Свой человек в банке

23 февраля 2011 3992

Свой человек в банкеНачальник отдела безопасности и защиты информации Сергиево-Посадского отделения Сбербанка г-н Жиленко, вызванный к старшему следователю местного УВД Елене Семеновой по поводу невозврата заемных средств, продемонстрировал неплохое знание порядка кредитования физических лиц, подробно рассказал майору юстиции о пакете документов, которые заемщик должен предоставить кредитному инспектору, в том числе справки с места работы и заработке. А тот, убедившись в правильности заполнения бумаг, передал их в службу безопасности банка для проверки предоставленной информации, чтобы если все в порядке, кредитный комитет дал «добро» на выдачу денег.

В случае с Василием Матюховым, взявшим в кредит 750 тысяч рублей, вся отлаженная и проверенная временем система дала сбой. От заемщика Матюхова, который должен вносить в счет погашения займа 12,5 тысяч рублей ежемесячно, не поступило ни копейки. И вот тогда служба безопасности забегала, как ошпаренная. Три четверти миллиона рублей кому выдали? На каком основании? Очень захотелось съездить в Москву, взглянуть на ООО «Рекон», где якобы трудились на высокооплачиваемых должностях заемщик и два его поручителя. Однако по указанному адресу фирму не нашли. Копнули дальше и обнаружили: печать и справки поддельные. Вот если бы эту прыть бравые блюстители безопасности проявили не после, а до выдачи 750 тысяч рублей. То же самое и с заявлением-анкетой на получение кредита. По заключению почерковедческой экспертизы на этом документе красуются подписи посторонних людей, но не заемщика и его поручителей... И так повсюду в кредитном деле товарища Матюхова. Единственное, что позволили ему, так это расписаться в расходном кассовом ордере и передать эти самые 750 тысяч кому-то из сопровождающих его лиц. Кому? Матюхов не помнит.

Был в своем привычном «поддатом» состоянии. Как, впрочем, и его приятель Николай Карманов, выступивший, судя по документам, в качестве поручителя. Супруга Николая показала на следствии: «Мой муж сильно пил, попал под автомашину, и, получив черепно-мозговую травму, напрочь лишился памяти. Поручителем у Матюхова он не был. Но рассказывал, что по пьяной лавочке отдавал на короткое время свой паспорт какой-то женщине. Вот без него его и женили».

Кстати, один из главных персонажей этой истории, Матюхов, умер, что, безусловно, затруднило расследование. Но домодедовские сыщики уверенно шли к цели - разоблачению организованной преступной группы, нагло опустошавшей сейфы отделения № 2578 Сбербанка России. Трудность заключалась в том, что это отделение, обслуживающее Сергиево-Посадский муниципальный район, включало в свою структуру 20 отдельных касс внекассового узла и 6 дополнительных офисов, имеющих право оформлять документы на получение кредитов. Не исключено, что в каком-то из них тоже шла незаконная выдача заемных средств. Сколько было этих выдач, в каких размерах, а главное - кому шли деньги? Это и предстояло выяснить майору юстиции Семеновой.

Была проделана огромная работа, допрошены десятки подозреваемых и свидетелей. Концентрированным итогом титанического труда стало обвинительное заключение на 1233 страницах, в котором обозначены главные действующие лица — муж и жена Бубенцовы, бизнесмены, занимающиеся производством и продажей хлебобулочных изделий. Задумав расширить свой бизнес, они решили привлечь денежные средства путем получения кредитов по подложным документам. В этот «семейный подряд» вовлекли своего сына. Понимая, что без «своего человека» в банке им не удастся организовать массовое выкачивание денег, они предложили вступить в преступное сообщество ответственному сотруднику кредитного отдела Эльвире Дулиной.

Не было проблемы и с «кадрами», которые бы обеспечивали ОПГ паспортами, необходимыми для оформления кредитов. Впрочем, в большинстве случаев они и не требовались. Достаточно было одних ксерокопий. Для заполнения кредитных документов и исполнения подписей заемщиков и поручителей использовался труд доверенных сотрудников Эльвиры Николаевны. Она и сама с мужем не брезговали этим занятием. Так что многие их «клиенты» узнавали, что они являются заемщиками, когда из банка приходило напоминание о необходимости гасить кредит.

В связи с этим хотелось бы предупредить граждан: ни при каких обстоятельствах не давайте свои паспорта даже знакомым людям, ни на час, ни на полчаса. В нашей же истории основной документ гражданина РФ переходил из рук в руки как разменная монета, служил средством легкого заработка.

С удивлением читаешь в уголовном деле некоторые показания. Свидетель Ниткина: «Я сидела в компании около своего дома и выпивала. Около нас остановилась красная легковушка, из которой вышла молодая девушка и, представившись Татьяной, предложила «помочь большим людям» в оформлении кредитов. Для этого нужен паспорт для снятия копии. Получите вознаграждение - 1 000 рублей.

Так как я нуждалась в деньгах, то отдала свой паспорт. Правда, по возрасту мне в кредите отказали. Татьяна предложила мне собирать паспорта знакомых и передавать ей. Сколько их собрала, не помню. Сильно в то время пила».

А вот показания другой собирательницы паспортов, Мареевой, которой пришлось участвовать в опознании «Татьяны». Ей тут же позвонила предводительница ОПГ Бубенцова: «Ты опознала в ментовке нашу Таню. Она рвет и мечет. Учти: жить тебе осталось не больше месяца!»

Кто же эта «самая Татьяна»? Активнейший член ОПГ. Обслуживала на своей автомашине Бубенцову, получала за каждую поездку 500 рублей. Ей инкриминировано участие в 28 эпизодах незаконного получения кредитов. Мадам Бубенцова обещала каждому, кто согласится оформить кредит на свое имя с последующей передачей всей суммы ей, вознаграждение в размере пяти тысяч рублей.

То есть отстегивала целых пять штук от 750 тысяч. И люди были счастливы. Свято верили, что мадам погасит их задолженность. Всего же Сергиево-Посадский Сбербанк разбазарил на такие, с позволения сказать, кредиты почти 25 миллионов рублей. На хлебопекарей Бубеноцовых пролился золотой дождь. И что бы они делали, не будь у них своего человека в банке? Худо-бедно, но по версии следствия, этот человек «курировал» в 32 случаях оформление крупных кредитов по подложным документам.



Борис Соколов, подполковник МВД, для «ТГ».


||   Источник: “Торговая газета”, 9 февраля 2011 г.,