"РЕЗИНОВЫХ ДОМОВ" БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ?

28 октября 2009 4164

Можно ли жить на площади 0,5 квадратных метра? Любой нормальный человек, конечно, ответит "нет" и будет прав. Чтобы наглядно представить, сколько это, вообразите прямоугольник со сторонами 100 на 50 сантиметров — это и будет искомая величина. До недавнего времени с формальной точки зрения проживание на такой площади допускалось. Как вы уже, наверное, догадались, речь идет о так называемых "резиновых домах", где на один адрес могли быть зарегистрированы несколько десятков, а то и сотен человек. Долгое время никто с этим поделать ничего не мог, но теперь, кажется, все будет по-другому. В сентябре по иску Сергиево-Посадской городской прокуратуры суд принял решение о снятии с регистрационного учета граждан, прописанных в таком вот "резиновом доме".

«РЕЗИНОВЫХ ДОМОВ» БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ?

Уютные развалины

Расположен он в Сергиевом Посаде по адресу: 2-я Лесная, 43 (Северный поселок). Общая площадь строения — 57,4 квадратных метра. В доме были зарегистрированы 109 (сто девять) человек. Если поделить площадь на количество якобы живущих, и получится примерно та самая половина квадратного метра, о которой сказано выше. Прямо скажем, тесновато.

Мало того, дом этот вообще-то существует лишь на бумаге, поскольку обгоревшие развалины, которые есть на самом деле, на громкое звание пригодного для жилья строения совсем не тянут. После проверки многочисленными инстанциями в исковом заявлении прокуратуры осталась такая запись: "Земельный участок захламлен, забора не имеет, по всей площади густые заросли сорняков. Строение представляет собой остатки жилого дома. Дом стоит на кирпичном фундаменте, выполнен из деревянного бруса, имеет следы термического воздействия по периметру, кровля и надстройки выше уровня первого этажа отсутствуют. Задняя стена частично обрушена, дверей и окон в проемах нет. У одной из стен имеется деревянная пристройка, на момент осмотра обрушена с образованием завала. Внутри дома стены обгорели, перегородки и полы отсутствуют, произрастают деревья высотой до 2 — 2,5 метра. Каких-либо вещей и предметов быта не имеется".

Со слов соседей, дом сгорел восемь лет назад, с тех пор там никто не жил и никаким восстановлением не занимался. Согласно техпаспорту домовладения, износ строения — 85 процентов, жилая площадь — ноль квадратных метров.

В этом уютном здании, напомним, были зарегистрированы 109 человек.

Закон дозволял

Как же так получилось? Куда смотрела федеральная миграционная служба? ФМС, конечно, все видела и знала, но поделать ничего не могла: формальных оснований для отказа в регистрации граждан в сгоревшем доме не было. Милиция тоже была не в восторге, но приходилось мириться — закон дозволял регистрировать в одном доме хоть сто, хоть тысячу человек.

Тема "резиновых домов" впервые широко освещалась в СМИ в 2004 году после теракта у метро "Рижская" в Москве. Один из организаторов взрыва, как выяснилось, был прописан в непригодном для жилья доме-развалюхе в Клину — вместе с 260 такими же "счастливцами". До того он жил на Северном Кавказе и, чтобы формально закрепиться в Подмосковье, зарегистрировался по "резиновому адресу", где, конечно, на практике никогда не появлялся. Пресса пошумела, но все осталось как прежде — никаких изменений в законы после этого случая внесено не было.

Вплоть до последнего времени "резиновые дома" продолжали процветать, принося своим владельцам неплохие дивиденды. Понятно ведь, что бесплатно, из одного только личного расположения, несколько сотен человек на один адрес регистрировать никто не будет. Расценки на эту услугу разнятся, но, по нашим сведениям, стоимость постоянной регистрации может достигать нескольких тысяч долларов "на душу". Домик-развалюха в этом случае становится поистине "золотым", а бизнес — сверхприбыльным.

Прокуратура нашла способ

Однако теперь прокуратура нашла способ борьбы с этим. В исковых заявлениях оспаривается не право граждан быть зарегистрированными по тому или иному адресу, а законность заключения фиктивной сделки как таковой.

"В соответствии с ч. 1 ст. 170 Гражданского кодекса РФ сделка, заключенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, является мнимой. Таким образом, представленный в целях регистрации по месту жительства договор передачи в пользование доли жилого дома является мнимой сделкой, которая ничтожна и не порождает юридических последствий", — сказано в исковом заявлении прокуратуры, которое было удовлетворено судом.

В переводе на простой язык это означает, что обманывать государство нехорошо — на пятидесяти квадратных метрах физически не могут проживать сто или двести человек, значит, и заключать договоры о регистрации там такого количества людей нельзя. Уведомив о том, что он якобы живет в "резиновом доме", каждый из этих сотен граждан, безусловно, обманывает государство — ведь у него есть не только права, но и обязанности. Скажем, если завтра, не дай боже, война, призвать его для защиты Отчизны не получится, потому что, где он живет на самом деле, никто не знает. Невозможно будет и взыскать с него алименты или штраф за нарушение правил дорожного движения. "Резиновые дома" теоретически можно использовать и для махинаций на выборах — в списки избирателей граждане вносятся по месту жительства (регистрации), а если они заведомо там не живут и на выборы не явятся, их голоса по нелепой случайности могут оказаться в "корзине" того или иного кандидата.

Решение суда о снятии с регистрационного учета первой партии граждан из "резинового дома" уже вступило в законную силу. На очереди — рассмотрение следующего иска. Затем прокуратура намерена взяться и за другие такие дома, которых в нашем районе несколько десятков.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"