СТРАСТИ ПО РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА

07 августа 2009 4103

СТРАСТИ ПО РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА

Для того чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет.

Дядя Федор. «Простоквашино».

Кризис вынуждает выкручиваться, быть прижимистее и бережливее. Если уж экономическая ситуация в стране и в мире не позволяет купить что-нибудь мало-мальски стоящее, то уж сохранить нажитое добро сам Бог велел. Мало ли для чего пригодится, например, для продажи.

Видимо, я не оригинальна в своих мыслях, поскольку большинство наших сограждан, по наблюдениям специалистов, с наступлением кризиса начали оформлять в собственность все, что только возможно: от дачных участков до сараев.

На пути к оформлению любой собственности необходимо пройти множество кабинетов, но конечная цель — зарегистрировать свое право и получить заветное свидетельство о регистрации.

Об очередях в регистрационной службе не говорит, похоже, только ленивый. Работа этой службы уже давно стала «притчей во языцех».

Справка

31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента в России начался новый этап развития рынка недвижимости, когда право собственности стало подтверждаться государством.

Именно притчей, ведь в рассказах о регистрационной палате — именно так ее привыкли называть — много правды, но много и выдумки.

Что на самом деле происходит в Сергиево-Посадском отделе Управления Федеральной регистрационной службы?

Следственный эксперимент

6.00, суббота. У дверей регистрационной службы в Сергиевом Посаде многолюдно. Это можно понять, даже не подходя к зданию: щебет нескольких десятков человек слышен издалека. К каждому новичку очередь относится свысока, хотя и не без некоторой снисходительности: «Вы в палату? Тогда вон у той женщины запишитесь, у нее списки», — не дожидаясь моего вопроса выпалила пожилая дама. Видимо, она в этой очереди главная, то есть первая, а потому сама делегировала себе право руководить процессом.

Следуя указаниям «старшей по очереди», вношу свою фамилию в списки на регистрацию. Мне тут же присваивают номер: «86-я будете, но далеко не уходите, скоро перекличка».

Впечатлившись своим номером, и движимая любопытством, начинаю вслух горевать, что так поздно пришла. Сочувствия долго ждать не пришлось.

«Конечно, милая, а как ты хотела?! Выспаться и первой быть?! — начала журить меня «старшая по очереди». — Я, например, сюда пришла в половине пятого. Первая была». Ничего себе выспаться, подумала я, с тоской глядя на часы, которые показывали четверть седьмого.

«Скажите, а где же те 85 человек, что передо мной? — спросила я у «старшей», с недоверием озираясь вокруг. — Сейчас здесь человек 30 не больше». «А ты не волнуйся, все подойдут к открытию». Я, собственно, и не волновалась.

Нет хуже ждать и догонять — народная мудрость. Я ждала открытия заветной двери уже целых сорок минут. Стрелка часов предательски медленно ползла по циферблату. Очередь то разбредалась, то вновь собиралась в кучку: утренняя прохлада не давала стоять на месте, заставляя если не прыгать, то хотя бы фланировать на площадке перед зданием «регпалаты».

«А что, здесь никак нельзя решить вопрос по-другому», — обратилась я к «старшей». «Можно, — ответила она. — Через часок молодчики подойдут и будут предлагать пройти без очереди».

Молодчики действительно появились к 8 утра.

Я, признаться, ждала, что спекулянты очередью появятся, как коробейники: шумно, с настойчивыми предложениями, обращенными к толпе. Но явление двух молодых людей на больших иномарках так и могло бы остаться незамеченным мной, если бы не шепот, пронесшийся по очереди и встретивший их.

«Вон они, — сказала мне «старшая по очереди». — Иди что ли к ним, раз первая хочешь пройти». Я и пошла, ведь я хотела.

Стоит ли без очереди?

Знакомиться с молодым человеком не пришлось. Он без лишних предисловий понимает, зачем к нему обращаются, а потому, в ответ на мой взгляд, прикованный к его персоне, сразу задал вопрос: «Что у вас?»

Ну какая же я растяпа: не поленилась сползти с кровати в полшестого, зато поленилась продумать легенду, ведь регистрировать мне на самом деле нечего.

Тут же начинаю перебирать в голове: какие операции с недвижимостью мне доводилось наблюдать? Вспомнила, что знакомая не так давно приватизировала квартиру и рассказывала об этом много и очень красочно. «Понимаете, — обращаюсь я к потенциальному помощнику, — я приватизирую квартиру. Договор приватизации с администрацией у меня на руках, а вот в «регпалату» попасть никак не удается, видите сколько народу!»

«Это еще мало, — ответил мне молодой человек. — Вот подождите, как только двери откроются, так желающих попасть еще больше будет. А сколько без очереди полезет! Короче, я думаю, что вам сегодня не пройти. Правда, есть один способ. Мы с другом аккредитованные при регистрационной палате риэлтеры. Мы можем сдать за вас документы. Но для этого надо сделать на нас доверенность и передать нам весь уже имеющийся пакет бумаг…» Риэлтер стал рассказывать мне о необходимости обратиться именно к нему, в противном случае я так и не смогу попасть в регистрационную службу и сдать документы, но мой вопрос о стоимости услуг прервал его саморекламу. А каков был ответ: «Стандартной цены нет, но договоримся». Где и когда мы должны были договориться, мне уже было неинтересно. По замыслу публикации я должна была все сделать в тот же день. И если эти молодчики не могли поставить меня у окошка приема документов в течение двух-трех часов, то мне они становились не интересны.

То ли очередь, то ли видение

Надо отметить, что, несмотря на то, что регистрационная служба начинает работать с 9.00, свои двери для посетителей «регпалата» «распахнула» уже в 8.00. Все устремились на четвертый этаж и сгрудились перед стойкой консультанта. Кстати, переклички очереди так и не случилось. Опять разговорчики!

Проникнув внутрь, очередь рассредоточилась по стульчикам, создалась иллюзия, что все, что происходило на улице, было видением. Но без четверти девять народ вновь выстроился гуськом у стойки консультанта. Правда, 85 человек, значившихся по списку впереди меня, я по-прежнему не обнаруживала. (Так все же видение?!)

Не буду утомлять читателя рассказами о том, как двигалась очередь. Как много копий было сломано в борьбе самих очередников друг с другом и с мужчиной-консультантом за право получить талон. Скажу только, что примерно к 11 часам заветный пропуск в окошечко получили уже около 30 человек. Тем временем списочная очередь приближалась уже к 50. То есть по факту желающих реально сдать документы оказалось гораздо меньше, чем формально записавшихся. Следовательно моя 86-я очередь в списке гарантировала мне сдать документы на регистрацию в тот же день. В этот момент я вспомнила «старшую по очереди» и «аккредитованных» риэлтеров…

Официальное мнение

Начальник Сергиево-Посадского отдела регистрационной службы Ольга Панкратова этому факту не удивляется. По ее мнению, искусственное «раздувание» очереди — это способ заработать для многих риэлтеров. «Часто бывает так, — говорит Ольга Николаевна, — что в списках значится по 170-200 человек, а реально регистрировать свое имущество приходит лишь треть». Огромный иллюзорный список, как правило, отпугивает тех, кому действительно надо сдать документы, и они предпочитают заплатить деньги, страшась надуманных очередей. Складывается впечатление, что кто-то провоцирует очереди, ведя списки «Мертвых душ», нагнетая обстановку перед дверями нашего отдела еще до открытия, тем самым создавая все условия для выгодной работы риэлтерских контор. Тем более что количество подобных организаций в районе в последнее время утроилось. И все они должны на что-то жить. Хотя как вы сами убедились, даже в выходной день будучи 86-й по непонятному списку вы реально могли сдать документы еще до обеда», — говорит О. Панкратова.

По ее словам, регистрационная служба пыталась бороться с очередями: во-первых, силовыми методами (ее сотрудники просто рвали списки записавшихся и работали только с живой очередью), во-вторых, с помощью закона (обращались в милицию, но там только развели руками: разбирайтесь, мол, сами). «А мы и разбираемся, как можем, — говорит Ольга Николаевна. — Отслеживаем живую очередь, берем у риэлтеров только по одному комплекту документов и работаем до последнего посетителя. Кроме того, в сложных ситуациях всегда идем гражданам на встречу, стараемся вникнуть в их проблемы».

Стандарт услуг

Все пришедшие в регистрационную службу имеют возможность получить консультацию по пакету документов уже при входе. Это сделано для того, чтобы на государственную регистрацию были представлены все необходимые для ее проведения документы и заявитель по истечении месячного срока регистрации получил свидетельство о регистрации права, а не уведомление о приостановлении государственной регистрации еще на месяц в связи с непредставлением необходимых бумаг.

Если у заявителя все необходимые документы в наличии, консультант помогает получить талончик электронной очереди, и посетитель спокойно садится ждать своего номера на табло, размещенных в помещении службы. Такой порядок, как заметила О. Панкратова, позволил значительно сократить очередь, избежать скопления народа у окошек и количество желающих сдать документы без очереди. Ведь неизвестно в какое именно окошко судьба забросит посетителя.

Регистрационная служба в Сергиевом Посаде принимает документы по следующему графику:

Понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота - с 9 до 13 часов.

Вторник, четверг с 15 до 19 часов.

В отделе предусмотрена предварительная запись по телефону 540-90-27 или по электронной почте [email protected]. В письме необходимо указать контактный телефон. Ранее описанная недобросовестность риэлтеров привела к злоупотреблению возможностью записаться на сдачу документов, в связи с чем очередь по предварительной записи растянулась на несколько месяцев, сейчас ведется уже на октябрь-ноябрь.

Правда и в случае дистанционной записи рекомендуем предварительно проконсультироваться в окошке № 11 для устранения возможных причин приостановления до подачи документов на регистрацию.

Справка

В поисках цены за услуги риэлтеров я обзвонила несколько агентств недвижимости. Результаты оказались ошеломляющими. За то, чтобы просто отнести готовые документы в регистрационную службу, риэлтеры берут от 5 до 10 тысяч рублей. Прибавьте к этому еще цену услуг нотариуса по оформлению доверенности 500-700 рублей и государственную пошлину за регистрацию права собственности, которая почему-то для риэлтеров составляет 2600 рублей, хотя реальный размер госпошлины по налоговому законодательству за регистрацию прав — от 50 до 500 рублей.

Наталья АНДРЕЕВА

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперёд"