлечения СРО к ответственности за неподачу отчётов иностранного агента. В 2015 году такие проблемы были у НП "КубаньСтройИзыскания", в составе которого есть иностранные компании. К счастью для СРО, суд решение о привлечении к ответственности прекратил в соответствии со ст.19.34 КоАП. Этот вердикт краснодарский Минюст пытался обжаловать на уровне апелляционного суда, но также потерпел неудачу. Иностранным агентом СРО "КубаньСтройИзыскания" так и не была признана.




Дата публикации: 22/04/2016