Наперегонки со смертью

03 октября 2011 3842

Неделю назад, 24 сентября, возле станции Семхоз произошел несчастный случай. При попытке спрыгнуть с поезда на ходу тяжелейшие травмы получил мальчик.

Наперегонки со смертью

В линейном отделе полиции нам рассказали, что вечером он возвращался от друзей из Хотькова, торопился домой. Электричка с остановкой в Семхозе должна была прибыть через восемь минут, но он не захотел ждать и прицепился снаружи к другой электричке, идущей экспрессом до Сергиева Посада. Попытка спрыгнуть на ходу окончилась трагически: открытая черепно-мозговая травма, перелом позвоночника... Ребенка доставили сначала в Районную больницу, затем на вертолете "Медицины катастроф" в Москву.

Подобный способ передвижения на молодежном жаргоне называется "зацепинг". "Зацеперы" цепляются снаружи за выступающие части поездов (различные поручни, лестницы, подножки и другие конструктивные элементы вагона или локомотива) и таким образом бесплатно проезжают несколько станций. В год на железных дорогах страны их гибнет несколько десятков.

Кто же они такие и почему подвергают свою жизнь столь высокому риску и очевидной опасности? Елена ХАРИТОНОВА, старший инспектор по делам несовершеннолетних линейного отдела полиции на станции Сергиев Посад, по нашей просьбе нарисовала нам усредненный портрет нарушителя. В подавляющем большинстве "зацеперы" — это школьники в возрасте от 13 до 15 лет, причем совсем не обязательно двоечники и хулиганы. "В основном они из неблагополучных семей, но нередко встречаются и дети образованных, обеспеченных родителей, — говорит Елена Андреевна. — Проблема у них одна: недостаток родительского внимания. Мало записать ребенка в три секции и два кружка, надо общаться, заниматься с ним, следить, чтобы он не болтался где ни попадя. В пьющих семьях взрослые об этом вообще не думают, дети существуют сами по себе, а во многих обеспеченных родителям некогда, они деньги зарабатывают".

Изредка среди "зацеперов" встречаются совсем малыши 8-12 лет, еще реже — парни 18-25 лет, которые повзрослели телом, но не умом. В последнее время с наружных частей поездов полиция и сотрудники железной дороги нередко стали снимать и девочек, их примерно 20-25 процентов.

Пик "зацепинга" обычно приходится на теплое время года, когда "путешествовать" на электричке снаружи не так холодно. Бывает, конечно, что пытаются кататься и зимой, но в этом случае получение тяжелых травм, которые приводят к гибели или инвалидности, практически неизбежно. На морозе руки быстро слабеют, голова начинает кружиться, подростки не могут удержаться и падают, особенно если встречный поезд создает воздушные вихри и турбулентность.

После падения примерно половина не выживает: при высокой скорости движения удар о железобетонные шпалы, рельсы и крепежные винты раскраивает череп, ломает кости и позвоночник. Но особенности психологии подростка таковы, что даже гибель товарища, происшедшая у них на глазах (катаются, как правило, по несколько человек), может не отвадить их от рискованных экспериментов: каждый твердо уверен, что "со мной такого не случится". Когда случается, думать уже поздно.

Почему не удается изжить "зацепинг" в подростковой среде? Причин тому несколько. Главные — популярность в молодежной среде "экстрима" (все, что не "экстрим", сейчас скучно и немодно) и широкий обмен информацией в социальных сетях Интернета. "Мы занимаемся этим ради радости и приятных воспоминаний", — указано в одном из интернет-сообществ "зацеперов". "Зацепинг служит тренировочной площадкой для великого множества как начинающих, так и опытных спортсменов", — говорится в другом.

В глазах подростков "зацепинг" — рискованный спорт, в своем роде ничуть не худший, чем, скажем, альпинизм, горные лыжи и другие дорогостоящие удовольствия.

Чтобы прицепиться снаружи к электричке, денег не надо. О том, что такие "тренировки" нередко приводят "спортсменов" к инвалидной коляске на всю оставшуюся жизнь или даже к смерти, в среде "зацеперов" не то что умалчивается, но как-то не воспринимается всерьез. Риск — благородное дело, а какой "экстрим" без риска?

Первое предложение, которое напрашивается в этой связи, — число "зацеперов" пойдет на убыль, если каким-то образом сократить число выступающих частей и разного рода поручней с наружной стороны поездов. Чтобы "зацепляться" было не за что. Отчасти это справедливо: например, "метрозацеперы" (есть и такие) не любят новые метропоезда "Русич", потому что "зацепиться" за них довольно сложно. Однако истинные маньяки "зацепа" умудряются нелегально путешествовать даже на скоростных поездах "Сапсан", которые с виду гладкие и обтекаемые, как подводная лодка.

Второй, не лишенный смысла вариант, — существенно, в разы повысить штраф за "зацеп", который будут выплачивать родители малолетних "спортсменов". Сегодня с них в лучшем случае возьмут 100 рублей, и это, конечно, не аргумент. Хотя в полиции утверждают, что даже сейчас снятые с поездов и доставленные в отделение "зацеперы" больше всего боятся звонка родителям.

Можно предложить и другие технические или репрессивные меры, но в главном можно согласиться с инспектором Еленой Харитоновой: проблема — в семьях. Уделяйте своим детям больше внимания, возможно, это убережет их от рискованных, бессмысленных и смертельно опасных занятий.

 

Газета "Вперед"