Главные новости
На днях мы встретились с председателем районного Совета депутатов Владимиром Богословским. Владимир Николаевич рассказал нам о своем недавнем участии в работе Всероссийского Совета по местному самоуправлению при председателе Государственной думы России, членом которого он является, о проблемах взаимоотношений района и входящих в его состав поселений, о своем видении экономического кризиса и работе Совета на ближайший год.
— Владимир Николаевич, расскажите о Совете местного самоуправления.
— Главная задача Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы Борисе Грызлове — совершенствование системы местного самоуправления, как в рамках 131-го закона, так и сопряженного с ним законодательства. Заседания обычно проходят раз в квартал, на них выносится несколько вопросов, требующих законодательного урегулирования. По результатам их рассмотрения формулируется решение с рекомендациями по изменениям в действующие федеральные законы.
Поскольку председателем Совета является спикер Госдумы Борис Грызлов, все решения Совета — не простой звук. Они сразу находят продолжение в работе комитета по местному самоуправлению парламента, с привлечением всех участников законотворческого процесса — правительства Российской Федерации и иных структур, которые ответственны за внесение изменений в тот или иной закон.
Последнее заседание было посвящено вопросу межмуниципального сотрудничества. Это следующий этап развития местного самоуправления. В законодательстве по этому вопросу существуют определенные пробелы, и теперь они будут устранены.
— Какие еще вопросы решал с вашим участием Совет или комитет Госдумы по местному самоуправлению?
— Некоторое время назад я поднял вопрос о том, что порядок формирования районного Совета депутатов не вполне логично, четко и правильно сформулирован в 131-м законе о местном самоуправлении. Одновременно поступили предложения по этому вопросу и от других инициаторов. И я очень рад, что решение этой проблемы теперь сдвинулось с места, в закон уже внесен ряд поправок. В частности, о том, что инициатива поселений о формировании райсовета из глав и депутатов поселений должна выдвигаться не позднее, чем за год до объявления очередных выборов. То есть теперь все сомнения о том, как будет формироваться районный представительный орган после окончания работы Совета действующего созыва, полностью отпадают. Поскольку до объявления выборов в районный Совет осталось менее года, он, как и прежде, будет избираться путем прямых выборов депутатов по одномандатным округам.
— Много ли накопилось проблем в отношениях района и поселений?
— Такие проблемы есть повсеместно, есть они и у нас. Но 2010 год, я уверен, будет периодом отработки всех форм взаимодействия района и поселений. При этом кое-что должен исправить в своей работе с поселениями район, в частности, районный Совет депутатов, но кое-что должны сделать для улучшения отношений и поселения.
— Например, вернуть незаконно переданное им имущество району? Вы говорили об этом на пресс-конференции в конце прошлого года.
— Так прямолинейно вопрос уже не стоит. Я не раз напоминал, что при принятии закона Московской области о передаче районного имущества поселениям, в частности, городу Сергиев Посад, были нарушены права района. Но с тех пор прошло уже столько времени, что многие свыклись с существующим положением, и теперь вопрос в полном объеме решить, конечно же, невозможно. Но кое о чем мы по этому вопросу с поселениями все же должны договориться. Даже если третьей стороной в этих переговорах будет суд. Ведь доходы от имущества поступают тому, в чьей собственности оно находится. Для выполнения районом своих полномочий — в основном это касается образования и здравоохранения — нужны средства. Их не хватает. К тому же все знают, что на дворе экономический кризис. Со знанием дела могу сказать, что положение с капитальным и текущим ремонтом некоторых детских садов, школ и больниц у нас катастрофическое. Никто не скажет, что эти вопросы менее важны, чем, например, обустройство внутриквартальных территорий. И то, что бюджет района недополучает средства от управления и распоряжения имуществом, напрямую отражается на качестве услуг образования и здравоохранения для жителей нашего района.
— Где же району брать средства на все в кризис?
— Источники могут быть разные. Об одном я уже сказал. Есть и другие источники налоговых и неналоговых поступлений. Это и недоимки прошлых лет, и резервы в сборе местных налогов, и поступления от инвестиционных проектов, и поступления от управления и распоряжения земельными участками, наконец, так затянувшаяся помощь области. Раньше к этим резервам относились спокойно, но ситуация теперь требует ставить вопросы жестко. Так, в отличие от прошлых времен, сегодня у муниципальных образований есть реальное право отстаивать свои интересы по разным вопросам. Если в СССР на уровне руководства страны определялась задача построить, скажем, гидроэлектростанцию, что приведет к затоплению десятков деревень, лесов, полей, — это решение просто исполнялось, и никто особо не принимал в расчет, какой ущерб наносится конкретному муниципальному образованию, где они расположены, конкретно его жителям. Сейчас должно быть по-другому. Например, при строительстве федерального объекта, ГАЭС-2, огромного количества земель лишились два муниципальных образования, Богородское и Краснозаводск. И у них есть право получить за этот ущерб компенсацию. При этом логично, чтобы эта компенсация распространялась и на объекты образования и здравоохранения, расположенные на территории этих поселений, и непосредственно на район в части потери земель. Конечно, такие вопросы решать не просто. Договоры уже подписаны, но мне кажется, вопрос еще не закрыт.
Вместе с тем нам нельзя и перегибать палку в отношениях с хозяйствующими субъектами, прикрываясь кризисом и нехваткой бюджетных средств. Нужно прежде всего поддержать малый и средний бизнес, помочь ему выстоять. Обратите внимание на те цифры, которые сейчас звучат и по миру, и по России. "Экономика Германии просела на 5 процентов!" Страшно ли это? Неприятно, конечно, но ведь 95 процентов состоялось! Экономика России просела гораздо больше, официальные цифры, я думаю, менее удручающи, чем реальность. Думаю, что реально на 15-20 процентов. Но все же 80-85 процентов остались! Конечно, некоторым отраслям и отдельным предприятиям пришлось очень туго, но в целом это все же не тотальное обрушение, не "Великая депрессия". Наш бюджет уменьшился на 30 процентов, возникли многочисленные трудности, но катастрофы нет. Мы выдержим, выживем и опять станем развиваться. Есть проекты, реализация которых либо затягивается, либо они просто уменьшаются в размерах. Происходит корректировка планов. Если мы планировали построить школу в Хотькове — кризис, понятно, наложил на эти намерения определенные ограничения, но не отменил — она все равно будет построена, пусть и несколько позже, чем ожидалось. По другим объектам то же: где-то отодвигается, где-то уменьшается, но в целом строительство все равно идет.
Наш мир построен так, что мы кружимся в череде бесконечных компромиссов. Специалисты и до кризиса знали: чтобы школы в нашем районе нормально функционировали, нужно вложить в их капитальный ремонт около 500 миллионов рублей. Это, так сказать, идеальный случай. Что происходит в реальности?
В этом году мы выделяем на капитальный ремонт 25 миллионов рублей. Безусловно, это очень мало, но больше позволить мы сейчас не можем. И до кризиса выделяли ненамного больше. Получается, что критическая ситуация в этой сфере возникла еще до кризиса, он лишь ухудшил, но не создал ее.
То же самое — с коммунальными сетями. Что происходит в Мостовике, вы, наверное, слышали, когда люди недавно остались без горячей воды и отопления. Понятно, что сети в плохом состоянии, их надо ремонтировать, и речь сейчас идет даже об относительно небольшой для района сумме в несколько миллионов рублей. Но ЖКХ теперь — в полномочиях поселений, а для такого поселения, как Васильевское, эти несколько миллионов — непосильные деньги. Как депутат, избранный там, я помогал, как мог, однако тратить районные средства на коммуналку район сейчас не может. Но обратите внимание на то, что сети пришли в негодность не в кризис, а задолго до него, их уже, как следствие, прорвало в кризис. И раньше средств на их ремонт не находилось. Так что можно сказать, что кризис нам не только помешал в реализации планов, но и помог по-новому взглянуть на неиспользуемые ранее резервы.
— В 2010 году выборы в районный Совет депутатов. Как скажется это на работе райсовета в текущем году?
— В октябре 2010 года пройдут новые выборы районного Совета депутатов. Безусловно, это сказывается на нашей работе, некоторые депутаты начали готовиться к ним уже сейчас. Думаю, в этом году Совет будет работать еще эффективней, чем прежде. Причин для этого несколько — и то, что у депутатов уже накопился большой опыт, который они могут успешно применить в своей работе, и то, что в финишном году каждому из них захочется оставить более яркий след о своей деятельности. Депутаты заинтересованы в том, чтобы сделать для избирателей как можно больше полезных дел в этом году. Ведь избиратели выставят им оценку, если те захотят баллотироваться на новый срок.
Сегодня Совет работает очень конструктивно. На смену депутатам, которые ушли в Советы поселений, пришли не менее опытные руководители предприятий и учреждений, и мы не ощутили сильной потери. Даже наоборот: в некоторых вопросах сейчас заметно усиление деятельности Совета. Новые депутаты очень достойно влились в коллектив и проявляют себя очень грамотными и взвешенными политиками.
Я очень удовлетворен тем, что именно такие депутаты пришли в результате недавних дополнительных выборов. Честно говоря, сначала я опасался, что будет какой-то провал в работе Совета, что появится нестабильность, нужно будет потерять какое-то время на налаживание работы Совета в новом составе... Но, к счастью, этого не случилось, и мы готовы в год выборов решать любые вопросы в интересах граждан района.
Александр ГИРЛИН
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?