Главные новости
В наступающем 2010 году сотрудники МосНПО "Радон" собираются отпраздновать пятидесятилетие своего предприятия. С 1960 года "Радон" выполняет важнейшую государственную задачу — обеспечивает радиационную безопасность населения Московского региона.
Процесс становления предприятия — создания с нулевой отметки полной инфраструктуры высокосложного производства — был непростым и тернистым. Долгое время его деятельность была окутана завесой секретности. Сегодня мы начинаем публиковать серию материалов об истории создания и развития МосНПО "Радон".
Когда в конце пятидесятых годов после серьезных геологических исследований было принято решение о строительстве в Загорском (теперь — Сергиево-Посадском) районе специализированного предприятия для локализации радиоактивных отходов, на месте будущего жилого поселка и промплощадки шумел девственный хвойно-лиственный лес. Пришли люди и техника, лесную тишь взорвал гул моторов. Потом были первая разметка, первый блок фундамента и первый кирпич будущего строения.
Проект на строительство станции захоронения радиоактивных отходов (РАО) был разработан Московским проектным институтом (МПИ) еще в 1958 году. Заказчиком проекта №304 было Главное управление по использованию атомной энергии при Совете Министров СССР.
Строительство станции было намечено, согласно распоряжению Совета Министров СССР от 10 марта 1958 года, в две очереди. Мощность станции была принята по проектному заданию на строительство аналогичной станции в Новопетровском районе с учетом ее расширения в случае необходимости в 3-4 раза за счет увеличения числа рабочих смен и организации параллельных опытных потоков подготовки, переработки и захоронения отходов.
Согласно проекту в первую очередь осуществлялось строительство типовых хранилищ для захоронения РАО.
Также предусматривалось устройство подъездных путей от гражданского шоссе до площадки предприятия, энергоснабжения и водоснабжения для обеспечения эксплуатации хранилищ и строительства станции, строительство гаражей и моечного помещения, проходной, которая одновременно выполняла бы функции административного помещения, котельной и ограждения.
Первые работы по созданию будущего "Радона" начались в 1958 году. Расчистили площадку в лесу. На окраине села Шеметово, недалеко от парка графа Орлова-Денисова и бывшего барского особняка с круглой верандой, вырыли котлован и заложили фундамент для первого дома будущего жилого поселка. Первые строители тогда жили в бараке или снимали "углы" в ближайших деревнях (Шеметово, Посевьево, Константиново...).
Строительство шло быстрыми темпами. К осени 1960 года поднялись первые двухэтажные дома. Была завершена отделка квартир.
В строительстве было занято несколько подрядных организаций. Работали комплексные бригады вахтовым методом. Особенную трудность представляло создание и использование подъездных путей. Дороги до предприятия вообще не было. Строителей доставляли с поселка на площадку с помощью мощного трактора, буксирующего прицеп по грязи и бездорожью. Зимой было проще — накатывался "зимник", на полозья ставилась будка, в которой и перевозились рабочие. Случалось, что трактор ломался, рвались буксирующие тросы. В мороз двигатели приходилось греть паяльными лампами.
Только к зиме 1960-1961 года удалось построить от шоссе до предприятия дорогу, мощенную булыжником, что сразу решило многие проблемы.
К тому времени создание предприятия было официально закреплено соответствующими документами: Постановлением Cовета Министров СССР №120 от 2 февраля 1960 года и решением Исполкома Моссовета №13/9 от 27 февраля 1960 года.
Одновременно решалась кадровая проблема. Она осложнялась отсутствием необходимых специалистов. Требовались люди, имеющие весьма специфическую теоретическую подготовку и бесценный практический опыт работы с радиоактивными материалами.
И подходящих специалистов нашли... в ГДР. Там, в совместном советско-германском предприятии АО "Висмут" на урановом руднике, расположенном недалеко от города Карл-Маркс-Штадт, работала группа российских специалистов. Главным технологом был А. Н. Владимиров. Его вызвали в Москву и предложили возглавить создаваемое предприятие. Александр Николаевич согласился и предложил назначить на должность главного инженера объекта своего коллегу и соратника — главного геофизика "Висмута" Игоря Андреевича Соболева.
Впоследствии Игорь Андреевич Соболев свыше сорока лет руководил предприятием. Во многом благодаря его таланту ученого, хватке администратора и превосходным человеческим качествам московский "Радон" стал флагманом своей отрасли и вышел на передовые позиции не только в России, но и среди зарубежных аналогичных предприятий.
Зимой 1960-1961 года строительство первой очереди секретного объекта, получившего кодовое название "почтовый ящик №662", продолжалось ускоренными темпами. Не было полного комплекса производственных зданий. Завершалось оборудование гаража и лабораторий. Не хватало необходимых специалистов. Не имелось методических пособий, регламентирующих полный спектр операций по обращению с радиоактивными отходами (РАО) низкого и среднего уровня активности.
Инфраструктура предприятия тогда только принимала очертания. Несколько домов в жилом поселке. Спецполигон, где располагались гараж, котельная, здание заводоуправления и первое хранилище для РАО — таким был "Радон" 50 лет назад.
Подразделение, занимающееся захоронением РАО, насчитывало тогда всего 12 человек. Хотя по проектному заданию списочное число только работников зоны обращения с радиоактивными материалами рассчитывалось на 60 человек (в одну смену с продолжительностью в 6 часов из расчета 307 рабочих дней). В аппарате управления работало девять сотрудников. А весь личный состав представлял 92 человек.
Тем не менее ситуация требовала незамедлительного "запуска" предприятия и его вывода на работу в штатном режиме. Основным поводом для беспокойства было то, что на ряде предприятий, имеющих дело с радиоактивными материалами, уже скопилось изрядное количество РАО. Значительная часть этих предприятий располагалась в Москве или наукоградах Подмосковья, что создавало определенную угрозу для гражданского населения.
Именно потому было получено указание на проведение первого выезда спецавтомобилей за радиоактивными отходами. "Пробный" рейс состоялся 27 января 1961 года. В нем участвовало восемь машин, направленных на два объекта в Москве — Курчатовский институт и Щукинскую станцию водоочистки. Именно этот день считается фактическим началом трудовой биографии "Радона".
Первый рейс прошел удачно. Но после его проведения была взята небольшая пауза, для того чтобы проанализировать все детали, сделать тщательный "разбор полетов" и выводы на будущее, а также составить доскональный отчет и получить соответствующие ценные указания от вышестоящих организаций.
Дело в том, что до МосНПО "Радон" никто в СССР не занимался проблемой локализации РАО. Не было ни наработанного опыта, ни нормативной документации, ни ветеранов производства, у которых перенимает навыки молодежь.
Поэтому весь 1961 год пришлось доводить до совершенства механизмы транспортирования, разгрузки и хранения РАО, системы контроля всех операций, правильного оформления документации... Одновременно осуществлять монтаж и оборудование сооружений.
Все это время на строительстве первой очереди предприятия и жилого поселка ударными темпами трудились организации Главмосстроя: трест Мосстрой-15, Моссантехстрой-3, Мосотделстрой-3... Одновременно монтажные организации Минмонтажспецстроя обеспечивали своевременный ввод в эксплуатацию всех производственных объектов.
Сергей ШМЕЛЕВ
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?