ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ

10 сентября 2009 3274

В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА произошло важное для России событие — была установлена новая система государственных исполнительных органов власти. Россия перешла от коллегиального управления к министерскому. Император Александр I подписал указ о создании восьми министерств с четким разделением между ними функций по управлению важнейшими отраслями государственной деятельности. День 8 сентября 1802 года остался в истории России как дата основания единого органа, отвечающего за финансовые ресурсы империи. Именно тогда Государственный совет принял решение учредить три различные и независимые части: "Первая часть — Министр Финансов, который должен ведать доходами и управлять ими; вторая — Государственный Казначей, который должен управлять движением сумм; третья — Государственный Контролер — должен посредством вверенных ему установлений держать ревизию счетов и проверять не только министерства вообще, но и в особенности Министерство финансов и Государственного Казначея". С тех пор история Министерства финансов неразрывно связана с деятельностью государственного казначейства и контрольно-ревизионных органов, которые составляют единую финансовую систему, призванную активно воздействовать на проведение финансовой политики в современных условиях.

В двухсотлетней истории Министерства финансов в полной мере отразились важные события российской действительности XIX-XX вв. Финансовое ведомство было их активным участником. Содержание его деятельности и организационная структура претерпевали изменения в связи с социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране. Его история показывает, что сложные проблемы в развитии экономики и общества могут быть решены при правильном выборе направлений финансовой политики, достижении разумных компромиссов между интересами различных социальных групп, создании атмосферы взаимного доверия в деловых, политических и других общественных отношениях.

Та же история наглядно свидетельствует о негативных последствиях пренебрежения законами общественно-экономического развития, засилия бюрократии, насаждения административно-командных методов управления.

Должностные обязанности министра финансов, установленные императорским манифестом, заключались в получении необходимых правительству доходов и "генеральном" распределении их по "разным частям государственных расходов". В принципиальном плане эти задачи остаются главными и сейчас.

Общие правила разработки бюджета сложились в первой четверти XIX в. Каждое министерство не позднее 15 ноября текущего года представляло министру финансов сметы на следующий год.

В Министерстве финансов их сводили в единую роспись доходов и расходов и вносили на рассмотрение в Государственный совет, а затем на утверждение императора. Составление и реализация бюджета происходили в обстановке строгой секретности.

Одной из главных задач Министерства финансов на протяжении всего XIX в. было укрепление российского рубля. Для придания стабильности национальной денежной системе с интервалом в 50 лет были проведены две денежные реформы, схожие по своим общим принципам. Их главной целью был переход от бумажно-денежного обращения к привязке рубля к драгоценным металлам: в первом случае к серебру, а во втором — к золоту. Одновременно принимались меры по упорядочению кредита, бюджетной, налоговой системы. Реформы повысили статус Министерства финансов.

Вторая половина XIX в. знаменовалась отменой в России крепостного права, началом интенсивного развития предпринимательства и капиталистического хозяйства. Происходили серьезные изменения и в финансовой сфере.

В 1902 году по инициативе известного российского реформатора, министра финансов, впоследствии председателя Кабинета министров С. Ю. Витте отмечалось столетие Министерства финансов. Итоги развития финансовой системы российского государства, деятельности министерства содержатся в юбилейной монографии "Министерство финансов. 1802-1902" (в двух частях).

Празднование столетия было не просто парадным мероприятием. С именем и деятельностью С. Ю. Витте связано укрепление финансовой системы страны на рубеже веков. Он проводил политику таможенного протекционизма, ограничивая при этом приток иностранных капиталов в страну. Несомненны его заслуги в развитии и финансировании железнодорожного строительства, утверждении питейной монополии. Особое значение в теории и на практике С. Ю. Витте придавал доходности бюджета и наличию финансовых резервов. Он был сторонником расширения народного образования и нацеливал фабричную инспекцию Министерства финансов на реальную заботу о нуждах рабочих.

Многие утверждения одного из наиболее выдающихся министров финансов актуальны и сейчас.

Однако с 1917 года и на протяжении почти всего XX в. страна стала ареной невиданного по масштабам социально-экономического и политического эксперимента.

В этот период народные комиссариаты, а затем министерства финансов Советского Союза и РСФСР обслуживали нужды планового хозяйства. Они выступали инструментами административно-командной системы управления страной и ее экономикой, сосредоточивая в своих руках и финансы, и банковское дело, и социальное страхование, и сберегательные кассы, и государственный финансовый контроль.

В довоенные годы усилия финансовых органов направлялись прежде всего на мобилизацию резервов для выполнения ударных пятилеток, укрепления обороно-способности страны, в военные годы бюджетные средства работали на достижение победы, в послевоенные — на восстановление народного хозяйства. В тяжелые для страны моменты особое внимание обращалось на изыскание дополнительных доходов, проведение займов, что ложилось тяжелым грузом на плечи простых людей. В пятидесятые годы финорганам было даже вменено в обязанности взыскание с населения натуральных поставок — мяса, молока, шерсти, яиц, картофеля. С развитием страны менялись задачи и функции финансовых органов, их структура.

...Сегодня Министерство финансов Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение в стране единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Министерство координирует в этой сфере деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с ними, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями. Ни одного важного решения, требующего расхода государственных федеральных, прежде всего, бюджетных средств, без участия Минфина России органы власти не принимают.

Перед министерством поставлен ряд ответственных государственных задач. Это — совершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития, разработка проекта и обеспечение исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации. Минфин России управляет государственным внутренним и внешним долгом, реализует единую политику в сфере развития финансовых рынков, осуществляет государственный финансовый и валютный контроль, страховой надзор. В компетенции министерства находятся обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, регулирование аудиторской деятельности, участие в формировании и использовании государственных ресурсов драгоценных металлов и камней.

Задача Министерства финансов Российской Федерации, всей финансовой системы страны — использовать имеющиеся возможности и опыт для умножения успехов, решения сложных задач обеспечения дальнейшего экономического роста, финансовой стабильности, социального благополучия. Двухсотлетняя история Министерства финансов дает основания надеяться на успешное решение стоящих перед ним задач.

Профессия финансового работника всегда была престижной. Конкурсы в вузы на специальность “Экономика и финансы” зашкаливают. За границу едут учиться сами и отправляют своих детей именно этим профессиям.

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯНо для большинства из нас работа эта ассоциируется с бесконечными цифрами и отчетами, за которыми только специалисты видят наши школы и больницы, библиотеки и стадионы, зарплату их работников, а значит то, как будут жить их семьи. То есть — нашу жизнь. Экономисты и бухгалтеры любят свою работу и говорят, что она — не с бумагами, а с людьми. Наш разговор с сотрудниками финансового управления районной администрации - скромная попытка вникнуть в суть их работы.

 Евгений Гаврилов, заместитель главы администрации района:

— Министерству финансов России исполнилось 207 лет. И мне очень приятно говорить о такой дате, рад, что мы вместе.

Я признателен каждому, кто своим трудом и энтузиазмом помогал крепнуть нашему ведомству. Примите мою искреннюю благодарность за преданность своей работе и любовь к такой нужной профессии, как финансист.

Нам есть чем гордиться, поскольку Минфин стоял у истоков образования Федерального казначейства и налоговой службы. Я начинал там свой путь при работе с народными деньгами. Однажды выбрав работу в финорганах, мы добились того, что районное управление финансов стало синонимом надежности.

Так давайте не останавливаться на достигнутом. Желаю всем финансистам района, чтобы каждый год нашей совместной работы укреплял район: всем благополучия, общественным финансам — значимости, а управлению финансов — мощи в достижении целей на благо района.

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯАнтонина МАСЛЕНИКОВА,
и. о. начальника финансового управления администрации района
:

— В 1977 году я окончила институт управления им. Серго Орджоникидзе, пришла на работу экономистом на ЗОМЗ, и с тех пор вся моя работа связана с экономикой, бухгалтерским учетом, финансами. Радует то, что с каждым годом престиж этой профессии только растет. Если раньше было понятие планового хозяйства, то сейчас все знают слово бюджет. Как рачительная хозяйка прикидывает бюджет семейный, так и мы, на районном уровне, должны таким образом бюджет сформировать, чтобы на реализацию запланированных расходов хватило наших общих доходов. За то время, что я работаю в финуправлении района, то есть с 2001 года, бюджет вырос в пять раз — с 800 миллионов рублей до четырех миллиардов. Но сегодня ситуация трудная, и наша задача — сохранить расходы по социальным статьям, при этом сделать так, чтобы бюджет был не расточительный, а сбалансированный. Сегодня как никогда актуальна фраза: жить по доходам.

Принято считать, что мы занимаемся только бумажной работой. Это не так, больше мы работаем с людьми. Например, если неправильно начислена арендная плата, люди за разъяснениями идут к нам. У нас очень хороший коллектив, дружный, сплоченный. И задачи перед нами стоят сложные, ведь формирование бюджета является одной из основополагающих задач администрации любого уровня.

 

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯОльга ГУБАРЕВА,
заместитель начальника управления — главный бухгалтер:

— Наш отдел оказывает методическую и практическую помощь по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности бюджетополучателям — муниципальным учреждениям и поселениям района. Формирует консолидированный отчет муниципального района и представляет его в министерство финансов области. Ежеквартально принимает от муниципальных учреждений отчеты по целевому использованию бюджетных средств. Наш отдел — конечная инстанция, куда представляется вся отчетность. Работа ответственная — в расходах и доходах расхождений не допускается. В праздничный день хотелось бы пожелать не только финансовым работникам, но и всем, чтобы наши бюджеты — и семейный, и государственный — были всегда профицитными, а слово дефицит было забыто навсегда.

 

 

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯДмитрий КИРИЛЕВ,
заместитель начальника управления — начальник бюджетного отдела
:

— Я закончил Казанский финансово-экономический институт и уже работал главным бухгалтером, когда решил принять участие в конкурсе на муниципальную должность в Мурманской области, где он был основным способом формирования кадрового состава. Выиграл, карьера пошла успешно — с должности простого работника вырос до заместителя начальника районного управления финансов. Коллектив финансового управления администрации Сергиево-Посадского района для меня новый. Но я вижу, что это коллектив высокопрофессиональных людей, которые знают и любят свое дело, с которыми приятно работать, с которыми оперативно решаются рабочие вопросы. Хочу пожелать коллегам дальнейших успехов в работе и сбалансированности домашнего бюджета.

 

 

 

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯВера СОЛЕНОВА,
заместитель начальника бюджетного отдела
:

— Я проработала в финансовой системе более 27 лет, начинала с ревизора-фининспектора по бюджету и всю жизнь занималась бюджетом. Очень люблю свою работу. Она, как это ни странно, может прозвучать для людей непосвященных, очень творческая: приходится решать задачи, над которыми надо подумать, все взвесить, провести анализ эффективности расходования бюджетных средств, помочь бюджетополучателям изыскать ресурсы. В преддверии празднования 80-летия финансовой системы Московской области хочу отметить слаженность и оперативность работы всех управлений и отделов администрации Сергиево-Посадского района. Поздравляю всех работников финансовой системы с профессиональным праздником, желаю им успехов в достижении поставленных целей и задач, здоровья, семейного благополучия. Мы помним наших ветеранов и наставников, проработавших в финансовом управлении более 30 лет, — В. П. Лебедеву, К. Б. Градусову, Г. В. Харитонову, К. В. Гаврилову — и желаем им долгих лет жизни и крепкого здоровья.

 

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯЮлия ЧУДОМЕХ,
и. о. начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности
:

— Наш отдел выполняет задачи по обеспечению деятельности администрации района. Сотрудники ведут всю бухгалтерию администрации, отражают все хозяйственные операции, так что каждый рубль, который тратится на содержание администрации района, на счету. Отвечаем за расходы бюджетных средств по всей строгости закона. Коллектив у нас очень хороший, квалифицированные работники с большим стажем. Работаем, как одна семья.

Кто дома ведает финансами? Конечно, муж. Предпочитаю благополучие семьи отдать в его руки: я даю советы, а он принимает окончательное решение.

 

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯАлександр ГРИШКИН,
начальник отдела информационно-аналитического обеспечения
:

— Современные финансовые системы немыслимы без информационных технологий. Задачи нашего отдела — информационное обеспечение исполнения бюджета района, а также обеспечение электронного документооборота, который позволяет оперативно обмениваться информацией, не возить каждую бумажку в Москву. Так, с Федеральным казначейством общаемся только в электронном виде — 500-700 платежей в день, и все это не в бумажном виде. Конечно, вся информация передается по защищенным каналам связи. С клиентами пока не так, нам все еще приносят бумаги. А по идее современные технологии позволяют сделать электронным большую часть документооборота: например, руководителю пришел электронный образ документа, он его одобрил, документ ушел дальше. Но нет защищенных каналов связи, единых стандартов, подзаконных актов к закону об электронно-цифровой подписи — это кропотливая работа, которая ведется, но результат будет чуть попозже.

 

 

ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯГалина ЧИКАЛОВА,
начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджета
:

— Наш отдел занимается обслуживанием бюджетополучателей, направляя финансовые потоки по утвержденным направлениям, то есть исполняет функции банка. В течение трех дней мы обязаны провести все платежи. Первоочередные платежи — заработная плата, питание в детских садах и т.д. — обеспечиваем в первую очередь. Другие бюджетополучатели должны четко понимать, почему тот или иной платеж может быть задержан. Поэтому считаю, что основная работа у нас — не с бумагами, а с людьми. В финансовой системе я работаю четырнадцатый год, работа интересная — каждый день ситуация меняется, приходится решать различные вопросы, в общем, работа нескучная. Хочется поздравить всех работников финансовой системы и пожелать добра, удачи, чтобы работа радовала, чтобы в семье понимали, какая она ответственная и серьезная.

 

 

Спрашивала Галина СЕРОВА

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперёд"