ГРАДУС МАЛЫЙ, ЗАТО БЕДА БОЛЬШАЯ

09 ноября 2009 4164

О пивном алкоголизме сегодня не говорит только ленивый. Стоило первым лицам государства строго погрозить пальцем, как все сразу заметили "зеленого змееныша", вольготно обосновавшегося в молодежной среде.

Так уж повелось на Руси: сначала мы создаем проблему, а потом с ней боремся. Разнузданная реклама ячменного напитка, которая велась в последние годы, попала на благодатную почву. Пиво стало для россиян чем-то вроде атрибута жизни. Его пьют по утрам после весело проведенной ночи и по вечерам, чтобы расслабиться. Днем, встречаясь с друзьями в барах, в пригородных электричках, на дачных посиделках, на охоте — "за Машенек" и т. д. Стоит ли удивляться, что наши дети, стараясь во всем подражать взрослым, очень быстро вошли во вкус пивного времяпрепровождения.

Услужливые производители постарались угодить и тем, кто любит послаще, наладив широкое производство так называемых "алкопопов" — сладких слабоалкогольных коктейлей. Но медики давно предупреждали — у алкоголя нет безопасного градуса, а есть приятное начало и постыдный конец. Однако их услышали только сейчас — будем надеяться, что еще не поздно.

О том, какой вред заключен для подростка в кружке пива, рассказывает заведующий наркодиспансером Сергиева Посада врач-нарколог Виктор СИМОНОВ.

ГРАДУС МАЛЫЙ, ЗАТО БЕДА БОЛЬШАЯ

— Виктор Васильевич, сейчас много говорят о пивном алкоголизме. Чем он опасен?

— Надо сказать сразу, алкоголизм — он един, и называть его пивным не совсем правильно. Мы же не говорим о водочном или коньячном алкоголизме. В СМИ этот термин укоренился и, скорее всего, потому, что в нем выражается тревога общества за подрастающее поколение. А ситуация действительно серьезная. Мы часто видим, как возле дома и в общественных местах юноши и девушки употребляют спиртные напитки. Даже если это не водка или вино, а пиво или так называемые энергетические коктейли, все равно это спиртосодержащие жидкости. Поражает то, что молодые мамы не считают зазорным выгуливать младенцев в колясках, держа в руке баночку такого напитка. Они не осознают, какой опасности подвергают себя и своего ребенка. В конце XIX — начале XX столетия двое немецких ученых, Эйгне Блейер и Эмиль Крепелин, провели интересный эксперимент. Они просили берлинских студентов выполнять определенные задания после приема одной кружки пива. Результаты поразили даже самих исследователей. Интеллектуальные способности юношей снижались на 30-40 процентов. Особенно страдали внимание и память.

— Что такое энергетические коктейли?

— Это напитки, в которых содержание спирта может доходить до 8-12 процентов, практически как в вине или в крепких сортах пива, кроме того, в них содержатся стимуляторы типа кофеина и подсластители. Однако точный состав знают только сами производители. В 80-е годы прошлого столетия такой коктейль, скорее всего, назвали бы "ершом". Состояние после него не очень хорошее.

— "Энергетики" и пиво ударяют и по организму. Недаром говорят: "пивной живот", "пивное сердце"...

— Дело в том, что употребление любых спиртосодержащих жидкостей дополнительно нагружает наши биологические системы, обезвреживающие спирт и переводящие его в углекислоту и воду. Эта реакция знакома всем еще со школы. В организме происходит то же самое. В нем всегда находится некоторое количество эндогенного спирта, который вырабатывается для собственных нужд. Но когда оно превышает безопасный предел, в работу вступают системы обезвреживания. При этом от перегрузки в первую очередь страдает печень. Ее клетки, постоянно подвергаясь химической атаке, постепенно отмирают и заменяются склерозирующей тканью. Так развивается цирроз печени. Что касается сердца, то, как спортсмен накачивает мышцы, так и мышца сердца в этих условиях работает с повышенной нагрузкой. Часто у алкоголиков "со стажем" рентгенологи обнаруживают увеличенное в размерах, так называемое "бычье сердце".

— Внешность человека тоже страдает?

— Безусловно. Прежде всего появляется дряблость кожи, отечность. Большая нагрузка падает на почки, и мешки под глазами у алкоголиков — наглядное свидетельство того, как трудно приходится этому органу. Но самое главное — происходит интенсивное старение. Организм как бы подхлестывается таким путем и проживает отпущенный ему промежуток времени за более короткий срок. Учитывая, что сейчас молодое поколение и так не очень здоровое, это становится серьезной государственной проблемой.

— Словом, человек потихоньку разваливается.

— Можно сказать и так. Алкоголизм все тайное делает явным. Он выводит на поверхность скрытые болячки, которые могли быть заложены генетически. При здоровом образе жизни они бы дремали, не проявляя себя. Особенно заболевания, связанные с нервной проводимостью, желудочно-кишечным трактом. Не говорю уж о том, что серьезно страдают поджелудочная железа и половая функция. Происходит моральная деградация человека. Все помыслы алкоголика сфокусированы на одном предмете. Он видит мир через горлышко бутылки.

— Как быстро злоупотребление алкоголем переходит в алкогольную зависимость?

— Что касается славянских народов, то нам, согласно медицинской статистике, отпущено 6-7 лет. Это срок предболезни, когда есть возможность осознать свои проблемы. В организме людей обычно вырабатывается фермент — алкогольдегидрогеназа, который и занимается расщеплением алкоголя. У славян он выделяется в большем количестве чем, допустим, у северных народов. Совсем его мало у американских индейцев. Их путь к алкоголизму самый короткий.

ГРАДУС МАЛЫЙ, ЗАТО БЕДА БОЛЬШАЯ

— Возможно, активность этого фермента у славян связана с тем, что на Руси пили давно и много?

— Это миф. Исторические факты говорят о том, что не всегда на Руси было "веселие питием". Возьмем период крепостничества, когда к крепостным относились как к вещи. Какой хозяин мог позволить, чтобы его "вещь", которая приносила ему прибыль и кормила, находилась в таком скотском состоянии? Народ был трезвый, а если и пили, то в кругах высшего общества. До ХХ столетия на Руси такого поголовного пьянства не было. Сейчас же мы из уст нашего президента слышим: 18 литров алкоголя приходится на россиянина, включая стариков и младенцев! Да еще разведите пополам, поскольку имеется в виду чистый спирт.

— А у детей алкогольная зависимость развивается быстро?

— Очень быстро. У нас есть пациенты, которым всего 8-9 лет. Некоторых из них мы вынуждены направлять в 5-ю областную психиатрическую больницу, где им ставят диагноз — алкогольная зависимость. Приходилось сталкиваться и с алкогольными психозами у детей.

— К вам, в наркодиспансер, детей приводят родители или милиция?

— И те и другие. Конечно, лучше, когда ребенок приходит с родителями. Детская комната милиции направляет тех, кто, как правило, неоднократно замечен в распитии спиртных напитков. Это приводы в милицию, штрафы, и в таком случае об анонимности речи быть не может.

— Сколько детей стоит на учете?

— Если вместе брать детей и подростков до 18 лет, то их число не превышает 200 человек.

— В основном это ребята из неблагополучных семей?

— Смотря что понимать под этим термином. Материально обеспеченную семью, где родители с утра до вечера зарабатывают деньги и не имеют возможности воспитывать и контролировать своих детей, нельзя назвать благополучной. Хотя чаще ребенок рано знакомится с алкоголем, когда пьет отец, мать или оба родителя.

— Как Сергиев Посад выглядит в этом плане?

— Статистика лукава, но, если ей верить, то мы где-то посередине. Однако беспокоит, что в обществе появилась тенденция раннего приобщения детей к алкогольным традициям. Это очень опасно. Кроме того, алкоголь, к сожалению, у нас доступен. Дума принимает хорошие законы, но в то же время любой подросток может свободно купить в ларьке банку пива и даже бутылку вина.

— В Сергиевом Посаде есть общество анонимных алкоголиков?

— Да. Оно создано при Успенской церкви, что на Болотной улице. Общество активно работает, часто выступает в СМИ, у них есть контактные телефоны, можно обратиться в любое время.

— Что вы можете посоветовать родителям, которые заметили своих детей за распитием спиртных напитков?

— Прежде всего не старайтесь оправдывать поступки своего ребенка, задумайтесь о его дальнейшей судьбе. Разговор на повышенных тонах, если родитель не пользуется у ребенка уважением, чаще всего бесполезен. Другое дело — беседа с врачом. Мы можем направить его к психологу или другим специалистам. Назначить лечение, если он в нем нуждается. Если ваш сын или дочь вступили на эту скользкую тропу, приводите их к нам и чем скорее, тем лучше.

Елена СЛЕПЧУК

Газета "Вперед"