ПРИНЦИП ВЫБОРА

03 марта 2010 2908

Пришло время обсудить необходимость изменения избирательной системы

Этот год в районе снова выборный. В октябре нам предстоит избрать новый состав районного Совета депутатов. Еще год-два назад не утихали споры по поводу принципа формирования представительного органа власти. Политическая элита тогда разделилась на оппозиционные по взглядам лагери. Теперь страсти утихли, но вопрос на повестке дня остался. Сегодня размышлениями на этот счет делится председатель районного Совета депутатов Владимир Богословский.

ПРИНЦИП ВЫБОРА

— Владимир Николаевич, вы предлагаете изменить существовавшую схему выборов в районный Совет?

— Суть моего предложения заключается в том, чтобы обсудить целесообразность перехода от мажоритарной (по депутату от каждого избирательного округа) к пропорциональной (по партийным спискам) или смешанной избирательной системе. Это хочется сделать путем организации широкой дискуссии (в том числе в средствах массовой информации), опроса избирателей, обсуждения этого вопроса с каждым депутатом и на заседании районного Совета депутатов. Избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании закона субъекта РФ и закрепляется в Уставе. Поэтому, если наше местное сообщество сочтет такой переход необходимым, то для реализации права избирательных объединений на выдвижение единого списка кандидатов на выборы в местный представительный орган самоуправления нужно будет внести изменения в действующий Устав района.

— Напомните читателям, какая избирательная система используется сейчас?

— В настоящее время, в соответствии с действующим Уставом, районный Совет депутатов состоит из 21 депутата, избираемых на муниципальных выборах по мажоритарной избирательной системе — в одномандатных округах на основе всеобщего, равного избирательного права сроком на пять лет. Проще говоря, сейчас весь район поделен на избирательные округа, в каждом из которых выбирается один депутат.

— А какие еще варианты предусмотрены законодательством?

— Законодательство предусматривает наряду с существующей у нас и другую систему выборов — пропорциональную, то есть по партийным спискам, а также смешанную избирательную систему.

— Что такое смешанная избирательная система?

— Это когда при проведении выборов депутатов не менее половины от их установленного числа может избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки избирательных объединений, а остальные депутаты избираются по мажоритарной системе в своих избирательных округах.

— И какие же могут быть реальные пропорции между депутатами, избираемыми независимо и по партийным спискам?

— Этот вопрос мы тоже будем обсуждать. Закон лишь выставляет ограничение, что по спискам должно выбираться не менее половины депутатов от установленной численности, то есть в нашем случае не менее 11. Учитывая то обстоятельство, что нужно дать возможность пройти в Совет как можно большему числу партий для максимального охвата всех политических позиций в районе, квота по партийному списку может быть на уровне 13-14 мест.

— А сама установленная численность депутатов может быть изменена?

— В принципе да. Закон устанавливает численность депутатов районного Совета не менее 15, не устанавливая верхнего предела. Вместе с тем за несколько созывов численность депутатов райсовета оптимизировалась, и, возможно, нам не придется ее изменять, хотя я ожидаю, что некоторые депутаты могут предложить изменить и численность Совета, например, увеличить ее до 30 депутатов. Однако сейчас, как вы знаете, по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева идет нормирование числа региональных депутатов, устранение их избыточности. Эту тенденцию нужно учитывать и на муниципальном уровне.

— Что конкретно нужно будет изменить в Уставе района, чтобы предусмотреть возможность пропорциональной или смешанной системы выборов?

— Немного. Нужно будет изменить часть 2 статьи 24 Устава. Например, изложить в редакции:

"Депутаты районного Совета депутатов избираются населением Сергиево-Посадского муниципального района на муниципальных выборах по смешанной избирательной системе, при этом 11 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а 10 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе по одномандатным округам".

— А вы сами за какую систему?

— Свое окончательное мнение я выскажу после проведения дискуссии и консультаций с коллегами-депутатами. Сейчас я понимаю, что важные инициативы Президента РФ Д. А. Медведева по изменению избирательного законодательства, в том числе по возможности перехода на пропорциональную избирательную систему отвечают духу времени и должны с федерального и областного уровня распространиться и на уровень муниципальных образований. Вместе с тем, признавая право избирательных объединений на прямое участие в выборах, я бы учел то обстоятельство, что это самый близкий к народу уровень, где все кандидаты находятся на виду, их дела известны, так что избиратели могут выдвигать и персонально поддерживать авторитетных кандидатов, независимо от их принадлежности к какой-либо партии. Поэтому я против чисто пропорциональной системы и больше склоняюсь к смешанной, в связи с чем буду стремиться убедить в этом своих коллег, конечно, выслушивая, учитывая их позиции и не навязывая своей.

— Изменение избирательной системы, очевидно, потребует утверждения новой схемы избирательных округов. При этом в соответствии с Уставом района схема избирательных округов также утверждается районным Советом депутатов. То есть, получается, все в руках нынешних депутатов?

— Да, как и должно быть. Но проект новых избирательных округов разрабатывается и представляется в Совет депутатов избирательной комиссией. До этого депутаты должны принять решение о необходимости изменения избирательной системы и утвердить в Уставе количество депутатов, избираемых по партийным спискам и индивидуально.

— У вас уже есть представление о том, как могут быть сформированы избирательные округа?

— Как председатель районного Совета я обязан моделировать такое развитие событий. Но, повторяю, без обсуждения этого вопроса, в том числе с коллегами, с главой района обнародовать такие предложения преждевременно.

— Вы выступали против формирования районного Совета из глав и депутатов поселений, мотивируя это отсутствием достаточной информации о положительном опыте такой схемы и дестабилизацией политической обстановки в районе в случае ее поспешного внедрения. А теперь выступаете за изменение избирательной системы. Не приведет ли это к той же самой дестабилизации? В чем тут разница?

— Во-первых, я выступал не против вообще, а против скоропалительного и необоснованного изменения порядка формирования Совета. По моему мнению, вначале в масштабе страны и области должен быть накоплен опыт работы таких Советов, убедительно подтверждена их эффективность. Есть вопросы, в которых быть первым — не значит быть лучшим. Я понимаю нетерпение отдельных местных руководителей, ведь контроль над районом сам идет им в руки. Но интересы населения требуют более тщательной проработки этого вопроса, его широкого общественного анализа. Я ведь не говорю о том, что существующий порядок формирования Совета лишен недостатков, я говорю о том, что в новом порядке их не меньше, и зачем тогда менять шило на мыло? К тому же есть и более серьезные аргументы, например, новый порядок может оказаться не в ладах с Конституцией РФ, гарантирующей гражданам право на выборы своих представителей. Эту проблему, кстати, хорошо понимают многие юристы.

Мы хотим учиться на чужих ошибках, поэтому я считаю, что в этом вопросе не нужно бежать впереди паровоза. Перейти на новый порядок формирования Совета мы всегда успеем, а вот дать задний ход уже не сможем, этого даже в законе не предусмотрено.

В вопросе же изменения избирательной системы в рамках существующего порядка формирования районного Совета депутатов картина совсем другая. Во всем мире, а сейчас и в России на федеральном уровне и уровне субъекта за положение дел ответственность несут политические силы. В этом их предназначение. Роль отдельных депутатов слабее и неопределеннее. Система проверена десятилетиями, и на муниципальном уровне мы от нее сейчас отстаем. Ее внедрение лишь повысит политическую стабильность в районе, так как позволяет партиям — "Единой России", "Справедливой России", КПРФ, ЛДПР и другим — напрямую участвовать в формировании представительного органа района и придает политическую направленность позиции и действиям депутатов и Совета в целом. А депутаты, по сути, и являются политиками в местном самоуправлении.

— Когда в вопросе о порядке формирования райсовета будет полная ясность?

— Поскольку существует очевидная юридическая неопределенность, в том числе вызванная пробелами в законодательстве, было бы логичным, если бы в этом вопросе все точки над i расставил бы суд.

— Последний вопрос. Вы сами в этом случае будете баллотироваться по партийному списку или как независимый кандидат?

— Я член партии "Единая Россия", но, тем не менее, сейчас на этот вопрос ответить не смогу, так как решает все местный политсовет, а не я. Могу лишь сказать, что для своего избирательного округа я все же сделал немало, чтобы претендовать на победу в выборах и как представитель партии, и как независимый кандидат. Другое дело, округа могут поменяться, и тогда придется где-то начинать все с нуля. Но я не боюсь таких выборов и уверен в победе, так как знаю, что в районе меня знает и поддерживает огромное количество избирателей. И я должен оправдать их ожидания...

Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед"