"ВОЙНА - БЕСКОНЕЧНАЯ СТРЕЛЬБА НАД ГОЛОВОЙ"

17 мая 2010 2232

«ВОЙНА - БЕСКОНЕЧНАЯ СТРЕЛЬБА НАД ГОЛОВОЙ»Софья Васильевна Ткаченко, связист на фронте, преподаватель по жизни: "Я не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но охватывает ощущение, что в четвертой мировой войне будут сражаться палками и камнями".

Я родилась в деревне Михейково Владимирской (Ивановской) области в 1923 году в семье крестьянина. Отец мой, Василий Иванович Рыбин, был рабочим проволочного цеха в городе Кольчугино. Здесь в 1934 году пошла в пятый класс. Здесь же происходили события 30-х годов — сажали сограждан по известной статье 58 пункт 10. Так произошло и с моим отцом. В 1935 году он был арестован и осужден тройкой на 5 лет "как враг народа". Моя мама, Мария Ивановна, где только не побывала ради его освобождения, но было напрасно. Ездила даже в Москву на прием к всесоюзному старосте Калинину, но он помочь ничем не мог, его жена была осуждена по той же статье.

Каждую ночь отца вызывали для того, чтобы сознался, что шел против России, а он любил свою страну и считал, что оправдываться бессмысленно. Любыми способами добивались от него признания в измене Родине: морили голодом, всю ночь заставляли стоять, а вот днем уже спать не давали. За время заключения был на строительстве нового города Воркута. В январе месяце 1941 года его выпустили из камеры, и к военному аэродрому пришлось добираться пешком 200 километров. Дома работать на завод он не пошел, а остался в деревне Михейково бригадиром колхоза.

Мать была председателем колхоза всю жизнь и растила шестерых детей. Когда она была председателем, можно сказать, что колхозники на тот период даже богато жили, получали на трудодень по 2-2,5 кг зерна. После статьи в Ивановской газете "Жена врага народа на посту председателя колхоза" она отказалась от места руководителя. Колхозники со слезами на глазах упрашивали ее остаться, но эта статья маму сильно задела, и она сказала твердое нет.

Если мы едины, то мы непобедимы

Ночь. 1941 год. Я только-только окончила Юрьев-Польское педагогическое училище. Вот он, долгожданный выпускной 22 июня. Неожиданно для всех нас Молотов объявил о нападении фашистской Германии на СССР. Это была полнейшая неожиданность. Люди были подавлены и убиты горем. Объявление мы слушали с таким напряжением, хотелось понять, что теперь с нами будет, сколько жизней унесет, сколько городов разрушит никем не жданная война. До февраля 1942 года я проработала учителем начальных классов в село Дубки Кольчугинского района. В феврале меня уже призвали на защиту Родины. Я собрала все свои силы и четко поставила цель — идти только вперед. Из-под Москвы из всех частей собрали 515-й зенитно-артиллерийский полк, в который попала и я как начальник прожекторной станции. Вначале служила под Москвой в прожекторной части: охраняли аэродром Внуково. Многому научила меня война, так я освоила все специальности прожекториста и связиста. Каждый день нужно было писать приказы по полку, так как работала я еще и в секретной части.

В моих воспоминаниях сохранилось много всего. Картины эти, эпизоды боев, военных дорог стоят перед глазами. Я как вчера помню и раненых однополчан, и власовцев, и стоны умирающих близких людей, и пролитую кровь ни в чем не повинных детей. Помню случай, как для всех нас неожиданно немецкий самолет пролетал прямо над Москвой. Весь наш взвод всполошился, каждый был на связи, и тут команда: "Дать луч!" И вся рота включила прожекторы и стала ловить лучом врага. Когда уже стали стрелять батареи, самолет исчез, найти место падения нам не удалось, но мы были полностью уверены, что сбили его.

Затем мы двинулись за фронтом, тогда уже мне присвоили звание младшего сержанта.

1944 год — до Вязьмы из-под Москвы шли своим ходом, причем шли так, что останавливались в незнакомых землянках на несколько дней, так как сил идти не было. Однажды, остановившись в такой землянке, я на всю жизнь пожалела, что не собрала все силы и не пошла дальше, обойдя ее стороной. Но кто же знал — в ней мы и угодили в плен к фашистам. Они взяли нас, что называется, тепленькими. В этот момент вся моя короткая жизнь пролетела перед глазами. Я чудом осталась в живых, а вот боевую подругу я тогда потеряла…

Передовые части гнали противника, освобождая территорию. А немцы расстреливали нас с бреющего полета, если мы прятались за кустами от бомб. Уже в Вязьме весь 515-й полк рассредоточился в трех эшелонах. Почти полгода мы находились в этих товарных составах. Долго ехали, потому что железнодорожная колея у немцев узкая, и мы ждали, пока ее сделают шире. В дороге многие погибли от фашистских налетов.

«ВОЙНА - БЕСКОНЕЧНАЯ СТРЕЛЬБА НАД ГОЛОВОЙ»

И вот, когда мы добрались до Польши, сразу же заняли позиции. Нам строго-настрого приказали быть в хороших отношениях с поляками и не красть у них домашнюю живность. Такие случаи были, и солдат за это судили военным судом и отправляли в штрафбат. У нас, например, троих отправили. А вообще поляки были очень даже приветливы и гостеприимные. Однажды я зашла в магазин и случайно оставила там свой мешочек с документами. Когда на следующий день пришла, продавец магазина вернула мне их. Еще один случай я помню: сержант Мартынов (который был со мной в одном взводе) — человек с виду доброжелательный, ответственный, никогда не оставляющий в беде, изменил Родине. Никто из сослуживцев не мог понять, почему и что заставило его это сделать, ведь с самого начала мы верили, что "все будем, как один". Но когда он представился в качестве главаря немецкой группы, мы были не то, чтобы в шоке, нам хотелось буквально разорвать их, и тут уже нужно было думать не о прошлой нашей дружбе, а о спасении Родины. Конечно, сначала меня охватило чувство жалости, мне хотелось закричать на весь мир, но я вовремя взяла себя в руки и со всеми пошла в атаку. Мартынову удалось сбежать, мы поняли, что его просто так не возьмешь. Но в итоге нам, в общем-то, его даже разыскивать не пришлось. Когда Мартынов, видимо, почувствовал, что не видать победы немцам, он застрелился.

Победу в Польше отмечали 8 мая очень бурно — винных и пивных продуктов там хватало. И уже 9 мая ночью нам сообщили, что Гитлер капитулировал.

Педагог - на всю оставшуюся жизнь

После войны я работала преподавателем физкультуры в городе Кольчугино в школе № 5. Затем окончила институт атеизма. В 1946 году приехала в Сергиев Посад и четыре года работала в детском саду. После чего окончила педагогический институт и работала во вспомогательной школе № 7 учителем русского языка и литературы. Оттуда ушла на пенсию и последние восемь лет работала в киоске "Союзпечать". В 1946 году вышла замуж за однополчанина Анатолия Алексеевича Ткаченко. Вместе вырастили двух детей — сына и дочь, есть два внука. Все дети получили одно-два высших образования. Учеба всегда была у меня главной целью в жизни, вот я сейчас спокойна за своих детей, потому что считаю: ученый человек может горы свернуть.

Только вот дочке моей чуть-чуть не повезло. Вот уже 13 лет она лежит, болеет, не встает совсем. Днем за ней ухаживаю, а зять и внук в Москве работают. Конечно, это очень сложно, так как мне самой уже помощь нужна, с сердцем проблемы, но я очень люблю свою дочь и не оставлю ее.

Супруг Анатолий Алексеевич ушел из жизни в 1998 году.

…сейчас Софья Васильевна живет с зятем, дочерью и внуком. Проявляет большой интерес к жизни — много читает, очень любит вязать и разгадывать кроссворды, но главное для нее — различного вида общественная деятельность. Она говорит: "Потребности у меня небольшие, так как Д. А. Медведев пенсией не обделил, всего хватает. Армия не только крепко меня закалила, за что я ей благодарна, но и осталась у меня в памяти как время освободителей, среди которых была и я. Она воспитала во мне честность, справедливость, храбрость, доброту ко всем".

Дарья БЕКМАН

Газета "Вперед"