Главные новости
КРАСОТА!
Трудно, а наверное, даже и невозможно найти в нашем городе человека, ни разу не побывавшего во Дворце культуры им. Ю. Гагарина. Как правило, туда приходят по какому-нибудь приятному и торжественному поводу, но на этот раз приятный повод случился у самого Дворца. Вчера наше уважаемое учреждение отметило свой 55-й день рождения.
Он стал особенным для сотен и тысяч сергиевопосадцев, для которых Дворец — часть их жизни. Несколько лет назад сюда пришел новый директор Алексей Вохменцев. Вопреки опасениям скептиков, полковник с боевым опытом не "засушил" культурную политику учреждения. Более того, в плане репертуара Дворец буквально ожил — почти каждую неделю в город приезжают артисты российского и даже мирового уровня. И что самое важное, концертная составляющая не затмила скромную кружковую работу.
Для всех — для детей и родителей, рокеров и знатоков классики, фольклористов и джазменов — открыт наш Дворец. И так продолжается уже более чем полвека, красота!
ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ ТАЛАНТОВ
Дворец культуры имени Ю. Гагарина без преувеличения — сердце культуры Сергиева Посада и района. А что такое 55 лет для такого непростого и немаленького механизма как Дворец? Это возраст стен Дворца, его души, духа? Скорее всего, это молодость души, благодаря детям, которые там занимаются, и молодым профессиональным педагогам, плюс приобретенная мудрость, благодаря старой гвардии — ветеранам войны, старшим участникам коллективов, старым опытным кадрам.
Заместитель директора по творчеству Елена Фирсанова рассказала нам, что во Дворце культуры есть коллективы, которые приходятся ему почти ровесниками. Детская музыкально-хоровая студия (руководитель Наталья Каткова) в следующем году отметит свое 50-летие. Эта студия включает в себя несколько детско-юношеских хоровых коллективов: хор "Ручеек", хор "Капелька", концертный хор, уникальный хор мальчиков. Все они — участники и победители различных конкурсов и фестивалей. Ребята получают серьезное музыкальное образование — хор, сольфеджио, музыкальная литература.
Вообще исторически сложилось, что хоровое движение во Дворце было всегда сильное. Сегодняшний состав хоровых коллективов ДК не опускает планку профессионализма. Здесь работают народный хор под управлением Алексея Кузнецова, народный хор русской песни "Рябинушка" под руководством Антонины Фроловой, академический хор под управлением Галины Милеги, который тоже недавно получил звание "народный", академические хоровые коллективы "Сергиев Посад" и "ВИТА", хор ветеранов. Хоров получается немало, и сами по себе эти коллективы достаточно многочисленные — сцены ДК не хватит, чтобы они все вместе вышли бы в полном составе. А еще есть вокальная студия "Резонанс" под управлением Лидии Артемьевой, клуб авторской песни "Адонис".
Исследуют и развивают культурные традиции и такие известные в Сергиевом Посаде коллективы, как ансамбль "Казачья песня", молодежный фольклорный ансамбль "Маковец" под управлением Ирины Манягиной, всегда оригинальная по форме работы со зрителями фольклорно-этнографическая студия "Скоморошья слобода" Татьяны Смирновой (ансамбль "Скоморошья слобода" тоже носит звание "народного"). Поклонникам этого коллектива наверняка запомнилась их программа "Молодежная балуха", в которой зрители становились равноправными участниками обычаев и игр наших прабабушек и прадедушек.
Конечно, во Дворце культуры всегда не только хорошо пели, но и танцевали. И здесь танцоры не уступают в своих успехах вокалистам. Недавно получил звание "народного" танцевальный коллектив "Лада" и его коллектив-спутник — детский ансамбль "Росинка" под руководством Татьяны Аминовой. Появилась школа классического танца — базовый коллектив для малышей, своеобразная подготовительная группа, после которой можно переходить в старшие возрастные группы ансамбля Татьяны Аминовой. Многочислен и популярен в Сергиевом Посаде коллектив бального танца под руководством молодого и перспективного преподавателя Родиона Черняева.
Пользуется любовью зрителей и народный театр Дворца. Два года назад у его участников появились младшие коллеги — детский театральный коллектив "Чародеи" (руководитель Людмила Чистякова). Сейчас у ребят горячая пора — готовятся к новогоднему представлению.
Кстати, во Дворце занимается порядка 600 ребят. И почти столько же взрослых.
Самые маленькие, трехлетки, ходят в школу детской эстетики, где несколько педагогов преподают ряд дисциплин — хореографию и музыку, литературу и музыкальную литературу. Самые взрослые предпочитают посещать студии прикладного творчества: кройки и шитья, бисероплетения. Кстати, ни один кружок не "потерялся" за время ремонта Дворца, а риск такой тогда из-за проблем с временными помещениями был. Но все спасли кадры Дворца культуры. И отремонтированный Дворец отмечает юбилей без потерь.
Время диктует и существование платных кружков. Сейчас половина из них платная, половина — бесплатная. К примеру, 300 рублей в месяц стоят занятия фортепиано, баян — 350, школа эстетического развития малышей — 600, курсы кройки и шитья (для взрослых) — 800 рублей, хореография — 400, бальные танцы — 500. Но в каждой категории платного обучения, есть льготы для определенных граждан.
Еще Дворец — база районного фестивального движения, и каждому коллективу художественной самодеятельности всегда было за честь выступить на его сцене. Всегда было принято проводить во Дворца крупные мероприятия, потому что здесь великолепная сцена, хороший звук, хороший свет, хорошее техническое оснащение, красивый зал. Кроме того, все творческие силы Дворца традиционно участвуют в днях района и в днях города, во всех крупных культурных мероприятиях. "Нас много и мы талантливы", — с гордостью заявляет Елена Фирсанова.
Коллективы ДК — постоянные участники самых различных конкурсов и фестивалей на областном, федеральном и даже международном уровне. Они сотрудничают с Болгарским посольством и являются участниками ежегодного хорового фестиваля в Болгарии. Выступали в Польше. В планах "Скоморошьей слободы" поездка в Германию.
Так сложилось, что многие педагоги работают здесь уже "тысячу лет" (более 2-3 десятилетий). Одна из них Людмила Галицкая, ведет клуб ветеранов: проводит для них встречи с участниками общественных организаций, концерты. Кстати, добрая традиция Дворца — ежегодный Бал ветеранов. Людмила Галицкая каждого ветерана окружает участием, заботой и любовью. "В этом плане она уникальный человек — умеет найти ключ к взаимопониманию", — говорит заместитель директора по творчеству.
В канун горячей подготовки к юбилею Дворца культуры нам удалось поговорить и с Людмилой Галицкой:
— Даже многие ваши коллеги удивляются, как вам удается вести работу в таком важном направлении как клуб ветеранов?
— Очень просто. Во-первых, ветераны — это полноправные хозяева Дворца, практически каждый из них участвовал или в строительстве, или в благоустройстве этого очага культуры. Они отогрели этот дом своей любовью. Не случайно отсюда не улетают птицы — ведь редко где в городе можно услышать птиц, а здесь журчит фонтан и поют птицы, как в райском уголке. Ветераны — очень светлые люди. Они — самая благодарная, искренняя и любимая наша аудитория. У них отношение другое — как они нас любят, я это просто чувствую.
— В чем изюминка Дворца на ваш взгляд?
— Я думаю в самих коллективах, в невероятной сплоченности участников художественной самодеятельности. Причем самодеятельное искусство всегда было сплоченным не только внутри, но и на всесоюзном масштабе. Это чувство было не искусственно взращено, я считаю это плюсом ушедшей эпохи. Мы знали друг друга по России и за ее пределами, как мы встречались — кричали друг другу имена и города! Это было счастьем! А самым главным счастьем было представлять ДК имени Гагарина на лучшей сцене страны, в Кремлевском дворце.
— Что, по-вашему, сохранил Дворец спустя десятилетия?
— Бесконечное внимание друг к другу в коллективе. Не любопытство в плане залезть в душу, а стремление принять тебя к сердцу. А еще в этих стенах всегда жил и живет дух любящего и любимого творца.
А МЫ И НЕ ЗНАЛИ...
5 И ЕЩЕ 5 НЕОЖИДАННЫХ ФАКТОВ О ДВОРЦЕ
Кто задумывается о человеке, который управляет прожектором или сочинил музыку, заменяющую третий звонок перед спектаклем? Для того чтобы зрители остались довольными, важна каждая мелочь, и во Дворце знают, как это делается.
1. Все декорации и занавес управляются одним человеком.
Действительно, передвижения занавеса во время спектакля или концерта регулируются вручную. Должность этого человека называется "машинист сцены", и именно он решает, с какой скоростью и как плавно будет открываться и закрываться занавес, когда поднимутся и опустятся декорации. Считается, что человек своими руками более точно и адекватно выполняет все эти операции, ведь в зависимости от сценария иногда требуется сделать это быстрее, а иногда медленнее.
2. Для озвучивания некоторых представлений приходится использовать двадцать с лишним микрофонов.
Бывает и так, хотя чаще обходятся двумя-тремя. А выступавший не так давно на этой сцене прославленный дирижер Владимир Спиваков вообще попросил не использовать никакой звуковой техники. Благо акустика зала и вокальные данные солистов его коллектива позволяли с легкостью обойтись без ее помощи.
3. Ни на одном концерте не бывает одинакового освещения.
На каждый концерт (или даже номер) задается своя световая программа. Освещением с компьютерного пульта управляют двое, иногда им помогают осветители с прожекторами-пушками на балконах. Переход на новую технику стал непростой задачей для осветителей Дворца, и они до сих пор продолжают постигать премудрости этого ремесла.
4. Сигнал, который просит зрителей переместиться из буфета в зал к началу представления, писали по специальному заказу.
По просьбе Дворца его сочинил известный в городе джазовый музыкант Игорь Островский. То, что мы слышим сегодня, — один из нескольких предложенных автором вариантов. А если это концерт муниципального оркестра, то игру господина Островского можно услышать дважды: сначала в записи, а потом и после, но уже вживую — автор помимо прочего играет на клавишных в этом оркестре. Сигнал был написан еще до ремонта, но зазвучал уже в обновленном Дворце.
5. Специальный вращающийся круг, вмонтированный в сцену, способен сдвинуть с места целый хор.
Возможно. Мощность двигателя, который управляет этим кругом, около сорока киловатт. Простите за прозу жизни, но это примерно треть мощности строительного бульдозера. Огромных размеров двигатель служит тут чуть ли не с первых лет работы Дворца.
6. В стену на фасаде Дворца вмонтирована розетка. При острой необходимости от нее прямо на улице можно зарядить телефон.
Увы. Уличную розетку при желании действительно можно обнаружить на одной из стен фасада, но в обычные дни она совершенно бесполезна. Напряжение подается на нее только при проведении мероприятий на открытом воздухе. В остальное время она отключена.
7. Надстройка на крыше, напоминающая избушку, никакого отношения к сказочным персонажам не имеет.
Верно. Ее назначение сугубо прозаическое. В этой надстройке (которую, например, неплохо видно от светофора к "Макдоналдсу") находится противопожарной люк. Она расположена над Большим залом и по правилам техники безопасности предназначена для удаления дыма.
8. Огромная люстра Большого зала потребляет примерно столько же электричества, сколько и многоквартирный дом.
Если только примерно. В пересчете на более привычные понятия она потребляет примерно столько же энергии, сколько и 200 обычных ламп накаливания мощностью 60 ватт. При случае обратите внимание: люстра Дворца никогда не включается и выключается резко. Для плавного перехода из одного состояния в другое существует специальное устройство. Оно позволяет регулировать скорость затемнения: хоть за две секунды, хоть за двадцать. Управляет этим огромным чудо-светильником крохотная кнопка на пульте осветителя.
9. Подвалы Дворца — секретный объект.
Отчасти так считалось раньше, когда эти площади были отданы под бомбоубежище для центральной части города. Сегодня они используются как служебные помещения мирного свойства.
10. У Дворца культуры большое будущее.
Совершенно однозначно — да.
"ВАШ БИЛЕТИК, ПОЖАЛУЙСТА..."
Они первые, кого видят посетители Дворца культуры, и недооценивать их работу нельзя: ведь как тебя встретят, с таким настроением и проведешь этот вечер. Контролеры, женщины, о которых пишут нечасто, сегодня стали нашими героями. Мы попросили их рассказать о своей работе и о том, что они считают в ней самым интересным.
Анна Петровна:
— Я приехала в Сергиев Посад из Норильска. Раньше работала инспектором в налоговой, а потом вышла на пенсию. Здесь мне хорошо, и если уж честно говорить, я нашла здесь свою вторую родину. У меня никого нет из родных, но коллектив прекрасный. Без коллектива жить я бы не смогла. Живу и радуюсь — и концерты, и люди, очень хорошо, а шум меня не пугает. Сама я вообще очень люблю джаз. Помню, когда приезжала Долина, это было нечто!
Ольга Сергеевна:
— Работаю тут шестой год, сейчас я здесь старший контролер. Работа мне очень нравится, коллектив у нас хороший. Приятно, что во Дворце всегда есть люди, с которыми инте-ресно общаться. Конечно, не обходится без недоразумений, но где этого не бывает. С молодежью сложнее, она требует к себе большего внимания. Дети не умеют долго сидеть, подвижность у них страшная, могут пройти в зал в шапке и кепке, возмущаются, когда не пускаешь их в верхней одежде. Мы приходим сюда не каждый день, а только на мероприятия — зато лишний раз заставляешь привести себя в порядок, чтобы не выглядеть чучелом. Мне самой многие из артистов, которые к нам приезжают, нравятся — Бичевская, Малинин, люблю балет. Знаю, нашим сотрудницам даже удается взять у артистов автографы. Вот сколько раз приезжал Митяев, он всегда после концерта выйдет здесь в фойе и каждому оставит автограф.
Наталья Михайловна:
— До сих пор вспоминаю выступление Кубанского хора, они уже второй раз на нашей сцене. Как-то так сложилось, что раньше я казаков не видела, а теперь смотрю с удовольствием. На концерты любила ходить и раньше, по молодости ребята водили. Сама-то я родилась в Шеметове, но в Загорск приезжала часто — у меня тут бабушка жила. Потом вышла замуж, стала чаще ездить в Москву. Работала на Скобянке, занималась у себя в цехе культмассовой работой, билеты распространяла, поэтому удавалось бывать в столице. В декабре будет десять лет, как я работаю во Дворце, и не жалею. Тут хоть поговоришь, а дома-то что делать — если только с внуками посидеть… Но они у меня и сюда ходят — средняя внучка поет и пляшет. Жалко, заболела, а то хотела на юбилее выступать. Я сама так жду этот праздник!
Надежда Ивановна:
— Во Дворец я пришла лет пятнадцать назад. Вообще я тридцать лет проработала сфере бытового обслуживания. Заведовала ателье "Силуэт" около ЗОМЗа, которое шило костюмы для самодеятельных коллективов и кружков, потом в Доме быта. Так что я знакома со Дворцом уже очень много лет, еще со времен директора Трайтеля. Когда коллективы выступали на сцене, нас с закройщицами всегда приглашали на все концерты, предоставляли место в директорской ложе. Мы с нашими портнихами всегда были очень довольны, если удавалось исполнить хорошее изделие. Потом вышла на пенсию, и кто-то подсказал, что есть место контролера, на второй день я приступила к делу. В те времена мы еще совмещали работу вахтера и контролера, но со временем коллектив увеличился, и мы разделили эти обязанности. Знаю, сшитые нами костюмы до сих пор тут хранятся, но, конечно, никто в них уже не выступает — теперь и ткани другие, и фасоны. Сегодня порой идешь по городу или едешь в автобусе, а тебя узнают и спрашивают, а что, мол, у вас будет на следующей неделе? Мы все любим свой Дворец, у нас концерт за концертом, встреча за встречей, и видеть полный зал для нас всегда радостно и почетно.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Дворец культуры появился в нашем городе однажды и навсегда изменил ход жизни, вписав свое имя не только в культурную, но и в архитектурную летопись района. Само его существование — огромный подарок для всех нас, а "55" это не просто цифра, а утверждение того, что культура как явление способна пережить самые тяжелые времена, самые закрученные гайки и самые горячие головы во власти.
Дворец неизменно притягивал все творческие силы района, и нам всегда было приятно рассказывать читателям об этом. Чтобы не случилось с Дворцом, журналисты готовы быть с ним в дни успеха и печали.
Когда он закрывался на год, мы скучали. Когда Дворец открылся, мы придирчиво изучали каждый уголок — но не из вредности, а из большой любви. Теперь пожелать ему можно нового фонтана, отменного репертуара, буфета и канкана, но лучшее, что можно придумать сегодня, — это пожелать хорошего зрителя.
Владимир КРЮЧЕВ
С искренним признанием ко всем бывшим и нынешним сотрудникам Дворца культуры, газета "Вперёд".
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?