Главные новости
На прошлой неделе в Пересвете прошел "круглый стол" по вопросу коммунальных тарифов. Инициатором обсуждения выступила администрация городского поселения. Для обмена мнениями были приглашены местные депутаты, вице-спикер райсовета Михаил Синельщиков, специалисты экономического и коммунального управлений района и их коллеги из поселения, руководители управляющих компаний, городских фирм-подрядчиков. В разговоре на актуальную тему принимали участие местные предприниматели и все заинтересованные жители.
Редакция сочла интересным тот факт, что о новой тарифной политике заговорили в Пересвете, где тарифы на сегодня самые умеренные в районе. К чести местного самоуправления, здесь не обольщаются на этот счет и предлагают горожанам трезво оценить вероятные последствия несбалансированных расценок за коммунальные услуги. В пятницу вечером малый зал ДК "Космос" был полон — эта тема жителей Пересвета остро интересует.
Раки по три рубля, но вчера
Открывая дискуссию, глава городского поселения Константин Негурица заметил, что в городе очень заинтересованно обсуждают эту тему.
— Горожане, конечно, отметили, — говорил глава местного самоуправления, — что тарифы на водоснабжение и водоотведение пришлось срочно поднимать. Они были катастрофически низкими для обслуживающей организации. Это стало одной из причин банкротства городского коммунального предприятия ПЖКХ "Новостройка". Плата жителей за услуги не компенсировала реальные затраты коммунальщиков. Эта история может повториться и с преемником банкрота — новой обслуживающей фирмой, если не сделаем выводы и не проанализируем, насколько обоснованы существующие тарифы. К тому же в городе сложилась монополия на те или иные коммунальные услуги, что тоже накладывает свой отпечаток.
Те же опасения звучали и в выступлении начальника финансово-экономического управления городской администрации Андрея Белова. Общий смысл был таков, что сложившаяся прежде практика расчетов себя изжила. В районе действовал усредненный метод определения тарифов. Раньше за коммунальное обслуживание населения отвечал район, и он своими рычагами при поддержке областного бюджета сглаживал перекосы в себестоимости услуг ЖКХ. Но теперь полномочия по коммунальному обслуживанию перешли к поселениям, и явно требуется новый алгоритм при определении тарифов.
О необходимости соблюдать баланс интересов потребителей услуг — жильцов и поставщиков — коммунальных предприятий говорила начальник отдела муниципальной экономики районной администрации Галина Феоктистова. По ее словам, жителям Пересвета крупно повезло, что котельная градообразующего предприятия (теперь это федеральное казенное предприятие научно-испытательного центра РКП) имеет большие востребованные мощности. Это снижает себестоимость теплоснабжения. В большой степени именно поэтому в Пересвете самые низкие в районе и области коммунальные тарифы.
В 2008-м тарифы в поселении предполагали поднять в среднем на 17% и защитили эту позицию в областном министерстве экономики.
А фактически в прошлом году тарифы увеличились на 6 процентов. В этом году тарифы выросли в среднем на 19%. Из зала немедленно последовал вопрос: чем вызван столь быстрый рост тарифов? И проверяли ли контролеры обоснованность такого увеличения? Галина Феоктистова проинформировала, что подобные запросы от жителей города часто поступают в областное министерство экономики. Проведены тщательные проверки по каждому факту, и нарушений при определении тарифов не выявлено.
Есть также официальное заключение городской прокуратуры на обращение жителей Пересвета по поводу выросших тарифов. Изменения прокуратура признала обоснованными. Этому вопросу, подчеркнула специалист в области тарифов и цен, придается сейчас большое значение. За нарушение порядка определения тарифов, их умышленное завышение, даже за неоправданное использование предельно допустимых индексов предусматриваются не только штрафы, но и дисквалификация руководителей. В Пересвете нарушений на сегодня не выявлено. Галина Феоктистова одобрила бдительность граждан и предложила при любых сомнениях, касающихся начисленной платы за услуги ЖКХ, обращаться в кабинет 304 здания районной администрации или звонить по телефону 542-54-00.
Жители заинтересованы в качественном коммунальном сервисе за умеренную плату. Но свои объективные требования к тарифам есть и у коммунальных предприятий. Плата за услуги должна как минимум покрывать расходы, а ведь надо еще развивать коммунальную инфраструктуру, чтобы она не ветшала и не грозила серьезными сбоями в обслуживании населения. В этом заинтересован муниципалитет, на котором теперь вся ответственность за коммунальное благополучие города. Лучший тариф, таким образом, не дорогой и не дешевый, а тот, который на стыке интересов населения, коммунальщиков и муниципалитета. В Пересвете на такой баланс интересов еще не вышли, судя по тому, что говорили за "круглым столом" жители и обслуживающие предприятия.
Средняя температура по микрорайону
Многие участники дискуссии по ходу разговора делали пометки в тетрадках. Глава Пересвета Константин Негурица предложил тем, кто считает, что тарифы в городе растут слишком быстро, пометить себе для сравнения следующие цифры. В Хотькове тарифы выросли в среднем на четверть, в Краснозаводске даже чуть больше. А в поселениях, где все еще эксплуатируются мазутные котельные, рост тарифов в этом году составил до 56 процентов.
Главный инженер ВКП "НИЦ РКП" (бывший НИИхиммаш) Игорь Акульшин считает, что тарифы в Пересвете необоснованно занижены, и в этом заключается большая опасность для городского коммунального комплекса. Предприятие приглашало независимых экспертов, и те подсчитали, что при нынешних тарифах главная городская котельная не возвращает себе и половины затрат.
— Это значит, — говорит Игорь Акульшин, — что котельная работает на износ и не развивается. При такой системе качество услуг в ближайшей перспективе неминуемо снизится. Нельзя только брать, надо же и вкладывать в городские системы жизнеобеспечения. Придется решать, чего мы хотим: дешевый, но посредственный сервис, или подороже, но качественный.
О том же говорила специалист предприятия, которое приняло дела у обанкротившегося ПЖКХ "Новостройка". Чтобы спасти положение, тариф на водоснабжение и водоотведение меняли дважды. Но и сейчас предприятие вкладывает собственные средства, чтобы менять изношенные насосы на водозаборных скважинах и содержать систему водоснабжения в рабочем состоянии. Сколько еще может продолжаться такая судорожная эксплуатация? Неужели надо дождаться серьезного сбоя на изношенных сетях?
А как вообще появились нынешние тарифы, спрашивали участники "круглого стола".
Начальник планово-аналитического отдела районного коммунального управления Борис Григорьев рассказал о трех методах определения тарифов: аналоговом, экспертном и расчетном. В районе всегда применяли третий и чисто математически выводили средний уровень потребления услуг на 1 квадратный метр. Этот метод действовал безотказно, пока плату за коммунальные услуги не переложили целиком на самих жителей. И нет ничего удивительного в том, что люди хотят платить только за то, что действительно получили.
Кто-то лишней капле не даст упасть, у других вода хлещет с утра до ночи, как в общественной бане. В одних кварталах из крана бежит крутой кипяток, а где-то воду надо полчаса сливать, чтобы принять еле-еле теплый душ. Есть дома, где трассы укутаны, как следует, и все пришедшее по магистралям тепло достается квартирам. Но есть и такие корпуса, где тепло теряется по пути к получателю. Чтобы покончить с бесконечными и бесполезными спорами, поселение планирует перейти от расчетного к экспертному методу определения тарифов.
Глава города Константин Негурица представил участникам обсуждения фирму, которая займется такими расчетами. В Красногорске перешли на экспертный метод, и многие затяжные споры там просто прекратились. Зачем спорить, если есть такой весомый аргумент, как показания домовых приборов учета. За три ближайших года в Пересвете планируют оборудовать водомерами и другими счетчиками все жилые дома. Горожане такую экономную политику самоуправления одобряют. А самые прозорливые видят в установке квартирных счетчиков единственную возможность добиться полной справедливости в оплате коммунальных услуг. Тема сберегающих технологий вызвала большой интерес у участников "круглого стола".
О помывках и технике бритья
Мэр Пересвета поделился собственным опытом освоения экономных технологий. Поставив в квартире счетчики-водомеры, он вскоре обнаружил, что счета за коммунальные услуги значительно сократились. Установка приборов за 6-10 тысяч рублей окупится за полгода. Кроме того, выяснилось, что скромный прибор — очень толковый воспитатель. Кто прислушается к призывам экономить воду? Но если приборчик отсчитывает каждый потраченный литр, делился своими впечатлениями Константин Негурица, бриться с включенным краном уже не станешь.
Жителей интересовало, какие приборы предпочтительней и есть ли такие водомеры, которые проконтролируют температуру подаваемой горячей воды. Люди уточняли, на какой год запланировано оснащение приборами учета того или иного дома.
Кстати, оказалось, что и поставщики тепла тоже заинтересованы в установке счетчиков. Правда, специалисты городской котельной предупреждают, что впереди могут оказаться неожиданные открытия. Эксплуатация приборов учета тоже денег стоит. Котельная расходует в год на обслуживание своих компьютерных счетчиков 100 тысяч рублей. Вероятно, и у жильцов кроме расходов на установку будут и другие траты. Но это в любом случае выгодней, чем вслепую платить по усредненному тарифу. Кроме того, может обнаружиться, что по некоторым позициям мы сегодня платим меньше, чем реально расходуем. Например, отопление рассчитывается из нормативных 18 градусов. Но мы-то привыкли к более комфортным температурам в последние годы.
Судя по тому, как проходила дискуссия, Пересвет готов к переходу на реальные тарифы. Жизнь с искусственно заниженными цифрами до добра не доведет.
Светлана АНИКИЕНКО
Газета "Вперёд"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?