Главные новости
Открывая “круглый стол” по проблемам развития туриндустрии, руководитель городской туристической компании Евгений Федоров сказал, что заметил подобные объявления на сайте, партнерствующем с местными турбюро. По сути, это плачевный рейтинг нашего светского туризма, который уже 20 лет топчется на месте, считают инициаторы обсуждения. Судя по полному залу библиотеки им. Розанова, где проходила встреча, многих беспокоит застой в отрасли.
Специалисты туриндустрии проанализировали, на каких гостей может рассчитывать город Золотого кольца России и Подмосковья. В многомиллионной армии отечественных туристов почти 70 процентов приходится на “пляжников”, десять — на поклонников оздоровительных туров, а остальные 20 процентов — это искатели новизны, знаний, впечатлений. Вот на этой публике турорганизаторы и предлагают сосредоточить усилия. Наши соседи во Владимирской губернии, где нет шикарных морских пляжей, но есть чудесные речные берега, уже научились при помощи красивых мифов и изобретательной театрализации привлекать и “пляжников” в свои зоны отдыха. В этом сезоне, фиксирует статистика, у отдыхающих большой интерес к внутреннему туризму.
— Наши речки и пруды больше похожи на сточные канавы, — продолжил эту тему председатель районного отделения Союза художников Иван Харченко. — Кто отважится хотя бы ноги замочить в Кончуре и Вондюге? А ведь можно привести в порядок свои водоемы и привлекать отдыхающих на речные и озерные пляжи.
По мнению художника, здоровая экология определенно пошла бы на пользу местному туризму. Наши живописцы ездят с выставками по стране и отмечают, что очень многие коллеги с удовольствием приехали бы к нам на пленэр. Но встает вопрос, где размещать гостей? За “круглым столом” привели гостиничную статистику: в районе едва наберется десяток баз размещений, по большей части с очень скромным ресурсом. А у зарубежных турорганизаторов из таких же малых городов гостиниц в десять раз больше.
Есть туристические прогнозы, что накануне 700-летия Преподобного Сергия Радонежского в районе ожидается бум гостиничного строительства. Если городские власти не сумеют попасть в этот поток, то строить отели в Посаде и стричь туристские купоны будут приезжие управляющие компании. К сожалению, в туристической отрасли десятилетиями ничего не меняется. Сколько лет говорили о создании деревни мастеров, о возрождении своих исконных промыслов? Куда подевались замечательные проекты на Кировке и в других местах, которые в свое время представляли широкой публике? Мастера и промыслы выживают, как могут, а историческую часть города штурмуют офисные и торговые высотки. Посад теряет свои архитектурные раритеты, а с ними и туристическую привлекательность. Сегодня от старого города остались лишь лоскуты. А кого удивишь хаотичной высотной застройкой? Вот и появляются на сайтах турорганизаторов объявления: Сергиев Посад не предлагать.
Город давно смирился с тем, что огромный туристический поток к главным духовным достопримечательностям протекает у него сквозь пальцы. Дивиденды получают столичные турорганизаторы, которые плотно опекают миллионы экскурсантов. А между тем опыт успешной конкуренции с Москвой мы видим у себя в районе. Паломнический центр Лавры — это уже раскрученный и весьма эффективный брэнд. За ним плотный поток приезжающих, база размещения паломников, продуманный общепит и сувенирный сервис. Такими деловыми удачами городская светская отрасль похвастать не может.
Стало совсем грустно, когда слово взял руководитель торгово-промышленной палаты Владимир Пономарев. Уже двадцать лет в городе говорят об экспоцентре культурных и деловых достижений, и вот опять та же “песня”. И как будто уже место в городе присмотрели, и вроде бы документы уже на подписи у мэра... Подсчитать бы, сколько раз это заявлялось на публике. Заговорил президент палаты об экскурсионной электричке от столицы до Посада, но сам же признал, что проекту много лет и до осуществления все так же далеко. С такими скоростями в современный туризм лучше не соваться, гарантированно останешься на обочине. Все равно, что на телеге выехать на скоростную магистраль.
Директор Дворца культуры им. Гагарина Алексей Вохменцев заявил, что готов хоть сегодня обеспечить заявки турорганизаторов на концертные и развлекательные программы для гостей. Недавно провели фестиваль народных коллективов с мастер-классом. Пока в эти новации вкладывают собственные средства, но считают, что со временем это может стать прибыльной формой культурного туризма.
Фирменным и даже эксклюзивным турпродуктом района и города можно считать фестиваль аэростатов нестандартных форм. Во время воздушного праздника в деревне Морозово фестиваль собрал за день 10 тысяч гостей. А за неделю можно собрать и 100 тысяч поклонников небесных представлений, утверждает председатель оргкомитета фестиваля “Небо Святого Сергия” Юрий Вронец. Причем эта форма позволяет включать в афишу самые разные программы. Но одной фирме-энтузиасту это не под силу. Нужна систематическая поддержка властей и спонсоров, требуется инициатива туристского сообщества, чтобы широко провести X юбилейный фестиваль воздухоплавания. Но вот как раз с инициативой у городской туриндустрии негусто. Хотелось бы верить, что в этой отрасли что-то изменится к лучшему, да поводов пока нет.
Светлана АНИКИЕНКО
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?