Среди праворукого большинства...

15 августа 2015 3620 Газета "Вперед"

По оценкам специалистов, около 15 % населения Земли — левши. В обществе праворукого большинства они вынуждены приспосабливаться кто как может. В канун Международного дня левшей, отмечаемого 13 августа, мы решили разузнать, каково это — быть леворуким.

Гильзой в лоб

Жителю Сергиева Посада Владимиру Корнилову пошёл уже 38 год. Его детство пришлось на 1980-е годы, когда левшей ещё переучивали в принудительном порядке. По мнению советской педагогики тех лет, леворукость считалась патологией, которую надо исправлять. Родителям юных левшей объясняли, что если их дети вовремя не переучатся, в будущем их будут ждать сложности.

Маленькому Володе главная проблема во взрослой жизни рисовалась в виде автомата Калашникова. Стрелковое оружие, как известно, рассчитано под правую руку, и если стрелять по врагу с левого плеча, пустые гильзы будут обязательно отлетать прямо в лоб. Чтобы в будущем стать полноценным защитником Родины, мальчик смиренно отдался на волю педагогов.

Владимир вспоминает, что переучивать его начали ещё в детском садике. Родители, по совету педагогов, не оставляли в покое ребёнка и дома. Они постоянно следили, чтобы их сын пользовался "правильной" рукой.

Писать мальчишка стал сразу же правой рукой. Никто из школьных учителей даже не допускал мысли позволить первоклашке держать ручку так, как ему удобно. Владимир стойко переносил издевательство над своим леворуким естеством, что не скажешь о его старшей сестрёнке — тоже левше. В процессе обучения письму бедной девочке даже привязывали левую руку за спину, чтобы она не могла ею воспользоваться. Во всём этом было много несправедливости — ведь дети-левши, фактически, подвергались самой настоящей дискриминации. Они с самого начала оказывались в неравных условиях по сравнению со своими сверстниками-правшами. Вместо того чтобы спокойно развиваться в гармонии с самими собой, эти ребята вынуждены были постоянно испытывать стресс, перестраиваться и приспосабливаться к неестественным для них условиям.

Неисправимый левша

Несмотря на ломку в детском саду и начальной школе, невзирая на то что писать он таки стал правой рукой, Владимир всё же остался во многом левшой. Сегодня он пользуется левой рукой едва ли ни чаще, чем правой. К примеру, он одинаково успешно может писать обеими руками, носит сумку на левом плече, при стрельбе в тире прицеливается левым глазом. "Я иногда ловлю себя на том, что, сидя за обеденным столом, держу ложку в левой руке", — признаётся мужчина. Фактически он стал самым настоящим амбидекстром — именно так в научном мире называют людей, одинаково владеющих обеими руками.

Конечно, пример Владимира Корнилова нельзя назвать типичным. Многих левшей так и не удалось переучить. Например, давний друг нашего героя и его одноклассник по имени Сергей тоже левша. Как ни бились над ним учителя, он своей леворукости не изменил. Впоследствии Сергей стал профессиональным художником, и есть мнение, что это закономерно, так как более развитое правое полушарие головного мозга, управляющее левой рукой, отвечает за пространственное и образное мышление, без которого художнику не обойтись.

Кстати, о профессиях. Есть специальности, где у левшей очень мало шансов добиться успеха. Например, токарные станки или панель управления самолётом спроектированы под правшей. Поэтому среди станочников или пилотов авиалайнеров леворуких встретишь нечасто.

Зато в боксе, фехтовании или теннисе люди, предпочитающие пользоваться левой рукой, имеют явное преимущество. Именно поэтому среди знаменитых спортсменов немало левшей.

Никаких комплексов

Если Владимир со своим профессиональным выбором уже давно определился, и он уж точно не связан с токарным станком, то учащемуся сергиевопосадской школы № 18 Никите Федосееву ещё предстоит кем-то стать. Сейчас ему 13 лет. Он перешёл в седьмой класс и о выборе профессии пока не думает. Никита, как и Владимир, тоже левша, с одной только разницей — школьные учителя не мучают паренька глупыми запретами.

По свидетельству мамы мальчика Аллы Николаевны, леворукость своего сына она обнаружила очень рано. Уже в полгода он цепко хватал игрушки левой рукой. Держать ложку, рисовать, застёгивать пуговицы Никита предпочитал так же.

Когда пришло время учиться писать, у ребёнка возникли небольшие сложности. Дело в том, что он в первое время норовил начинать строчку не с левого, а с правого края листа. Правда, эту его привычку очень быстро преодолели. Были проблемы и с освещением — ведь в аудиториях учебных заведений по нормативам окна располагаются слева от парт. Пришлось ребёнку приспосабливаться.

Никита при письме слегка выгибает руку. Такая манера сформировалась из-за того, что он в первое время пользовался обычными прямыми ручками. Чтобы держать руку прямо, левше необходимо использовать специальную ручку с загнутым концом. Раньше этот письменный предмет был большой редкостью — теперь же такую ручку можно приобрести без труда.

Мальчишка признался, что учителя относились к нему с некоторым снисхождением. Например, никогда не требовали обязательного наклона почерка, прекрасно понимая, что такая манера письма будет для него неестественной.

Никита подсчитал, что в его классе, состоящем из 27 человек, кроме него учатся ещё три левши. В процентном отношении — это именно те 15 %, которые мы упоминали в самом начале. Сегодня этих мальчишек и девчонок никто не переделывает. Ребята учатся наравне с правшами и не испытывают по поводу своей леворукости никаких комплексов.

Мнение о том, что среди левшей много одарённых художников или представителей других творческих профессий, Алла Николаевна воспринимает со скепсисом. Её Никита имеет хорошую память, неплохо для своего возраста владеет английским языком, с интересом осваивает естественные науки, но вот что касается изобразительного искусства, то тут он, по её выражению, полный ноль. При этом мама замечает за своим сыном предрасположенность ко всевозможным логическим рассуждениям, а за логику, как известно, отвечает левое полушарие, контролирующее правую руку. В общем, женщина предлагает не руководствоваться стереотипами — среди левшей встречаются люди совершенно разных способностей и наклонностей. По большому счёту их отличие от нас, правшей, заключается только в том, что они предпочитают действовать левой.

 

Алексей Мичков
Фото Алексея Севастьянова