Главные новости
В Сергиевом Посаде — снова политические перемены. В минувшую пятницу Совет депутатов принял изменения в городской Устав. Прямых выборов населением главы города больше не будет. Депутаты изберут его из своего состава, а "на хозяйство" по контракту будет нанят глава администрации ("сити-менеджер"). Изменения вступят в силу, когда (и если) документ будет зарегистрирован в министерстве юстиции.
Вряд ли можно говорить, что это решение стало неожиданным: перемены обсуждались уже давно, вопрос состоял лишь в том, какой именно из возможных по закону вариантов предпочтут городские парламентарии. Что перемены необходимы, довольно убедительно показала сама история Сергиева Посада последних нескольких лет. Бесконечные конфликты законодательной и исполнительной власти, жертвами которых в разное время пали и Совет депутатов, и глава города, ввергли Посад в длительный период политической и экономической нестабильности, далеко не лучшим образом сказавшейся на жизни большинства горожан. Проще говоря, практика показала, что существовавшая модель организации городской власти приводит к "войне" между двумя ее ветвями, каждая из которых считает себя главнее другой.
В результате основные силы уходят на ведение "боевых действий", а не на работу во благо собственных избирателей, которым столько всего обещали. О том, что перед ними не виртуальный, а самый что ни на есть настоящий город с большим количеством проблем, наши избранники и в Совете, и в администрации города в пылу борьбы, кажется, иногда просто забывали.
Какие же варианты организации местной власти предусмотрены законодательством? Их может быть несколько, перечислим некоторые.
ПЕРВЫЙ, который существовал до последнего времени, — глава города избирается населением на муниципальных выборах. Он же является главой администрации, то есть одно лицо совмещает и политические и хозяйственные функции.
Совет тоже избирается населением, его председателя депутаты сами избирают из своих рядов. Глава города подконтролен Совету и обязан раз в год отчитываться перед ним о своей работе, но в то же время обладает целым рядом собственных прав и обязанностей.
История города последних нескольких лет показывает, что при такой схеме обе ветви власти начинают тянуть одеяло на себя: глава игнорирует мнение депутатского корпуса, Совет стремится контролировать главу во всем. Конечно, многое при этом зависит от конкретных личностей, но в Посаде два раза подряд получалось почему-то одно и то же. В 2009 году жертвами политической борьбы стали Совет и глава, в 2010 году — только глава города. Третьего тайма с теми же правилами игры не хочется.
ВТОРОЙ предусмотренный законом вариант предполагает, что глава города по-прежнему избирается населением на выборах. Но главой администрации при этом не становится, то есть никакие "хозяйственные" функции за ним не закрепляются, только "политические". При этом он, как указано в законе, "исполняет обязанности председателя Совета". То есть становится как бы дополнительным, 26-м депутатом с особыми полномочиями. Например, он может наложить вето на решение Совета, и для его преодоления депутатам понадобится две трети голосов.
Главу же администрации ("сити-менеджера") назначают на контрактной основе. Он получает зарплату и отвечает за нормальное функционирование городского хозяйства, исполнение бюджета и так далее. Такая схема уже опробована в Шеметовском поселении.
ТРЕТИЙ вариант предлагает несколько иную схему. Выборов главы города населением нет. Его избирают из своего состава депутаты. Остальное — как в варианте №2: глава города исполняет обязанности председателя Совета, глава администрации — наемный "сити-менеджер".
Плюсы и минусы
У всех вариантов есть свои плюсы и минусы. Так как с первым нам вроде бы все уже ясно (проверено на практике), порассуждаем об оставшихся двух.
В чем положительные стороны варианта №2? Сторонники "прямой демократии" наверняка укажут, что его главный плюс — сохранение прямых выборов. Но кто-то до сих пор считает выборы важнейшим демократическим завоеванием, от которого нельзя отказываться, а кто-то давно смотрит на выборы как на соревнование кошельков. При втором варианте возможность открытого конфликта и борьбы за власть между главой и Советом минимизируется, так как глава исполняет обязанности его председателя. Да и делить им особо нечего, ведь главным городским управленцем становится наемный глава администрации ("сити-менеджер").
Минусы — обратная сторона плюсов: так как "сити-менеджер" не выбирается, а назначается, нельзя исключать возможности, что на это место депутаты посадят "своего человека", который будет работать, скажем так, не совсем в интересах жителей. Впрочем, никаких гарантий в этом смысле не может быть ни при избрании, ни при назначении, о чем, опять-таки, говорит наша новейшая история.
Очевидный многим минус варианта №3 (выборы депутатами мэра из своего состава) — ограничение прав граждан на местное самоуправление. После отмены выборов губернаторов это стало довольно чувствительным психологическим фактором.
Но это в нынешней политической ситуации парадоксальным образом может обернуться плюсом. При таком варианте глава появится в Посаде значительно быстрее, что в нынешней кризисной ситуации в городском хозяйстве немаловажно. При традиционных выборах мэра населением Сергиев Посад, скорее всего, будет жить без высшего должностного лица до середины лета. Ничего хорошего в безвластии нет — город доведен войной властей почти до ручки, начинать решать накопившиеся проблемы нужно как можно скорее.
К плюсам можно отнести и то, что "война" между Советом и главой города в такой ситуации крайне маловероятна, поскольку при досрочном роспуске Совета прекращаются и полномочия главы города.
Слушали и голосовали
На заседании в минувшую пятницу Совет принял третий вариант Устава. Проект был внесен депутатами Захаровым, Калмыковым, Князьковым, Крыжовым и Хейсиным и опубликован в спецвыпуске газеты "Сергиевские ведомости". За несколько дней до заседания Совета прошли публичные слушания проекта Устава, на которых в общей сложности были внесены около 60 различных поправок. Депутат Крыжов ратовал за вариант №2 (выборный глава города плюс "сити-менеджер"), депутат Большаков предлагал оставить все как есть, депутат Захаров высказывался за вариант, который в конце концов и был принят.
На заседании Совета, которое длилось около семи часов, на голосование поочередно ставились все поступившие на слушаниях предложения. Большинство депутатов предпочитали позицию "воздержался", в результате чего все политические поправки (вносившие принципиальные изменения в опубликованный вариант Устава) не были приняты. Часть отклонили по юридическим соображениям, консультируясь с представителем прокуратуры.
После регистрации нового варианта Устава в Минюсте депутаты тайным голосованием изберут главу города и объявят конкурс на замещение должности главы администрации. Условия проведения конкурса, требования к соискателям и прочее опубликуют в СМИ не менее чем за 20 дней до его проведения. Выбирать главу администрации ("сити-менеджера") из претендентов будет комиссия, назначенная Советом.
Комментарии
Владимир КОРОТКОВ, глава Сергиево-Посадского района:
— Такой порядок избрания главы города предполагается Федеральным законом № 131 "Об общих принципах местного самоуправления". Во многих муниципальных образованиях и поселениях подобная форма уже существует давно. Я положительно отношусь к данному решению городского Совета и считаю, что право на существование могут иметь различные формы избрания глав поселений.
Я работаю на посту главы района около двух лет, и за это время у нас прошли четыре выборных кампании. Это всегда отвлекает район и поселения от решения текущих задач и реализации планов. При этом многие забывают, что надо заниматься благоустройством, ремонтом дорог, отоплением, подачей горячей воды. Если человек приходит со стороны, ему как минимум год приходится вникать в ситуацию. Выборы будут у нас и в дальнейшем, но текущей работой нужно заниматься уже сегодня, проблем у нас очень и очень много.
Я знаю, что в обществе активно обсуждалась и идея объединения администраций города и района — такая возможность тоже предусмотрена в законе. В будущем это возможно, я не вижу препятствий для реализации этой идеи.
Константин НЕГУРИЦА, председатель районного Совета:
— Я полагаю, что решение Совета депутатов Сергиева Посада о внесении изменений в Устав принято в рамках закона. С точки зрения политической ситуации, которая складывалась в городе в последнее время, это правильное решение. Известно, что в Сергиевом Посаде существовали серьезные проблемы взаимодействия представительной и исполнительной власти, причем возможность конфликта была заложена в самом Уставе. Новые выборы по прежним правилам могли привести к таким же печальным последствиям.
На мой взгляд, было бы более демократичным, если бы глава города выбирался всенародно и возглавлял Совет. Но в конкретной ситуации, которую городские депутаты знают лучше, чем я, я с уважением отношусь к их решению.
Евгений ДУШКО, председатель Совета депутатов Сергиева Посада:
— Я категорически против варианта, когда глава города выбирается всем населением, исполняет обязанности председателя Совета, а глава администрации назначается по конкурсу. При таком варианте, как и при том, который утвержден сейчас, к функциям председателя Совета добавляется минимальный объем полномочий. Выносить этот вопрос на всенародное голосование, тратить на него минимум пять миллионов рублей неразумно. Грубо говоря, мы потратим эти деньги и полгода времени для того, чтобы выбрать старшего депутата, председателя Совета. Я вообще этого не понимаю. По моей информации, такой вариант Устава не вступил в силу ни в одном поселении нашей страны.
У всех схем есть много недостатков, спорить о них можно до бесконечности. Схема, за которую проголосовали депутаты, на мой взгляд, сегодня однозначно лучше. У нас город находится в катастрофе, и городское хозяйство тоже. Объявлять сейчас внеочередные выборы, которые должны пройти не позднее 19 июня, означает оставлять неопределенность во власти минимум на полгода.
Я буду выставлять свою кандидатуру на пост главы города, но, думаю, также поступит и ряд других депутатов. Про кандидатуры на пост "сити-менеджера" пока сказать ничего не могу.
Сергей КРЫЖОВ, депутат городского Совета Сергиева Посада:
— Решение Совета нельзя назвать крахом демократической системы выборов. Просто маятник качнулся в другую сторону. У нас была очень сильная администрация, а после принятия нового Устава будет очень сильный Совет. Через какое-то время мы оценим последствия.
Граждане, считающие, что их права ущемлены, могут подать иск в суд. Иск может подать и прокурор, но он, насколько я понимаю, не намерен этого делать.
Я не разочарован итогами заседания Совета — в Устав внесено множество изменений, приводящих его в соответствие действующему законодательству. Как заместитель председателя Совета по нормотворчеству я приложил очень много сил к работе над этим документом. Нынешний Устав лучше, чем предыдущий.
Александр ГИРЛИН
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?