ЗАГОРСКАЯ МИЛИЦИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

17 мая 2010 3270

Работу советской милиции в годы Великой Отечественной войны люди в основном представляют по фильму “Место встречи изменить нельзя”, действие которого разворачивается в августе 1945-го. Но кино есть кино, и как бы оно ни было близко к жизни, это все же художественный вымысел. С просьбой рассказать, как это было на самом деле, мы обратились к председателю совета ветеранов районного УВД Анатолию Васильевичу Русакову, который много лет собирает сведения об истории милиции Загорска и района.

ЗАГОРСКАЯ МИЛИЦИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Перед войной

До войны в Загорске существовали районный и городской отделы милиции. Оба они до конца 1930-х годов располагались на разных этажах одного здания — 1-го Дома Советов (бывшая лаврская гостиница, ныне снова восстановленная; в 1937 году милиция переехала в здание на Первомайской улице). Внизу, на первом этаже, находилась общая камера предварительного заключения (КПЗ) для задержанных. Отделения милиции были также в Хотькове и Краснозаводске, которые не были тогда крупными населенными пунктами. Изначально там существовали просто опорные пункты, куда милиционеры приезжали по необходимости, потом, по мере развития промышленности и роста населения, их сделали постоянными.

Структурно милиция входила в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), в котором существовало Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУ РКМ). Кроме того, при местном отделе НКВД существовала должность заместителя начальника по милиции — по-видимому, он курировал политические вопросы.

Документов не сохранилось

К сожалению, документальных свидетельств о работе загорской милиции до и во время войны практически не сохранилось. Раиса Александровна Агиенко (Барышева), работавшая в то время паспортисткой, впоследствии рассказывала, что при приближении немцев к Москве поступил приказ об уничтожении всей милицейской документации. Видимо, власти все же опасались захвата города врагом и принимали меры для минимизации возможного ущерба. Документы собрали, на выделенной “полуторке” вывезли на старое Кукуевское кладбище, облили бензином и тщательно сожгли каждую бумажку.

ЗАГОРСКАЯ МИЛИЦИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Из-за этого сейчас даже невозможно установить, кто в годы войны был начальником районного отдела милиции. В 1941 году эту должность занимал лейтенант Петр Алексеевич Николаев, его заместителем был Ажищев (имя и отчество неизвестны). Их обоих вскоре призвали на фронт. Николаев погиб, а Ажищев, пройдя через множество боев, выжил, но после войны на работу в милицию не вернулся.

Несмотря на то, что работа в милиции приравнивалась к воинской службе и милиционеры в основном имели “бронь”, в армию призвали еще 12 человек. Все они погибли. Их имена высечены на плитах памятника у здания УВД. Всего в Загорском районе в те годы было около сотни милиционеров.

Какая была преступность

В первые годы после начала войны основными видами преступлений были кражи скота, лошадей и фуража из окрестных колхозов и частных хозяйств. Кроме того, в сельской местности нередко грабили немногочисленные магазины.

Милиция была переведена на казарменное положение. По сути, это был призыв на военную службу, где невыполнение приказа жестко каралось, вплоть до расстрела.

Начиная с 1942 года, пышным цветом расцвела спекуляция. Продукты в магазинах были только по карточкам, но на рынке их все равно можно было купить — правда, по заоблачным ценам. Рассказывают, что это было связано в том числе и с тем, что с войны начали возвращаться раненые солдаты без рук, без ног. Работать на заводах они зачастую не могли, а на иждивенческую пайку прожить было очень сложно. Они торговали, играли на деньги в азартные игры (в карты, в наперстки, в веревочку) — словом, выживали как могли.

Яркой иллюстрацией существующего положения дел была дорога на колхозный рынок, начиная от Белого пруда. Вдоль нее располагались торговцы, у которых можно было купить многое, чего в магазинах не достать: одежду, обувь, отрезы ткани, продукты.

Здесь же торговали “левой” водкой и самогоном. У “официальных” бутылок водки горлышко было залито сургучом, на котором выдавливали штамп. Спекулянты сбивали его, разбавляли водку водой, снова заливали сургучом и штамповали поддельной печатью.

Несмотря на регулярное патрулирование, в том числе и военными (солдатам и офицерам было запрещено появляться на рынке в форме, их ловили и наказывали), побороть спекуляцию было невозможно.

ЗАГОРСКАЯ МИЛИЦИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Распространена была и уличная преступность. Например, группы подростков поджидали в подворотнях людей, получивших по карточке хлеб, и отбирали его. Сложной задачей иногда было не только отстоять очередь, но и благополучно добраться с бесценным грузом до дома.

Транспорт

Во время войны собственного транспорта в милиции не было — ни автомобильного, ни гужевого. Передвигались в основном на арендованных лошадях, на попутках или просто пешком. Начальнику отдела полагалась двуколка.

Задержанных преступников нередко приходилось конвоировать, что называется, на своих двоих. Если дело происходило в дальней деревне, на это тратилось до нескольких дней.

Автомобилями милиция стала оснащаться только в начале 50-х годов. Первая “Победа” появилась в 1953-м. А сразу после войны в распоряжении загорских органов правопорядка была единственная “полуторка”, которая и милиционеров возила, и задержанных, и грузы.

ЗАГОРСКАЯ МИЛИЦИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫПоймали немца

Интересный факт — в 1941 году в Хотькове задержали немца. Говорят, в районе Озерецкого сбросили парашютиста.

Как его поймали, сейчас сказать трудно, но поймали и привезли в райотдел в Загорск. Посмотреть на фашиста сбежались все милиционеры: как же, вот он, настоящий враг! Тот сидел на стуле, дрожа, зима в тот год выдалась на редкость морозной. Он был немолод, вида обычного, на зверя не похож. Наши посмотрели на него и... пожалели, даже предложили хлеба, хоть сами были полуголодные. Тот отказываться не стал. Через некоторое время приехали сотрудники НКВД из Москвы и забрали его с собой.

Проверка документов

После окончания рабочего дня милиционеры в обязательном порядке проводили проверку документов у граждан. После того как комендантский час вступал в силу, они ходили по домам, брали домовые книги и сравнивали — Иванов дома? Если нет, почему? Где находится, когда вернется? Проверяли строго, люди все понимали и не протестовали. Таким образом боролись со шпионами, дезертирами и уклонистами. Последних, кстати, было не так мало, как кажется. Анатолий Васильевич Русаков рассказал нам, что он знал несколько человек, которые умудрялись скрываться от властей вплоть до начала 60-х годов, через 20 лет после войны. Некоторых обнаруживали только тогда, когда родственники заявляли об их смерти и, соответственно, просили выделить место на кладбище. Сколько таких было на самом деле, неизвестно.

Как вооружались

Осенью 1941-го в Загорске была сформирована 1-я ударная армия, части которой вступили в сражение с немцами возле Дмитрова и Яхромы, совсем рядом от нас. Бои на Перемиловских высотах, за переправу через канал Москва-Волга были очень кровопролитными и жестокими.

После того как Красная армия перешла в наступление и отбросила немцев, на полях сражений осталось огромное количество оружия. Загорские милиционеры организовывали специальные экспедиции по его сбору — садились в “полуторку”, ехали в места, где еще недавно кипел бой, подбирали брошенные автоматы, винтовки и пистолеты и сдавали в установленном порядке. Собственное табельное оружие, к слову, нередко добывалось тем же способом.

Если вы или ваши родственники располагаете какими-либо сведениями или фотографиями из истории загорской милиции — пожалуйста, обратитесь в совет ветеранов УВД района или в нашу редакцию.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"