Главные новости
Александр Сивов — известный в районе предприниматель и политик. Он всегда в оппозиции, но готов к конструктивному разговору. Его позиция заслуживала уважение коллег. Сегодня он гость редакции газеты "Вперёд".
— В ходе прошлого заседания Совета депутатов народные избранники одобрили изменения в Устав района. Теперь коренным образом изменена выборная система: районный Совет, возможно, уже в октябре будет формироваться не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам. Вы, насколько мне известно, один из немногих, кто голосовал против этих поправок. Почему?
— Я один из ярых противников этой смешанной избирательной системы. В чем суть моих возражений?
Начнем с того, что членов партии, любой — от ЛДПР и до Единой России, в нашем районе очень немного. В частности, членов ЕР — самой сильной и многочисленной из российских партий — около 2500 человек. Причем львиная доля членов "ЕдРа" зарегистрирована в Краснозаводске. Это обусловлено тем, что на заре формирования партии один из руководителей отделения железной рукой привлек туда бабушек-пенсионерок. Я не сомневаюсь, что они очень достойные люди, но действительно ли они собираются строить светлое будущее? В любом случае численность членов "Единой России" по сравнению с количеством жителей района — 220 тысяч человек — невелика.
По моему мнению, у нас в стране еще недостаточно развита партийная система, а еще значит, представительство партий в районном Совете вовсе не отразит желания всех жителей района. Это касается и "Единой России", что уже говорить про ЛДПР, коммунистов и "Справедливую Россию".
Кроме того, мне не нравится политика, которая проводится в стране с одобрения всех четырех политических партий, представленных в Госдуме. Мы по-прежнему много говорим о стратегии развития страны, реструктуризации экономики. Но Россия была и остается страной с энергозависимой экономикой, а благосостояние государства как и прежде зависит от цены за баррель нефти. Кроме того, эксперты высшей школы экономики, мнению которых я склонен
доверять, говорят о том, что социально-ориентированное развитие общества — (путь, по которому пошло правительство РФ) — это благое начало, которое может стать губительным для экономики. Накачивая деньгами бюджетную сферу, пенсионеров, малообеспеченные слои населения и не вкладывая таких же адекватных денег в технологии и инновации, мы в конечном итоге придем к тому, что скопившаяся масса денег пойдет не на покупку товаров внутреннего рынка. Деньги либо понесут в банки, а все мы знаем, как банки обходятся с нами в пору реформ и финансового кризиса, либо мы начнем кормить другие страны, безудержно покупая товары их производства.
— Возможно, для развития промышленности и производства товаров, необходимых для потребления на внутреннем рынке, для переориентации экономики, необходимо время?
— Сколько можно?! Возьмем период последних 20 лет. Нам все время говорят эту фразу: нужно время, надо подождать. Меж тем, за последние 20 лет китайская экономика сделала колоссальный шаг вперед, и теперь президент США Барак Обама просит председателя КНР, чтобы тот отрегулировал курс юаня. Потому что Америке плохо...
— Вы противник формирования, в частности, Совета по партийным спискам. А сам принадлежите к какой-либо партии?
— Нет. Я категорически не хочу принадлежать ни к одной из партий. Раньше всегда поддерживал партию "Яблоко", но, к сожалению, ее руководители — высоколобые интеллектуалы — оторвались от жизни и растеряли электорат, который, кстати, когда-то был очень серьезным и по численности и по составу.
— А в КПСС состояли?
— Никогда.
— Выходит, существующие партии вам не нравятся. Но вы не против партийной системы?
— Партийная система сама по себе нужна. На мой взгляд, это наиболее прогрессивная форма власти. Но формирование партийной системы — серьезная задача. К примеру, в развитых странах есть партии, и они очень сильны. Они делят общество на мировоззрения. Там работают партии, которые зарекомендовали себя теми программами, которые им удалось реализовать. Пока же партии, которые действуют на территории России, себя не зарекомендовали. До недавнего времени на место партийного руководителя в России чаще всего становился либо диктатор, либо тиран. И это вызывает изжогу. Нам только предстоит строить партийную систему. Пока существующие партии — это ширма для общества. Даже правящая партия "Единая Россия" зиждется на авторитете президента и премьер-министра. Есть абсолютно феноменальные партии, которые строятся на харизме одного лидера — пример тому ЛДПР, но я отношусь к ним с улыбкой. В России почему-то нет партий, которые бы строились "снизу". На местном уровне, то есть здесь, никакого партийного строительства нет вовсе. Поэтому, возвращаясь к началу нашего разговора, сейчас, по-моему, уместнее мажоритарная система формирования районного Совета депутатов: избираются представители по одномандатным округам, которые несут ответственность за 10 тысяч населения того округа, который их избрал. Сейчас меня может выдернуть любой избиратель и сказать: отчитайся. Предположим, что в районный Совет пришли депутаты, избранные по партийным спискам. За какой округ они будут отвечать?
— Думаю, что это не проблема. Ведь в Мособлдуме, избираемой по партийному принципу, этот вопрос решен: область поделили на округа и закрепили за ними депутатов.
— В этом случае депутаты-одномандатники будут нести ответственность за 20 тысяч избирателей, а депутаты-партийцы ответственности не почувствуют. Я считаю, что пока мы к этому не готовы, нам рано это делать. Это тот случай, когда я могу сказать: надо время. Я не приемлю такую систему для местного уровня и, пожалуй, регионального. Присутствие партий в Госдуме вполне оправдано — попытка партийного строительства должна быть.
— Могу предположить, что партия, которую большинство населения поддержит на местном уровне, будет заинтересована в развитии территории и тогда район сможет рассчитывать на какие-то вливания из бюджетов разных уровней.
— Мы все время надеемся на вливания. В этом наша проблема. Я хочу сказать, что, с моей точки зрения, беда района в присутствии на территории Сергиева Посада Троице-Сергиевой лавры. Понимаю, что это звучит радикально и даже кощунственно. Почему я так говорю? Дело в том, что я не помню ни одного руководителя, который бы не заявлял, что нам надо построить туристический рай, потому что у нас есть такая жемчужина русского православия — Лавра. При этом мы сидим и ждем: а когда же спустится на нас эта манна небесная? И такой менталитет: сидеть и ждать — преобладает в целом по России. Это проблема всей страны.
Надо брать пример с тех экономик, которые строятся на развитии производства промышленного, сельскохозяйственного, инновационного. Посмотрите на Данию, Швецию, Финляндию. Там нет никаких полезных ископаемых, никаких привлекательных зон с точки зрения туризма. Дания вообще островная страна, в которой проживает 4 млн человек. А экономика — одна из наиболее сильных в Европе. Эти люди понимают, что для того, чтобы выжить в этих суровых климатических условиях, им надо работать. В стране с населением 4 миллиона 20-миллионное поголовье свиней. А в нашей стране с населением 150 млн поголовье этих животных — 10 миллионов. Эта маленькая островная страна кормит всю Европу, Китай, Россию. И выживают не за счет привлечения потока туристов — в Копенгагене есть парк развлечений, я там был: скучнее места не придумаешь, — а за счет собственной работоспособности. Россиянам подобному надо поучиться.
— Совет завершает свой пятилетний цикл работы. Что можете сказать, оглядываясь на эти годы. Как охарактеризовать деятельность Совета?
— Работать в Совете в последние 2-2,5 года очень нравится. Хочу подчеркнуть профессионализм депутатов, которые первый раз избирались в районный Совет. Мне импонирует их ответственность, принципиальность, продуманность тех решений, которые принимает Совет. Я очень благодарен своим коллегам за совместную работу.
— Что нынешнему представительному органу можно поставить в заслугу, а что в упрек?
— Я считаю, что в нашем районе, районе политических землетрясений, Совет был единственным островком стабильности, который сохранял зрелость позиции, твердость ума и хладнокровие. Совет сумел не поддаться ни на провокации различного рода, ни на попытки разрушить Совет изнутри. Мы работаем в хорошем тандеме с исполнительной властью, и для некоторых поселений такая совместная работа может служить примером. Конечно, между депутатами и администрацией бывают противоречия, но все решается в ходе диалога. Примером тому плотная работа над бюджетом и, как итог, принятие взвешенного документа. Хотя, наверное, трудно сказать, что это заслуга — это текущая работа, так должно быть, но не всегда бывает.
— А что, по-вашему мнению, не удалось?
— Мы ничего не построили нового. Мы приняли концепцию развития района до 2020 года. Она проработана красиво, но ничего не было сделано для ее реализации.
С моей точки зрения дробление района на поселения согласно 131-ФЗ о местном самоуправлении, ослабление централизованной власти в районе приводит к тому, что на разных уровнях начинаются разговоры о своей "незалежности". Поселения пытаются строить свою независимую политику, пытаясь дистанцироваться от главы района, от районного Совета, от их решений.
Люди на местах видят свой какой-то особый путь развития. Но какой может быть путь на территории в несколько сотен гектаров? Мы все живем по соседству, и обособленность удельных княжеств неуместна. Россия уже прошла этот этап, так свидетельствует история.
— Александр Борисович, вы возглавляете комиссию по противодействию коррупции и сотрудничеству с правоохранительными органами. Что удалось сделать на посту ее председателя?
— Еще и полгода не прошло, как я возглавил эту комиссию после выхода из состава районного Совета Алексея Батурина. Я считаю, что в нашей стране победить коррупцию в ближайшие 20-30 лет невозможно. Об этом говорю не я, об этом говорит президент. Мы находимся на 153-м месте по уровню коррупции из 162 стран. Чиновники думают, не как лучше исполнять свои обязанности, а как заработать. И это и на региональном, и на федеральном уровне. Мы разбираемся в этих ситуациях на местах и пытаемся этому противодействовать.
— Будете баллотироваться на очередных выборах, которые пройдут в октябре?
— Да, конечно.
— В начале нашего разговора вы говорили об ответственности депутата за свой избирательный округ. Что вам удалось сделать в своем 7-м округе?
— Здесь проблемы такие же, как и во всем городе, районе. Отсутствие воды на Северном поселке в частном секторе, недостаток школ, плохие дороги. Приходилось решать эти проблемы. У района отобрали полномочия по решению вопросов местного значения, и мне как депутату районного Совета влиять на их решение стало непросто. Но существующий ужас терпеть уже невозможно. Мне приходилось кое-какие проблемы округа решать за свой счет. В районном Совете есть немало депутатов, которые что-то делают для своего округа, если, конечно, человек может себе это позволить финансово. Кроме того, я занимался оказанием конкретной адресной помощи тем, кто в этом нуждался, в частности, обеспечением телефонной связью ветеранов. Мне не очень удобно рассказывать об установке колонок, покупке инвалидам средств реабилитации и т. д. В этом смысле я не лучше, но и не хуже других депутатов. А вот в нормотворческой деятельности я в течение всей работы придерживался принципа оппозиционности, как при прошлом главе, так и при нынешнем. Это помогало нам принимать более взвешенные решения.
— У вас есть еще одно направление деятельности — вы возглавляете Союз промышленников и предпринимателей. Удается совмещать две ответственные общественные должности?
— Удавалось. Недавно состоялась конференция Союза промышленников и предпринимателей, в которой приняли участие представители малого и среднего бизнеса. Были представители городской и районной власти. За 5 с половиной лет существования Союза оказали адресной помощи на сумму более 15 миллионов рублей ветеранам войны, участвовали в восстановлении храмов. Союз промышленников и предпринимателей находит взаимопонимание с районной властью. Я считаю, что это закономерно: малое и среднее предпринимательство — это основа основ. Средний класс может стать основой общества.
Федеральная власть сделала некоторые шаги для облегчения работы малого бизнеса: разрешена так называемая малая приватизация, существует программа помощи, снижен объем фискальных проверок, пришли к отказу от кассовых аппаратов в бытовой сфере, которая работает по налогу на вмененный доход.
— Каким вы видите будущее района?
— Обращаясь к жителям, я хотел бы подчеркнуть, что нельзя надеяться только на власть. Хорошая жизнь не наступает сама по себе. У каждого из нас должна быть ответственность за то место, в котором мы живем. Необходимо быть более активными в политической и общественной жизни.
Визитная карточка
Александр Борисович СИВОВ родился 1 апреля 1964 года в Краснозаводске. Детство прошло в Новостройке. Здесь он закончил школу и Загорский радиомеханический техникум.
1983-1985 — служба в армии в войсках особого назначения.
1986-1991 — учеба в Московском государственном институте прикладной биотехнологии (бывший мясомолочный институт).
С 1991 года — работа на Сергиево-Посадском мясокомбинате, от инженера-механика до директора мясокомбината.
В настоящее время А. Б. Сивов занимается предпринимательской деятельностью. Является учредителем нескольких фирм. Коммерческий директор ООО "Марлен".
С 2004 года председатель Союза промышленников и предпринимателей.
С 2005 года депутат районного Совета.
Женат, двое сыновей: старшему 23 года, младшему 6 лет.
Наталья АНДРЕЕВА
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?