Главные новости
Отделение сестринского ухода для временного пребывания одиноких инвалидов и престарелых в Сергиевом Посаде работает с 1996 года, располагаясь на территории противотуберкулезного диспансера. Небольшой одноэтажный корпус, вокруг разбиты клумбы с поздними осенними цветами.
Прежде чем приступить к написанию этого материала, я побывала в отделении сестринского ухода дважды и безмерно благодарна за это судьбе. Признаюсь, в первый раз меня одолевали тягостные мысли — зная, куда направляюсь, я заранее настроила себя на страшные картинки из жизни стариков. Однако... негатива не обнаружила.
Вопреки распространенному мнению, в отделении сестринского ухода временно пребывают не только пожилые люди, но и молодые, а попадают по разным причинам: после травм, переломов, инсультов. Здесь проходит реабилитационный и восстановительный период после болезни, у всех он проходит по-разному: кто-то находится здесь около двух недель, кто-то — больше трех месяцев.
Бывает и так: пожилой больной человек живет с родственниками, которые ведут за ним уход, но по какой-то причине в течение какого-то времени ухаживать за ним нет возможности (например, из-за командировки близкого родственника), поэтому пожилых людей направляют сюда. Бывает и по-другому: за больным старым человеком не могут вести уход родственники, потому что им самим зачастую требуется уход из-за старости или болезней.
А у попадающих сюда молодых людей есть возможность восстановить свою работоспособность после травм.
Главврач диспансера Джавад Агаев рассказывает: "За 13 лет в нашем отделении побывало около 12 тысяч человек. Если считать, что в среднестатистической семье примерно 4 человека, то получается, что один из членов каждой пятой семьи побывал в нашем отделении за этот период".
О том, что такое отделение необходимо для нашего города, говорит его востребованность. При потере способности к передвижению или самообслуживанию пожилые люди, попадая сюда, имеют возможность получать здесь необходимый медицинский уход. После окончания лечения срока пациент не может больше находиться в больнице. Но что если ему все еще необходима медицинская помощь? "Вот поэтому и существует наше отделение", — говорит заведующая Мария Продан. "Больному человеку тут комфортно. Мы стараемся создать условия, близкие к домашним. И хотя мы не можем уделить столько же внимания больному, насколько его могут обеспечить близкие родственники, мы делаем все возможное для того, что люди здесь чувствовали себя хорошо".
К счастью, довелось увидеть, как Мария Семеновна перед самым обедом навестила больных, представила меня как “гостя из газеты”. В разговоре с пациентами она для каждого нашла слова поддержки, поинтересовалась здоровьем. Кто-то капризничал, другие молчали, третьи — с охотой рассказывали о своем житье-бытье.
Но ведь важен не только контакт больных с медработниками, но и друг с другом. В отделении стараются размещать больных так, чтобы им было комфортно вести разговоры. Ведь зачастую бывает так, что, находясь дома, одинокие люди не имеют возможности общаться с кем бы то ни было. А для того чтобы было легче адаптироваться к новым условиям и привыкнуть к новой жизни, для больных устроили "зрительный зал" с телевизором, а также молитвенную комнат, которая, скорее, напоминает зимний сад, наполненный сочными зелеными растениями. Постоянный житель здесь — говорящий желтый попугайчик. Конечно, пребывание в больнице — это стресс, отрыв от обычных условий жизни. Мария Семеновна рассказывает, что бывали случаи, когда старики отказывались от еды на 2-3 дня. На период адаптации, по ее словам, это допустимо. Потом привыкали, находили в себе силы жить по-новому. Можно только догадываться, сколько терпения и сил нужно медсестрам. “Наша работа хоть и трудная, но воздается с торицей, — говорит Мария Продан. — Мы нужны людям. Ведь чужих стариков не бывает, общество должно постараться сделать жизнь старшего поколения достойной”.
Джавад Агаев признается, что основное в работе отделения — это уход. "Уход в медицине занимает одно из первых мест, и это немаловажно. Но это очень трудная работа, морально трудная. Работающие здесь медсестры должны иметь некоторый душевный порыв ухаживать за больными немощными стариками, а некоторые не выдерживают нагрузок".
Слова Парацельса красноречиво описывают работу обслуживающего персонала: "Любовь и забота — лучшее лекарство". Поэтому, как рассказывает Мария Семеновна, очень важен прямой контакт с больными.
"Ничто человеческое им, как и обычным людям, не чуждо, — призналась Мария Семеновна. — Мы тут и праздники отмечаем, а сколько юбилеев в этом году было — не перечесть. Баба Надя, — обращается Мария Семеновна к одной пациентке, — тебя сейчас сфотографируют, хорошо?" Баба Надя поправляет платок на голове, садится в соответствующую позу, ждет — радуется, что попала в объектив.
Кормят больных четыре раза в день, есть столовая, но в основном еду приносят на места, а некоторых кормят медсестры.
Проблема ухода за пожилыми больными людьми очень серьезная. Кого она коснулась, тот знает, с какими трудностями встречаются родственники стариков. Поэтому существование в нашем городе отделения сестринского ухода как нельзя лучше иллюстрирует известное высказывание о том, что о государстве судят по отношению к старикам и детям.
Но есть и другие мнения. Джавад Агаев рассказывает: "Иногда приходится слышать от знакомых, не имеющих отношение к медицине, примерно следующее. А зачем нам вообще медицина? Зачем вообще нужно выделять такое огромное количество бюджетных средств на ее развитие? Нужно вести здоровый образ жизни, правильно питаться, не пить, не курить и т. д., и проблем со здоровьем не будет. Правильно. И здоровый образ жизни сейчас обязательно положительно скажется на состоянии здоровья в преклонном возрасте. Но не нужно забывать о том, что в жизни возможно все. И сегодня здоровый и цветущий человек может попасть в больницу. Он начал пить и курить? Нет. Он также правильно питается, как раньше? Да. Но в больницу угодил все равно, мало ли по какой причине. И теперь ему необходима помощь профессионала-медика, который будет вести за ним специальный уход".
На сегодняшний день пребывание всех без исключения больных в отделении бесплатно. В отделение не принимаются психически неуравновешенные люди, больные с онкологическими заболеваниями — это больные другого профиля. Отделение загружено круглый год, на сегодняшний день существует 30 мест и имеется несколько мест в запасе. В год через отделение проходит около 150 человек. Что касается местоположения отделения (напомним, оно находится на территории противотуберкулезного диспансера), то идут споры о том, не мешает ли это "туберкулезникам" и не опасно ли это для стариков? Мария Семеновна говорит, что, во-первых, корпуса расположены на довольно-таки большом друг от друга расстоянии, а во-вторых, больные туберкулезом и старики никоим образом не контактируют друг с другом.
В конце нашей беседы Джавад Агаев подчеркивает, что проблема ухода за стариками и одинокими людьми — это социальная проблема, важная для всей страны. И хотя финансирует работу отделения сестринского ухода нашего города областное министерство здравоохранения, Джавад Агаев считает, что такие отделения должны финансироваться на муниципальном уровне.
В том, что такое отделение необходимо нашему району, сомневаться не приходится. Важно понимать его значимость и для страны в целом. Будем надеяться, что его работа продолжится и будет успешной. И дай Бог сил всем работающим там!
...Как хорошо, подумала я, покидая отделение, что не сложилось здесь у меня ощущение вины перед стариками. Ведь многим при одной мысли о социальных учреждениях приходят в голову удручающие картинки из жизни немощных стариков, никому не нужных, обреченных на одинокую и нищую старость.
...Время обеда. От беспокойства, вызванного приходом "человека из газеты", не осталось и следа. Вечером посмотрят телевизор, кто-то будет читать, кто-то общаться, кто-то просто отдыхать. Жизнь идет своим чередом. А завтра наступит новый день.
В России сегодня проживает: инвалидов пожилого возраста 5,3 млн человек, лиц старше 70 лет 12,5 млн человек, долгожителей около 18 тыс. человек от 100 лет и старше, одиноких, длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов около 4 млн человек.
Анна ЗЕРНОВА
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?