НИКОЛАЙ МАСЛОВ: "СЕРГИЕВУ ПОСАДУ НУЖЕН РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ"

28 августа 2009 6122

НИКОЛАЙ МАСЛОВ: «СЕРГИЕВУ ПОСАДУ НУЖЕН РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ»

Николай Маслов стремительно ворвался в жизнь Сергиева Посада. За неполный месяц работы в должности руководителя главы администрации города ему удалось сделать то, что предыдущие руководители не делали и не могли сделать годами. Личность Николая Васильевича вызывает у горожан неподдельный интерес. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с ним.

— До недавнего времени почти никто в Сергиевом Посаде вас не знал, и вдруг — и. о. главы города. Не чувствуете себя здесь приезжим?

— Нет, Сергиев Посад для меня родной город, здесь жили моя бабушка, дядя, тетя, они похоронены на Старом кладбище. Я тоже здесь жил определенное время: когда был молодой, каждую субботу-воскресенье бывал и на службе в храмах, и на кладбище... У меня здесь очень много знакомых — в основном через Лавру, естественно. Я вхожу в Попечительский совет Лавры и Московской духовной академии, где мой духовный отец преподавал в течение 25 лет. Для меня она как родной дом.

— Но вы не пошли по духовной стезе?

— Я окончил Семинарию и Академию. Защитил кандидатскую и магистерскую богословскую диссертации. По этой же тематике у меня вышло две книги. По жизни я иду как православный христианин, несколько монашеского образа жизни. Вся моя жизнь — это поступки православного христианина.

— После окончания Академии не думали принять сан?

— Нет. Возможно, в будущем. У меня на сегодняшний день есть благословение на служение государству. Чем я и занимаюсь больше 20 лет.

— Кто рекомендовал вас на должность и. о. главы города, как это вообще случилось?

— Попечительский совет Лавры много раз обсуждал вопрос о том, что сама Лавра имеет огромное влияние в мире, ее знают, а город вокруг нее менее известен и к нему нет такого притяжения, как к ней.

В 2014 году мы будем отмечать 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия. Это событие должно привлечь внимание не только к Лавре, но и к Сергиеву Посаду. Город носит имя Преподобного Сергия, но при этом незаслуженно отстранен на второй план и забыт.

Мной на федеральном уровне была подготовлена программа празднования 700-летия Преподобного Сергия и 400-летия снятия польско-литовской осады Лавры, которое отмечается в январе 2010 года. В связи с этим Федеральный центр стал подыскивать кандидатуру на пост главы города. Ведь от местного руководства зависит очень многое. Сможем ли мы придать Сергиеву Посаду статус столицы православия не только де-юре, но и де-факто? Сможем поднять город по благоустройству, доходам, культуре, нравственному состоянию населения? Для этого нужен руководитель федерального уровня, имеющий большой опыт масштабной работы. Стали обсуждать, присматриваться ко всем кандидатам: бывшим и настоящим руководителям Сергиева Посада и района.

Так произошло, что город, район, Федерация, Церковь — все назвали мое имя. Я принял это как божественное откровение, дал себе два дня на размышление, на молитву, на общение с людьми. На третий день я уже был исполняющим обязанности главы администрации города.

— Какие проблемы в Сергиевом Посаде вы считаете главными?

— Я уже решил очень много проблем, которые не решались годами. Главная проблема, которую я сейчас вижу, — консолидировать усилия власти, элиты и широкой общественности города на созидание. Я могу многое сделать в одиночку, но хотел бы, чтобы мои усилия поддерживались известными и уважаемыми в городе людьми и населением.

— Что будет приоритетом в вашей работе?

— Начнем с благоустройства. Мы реформируем эту систему. Люди, наверное, видят, что сегодня мы уже вычистили весь центр. Я пришел — было сорок семь огромных стихийных свалок. Сегодня не осталось почти ни одной. И так будет всегда.

Мной подписана и утверждена генеральная санитарная схема Сергиева Посада. Это очень важно, раньше ее не было. За всей территорией поселения закреплены ответственные лица, которые ежедневно объезжают территорию города и докладывают мне и службам, отвечающим за благоустройство, где есть какие-то недостатки.

Мы реформировали диспетчерскую службу, она работает круглосуточно. Теперь она не просто собирает звонки, но выезжает на место и вызывает туда коммунальные и прочие службы для принятия мер.

— Осень и зима не за горами, как решается проблема долгов за газ?

— Когда я сюда пришел, у нас был график, не нами подписанный, постепенного отключения от газа предприятий МУП "Теплосеть" и других поставщиков горячей воды и энергии. На третий день моего прихода мы приостановили отключение, стабилизировали ситуацию. Собрали все компании, которые подают воду и тепло в город, разработали с ними график погашения задолженности — около 200 миллионов, которые скопились здесь за несколько лет. Должники подписались, я это утвердил. 20 декабря мы погасим долг полностью.

— Раньше на это не было денег или не хватало чего-то еще?

— Это чисто управленческое решение. Система управления разбалансирована, она замкнута не на город, а на определенные структуры и определенных лиц. Это называется словом "коррупция". Я всех предупредил: коррупцию мы сломаем — сто процентов, и не надо пытаться меня туда к себе в "партнеры" брать. Люди поняли: либо они будут работать по правилам, которые я предложил в городе, или я у них отберу генерирующую систему, которую они когда-то приватизировали за копейки.

— Каким образом это можно сделать?

— Элементарно. Одной компанией была куплена энергогенерирующая мощность за 20 миллионов рублей. Через год она стала стоить 800. Как это? Она просто была продана за бесценок. Мы сейчас передаем документы в арбитражный суд и аннулируем эту сделку, выплатив 20 миллионов той компании, которая ее купила. И возьмем назад в муниципальную собственность.

— Все так просто? Почему тогда эти проблемы долгое время не решались?

— Кризис у нас в умах и сердцах. Кризис человек создает сам, своим безнравственным поведением. Безнравственное поведение заставляет человека быть вором, коррупционером, бандитом, он становится алчным, злым, неуправляемым. Главная задача любого руководителя — нравственное состояние подчиненных. Если оно поднимается на определенную высоту, руководителю даже не нужен какой-то особый контроль над ними, они сами будут все выполнять. Они будут гореть на работе.

— Вы думаете, с безнравственным поведением можно справиться быстро? Мне кажется, это проблема целых поколений...

— Эта проблема решается очень быстро. Личный пример руководителя является главным учебником в наведении порядка. Личный! Я постараюсь и дальше ни в чем не повести себя так, чтобы кто-нибудь мог упрекнуть меня в безнравственности, корысти или других пороках.

Я думаю, что мой личный пример будет способствовать нравственному становлению администрации города.

— А если кто-то не исправится?

— С кадрами у нас не все, конечно, хорошо. Сейчас идет формирование кадрового резерва главы администрации. Отбор идет по двум параметрам: нравственному и профессиональному. Нравственность будет оценивать совет старейшин.

— Вы неоднократно довольно резко высказывались о состоянии правопорядка в городе и предлагали создать дружину.

— Да, дружина будет создана. Положение о ней уже разработано и передано в Совет на утверждение. Мы планируем ее численность около двух тысяч человек.

Члены дружины — это не люди с улицы. Мы будем отбирать их на общих собраниях в коллективах. Работа в большей степени добровольная, неоплачиваемая, хотя какое-то материальное стимулирование — проездные билеты и так далее — будет. Люди приходят, мы с ними разговариваем: это и воины-афганцы, и казачество...

— Вы проводите рейды по рынкам, требуете снизить цены. Это реально?

— Снижение цен — это не чисто экономическая проблема. Цены искусственно завышены, у человека нет выбора, это сговор. Мы готовим документы в антимонопольную службу.

— Вы — человек, близкий к Лавре. Будет ли ей передаваться какая-то собственность в городе?

— Лавре уже передали все, что она просила. Если что-то у нее осталось по закону, мы будем рассматривать. Город — это тоже Лавра. Мне бы хотелось, чтобы Лавра и город не имели границ между собой. Не с точки зрения снесения стен, а с точки зрения улучшения жизни в городе, благоустройства, чистоты, порядка.

Что касается Белого пруда, то я считаю неправильным, что Лавра заняла его берег. Буду беседовать на эту тему с владыкой Феогностом.

Я хочу, чтобы берег был открыт. Это было неправильное решение.

— Что будет с Никольским кладбищем?

— Мной подписано постановление об объявлении Никольского кладбища мемориально-архитектурным памятником. Главный архитектор доложила мне концепцию: там будет церковь, мемориальная площадь, обозначен въезд. Музей под открытым небом, культурная точка нового Сергиева Посада.

Застройки кладбища не будет — это грех. А греха без казни не бывает. Если мы совершаем общественный грех, Бог наказывает всех жителей, весь город. Застройка кладбища с разрешения властей — общественный грех. Мы этого не допустим.

— Ваше мнение о развитии Сергиева Посада?

— Промышленность здесь не будет являться центральным элементом трудоустройства и занятости населения. У нас есть другой стержень, вокруг которого может развиваться город: Лавра, туризм, история. С учетом значения, истории города — это очень перспективно.

В Европе практически в каждой стране существуют прецеденты выделения отдельных исторически и

религиозно значимых городов в территории с особым статусом и управлением. Такие города дают стране

целый ряд преимуществ как внутреннего, так и международного значения. Это вычленение духовной, нравственной составляющей общества и государства в его историческом, фундаментальном контексте. Это популяризация образа народа и страны.

Лавра как таковая — это центр русского Православия, средоточие духовной жизни. Но в данном случае речь идет о единой социокультурной среде города комфортного проживания. Необходимо дотянуть уровень города, как среды обитания, до уровня духовной столицы России.

Этим надо заниматься серьезно. Для этого я сюда и пришел.

Беседовал Михаил УКРАИНЦЕВ

Газета "Вперёд"