Главные новости
После 50-дневной огнедышащей жары репортажи из регионов Центральной России идут такие, что газетам и телевидению можно возвращаться в черно-белый формат: черные обугленные леса и замученные жаждой белые мертвые поля. После прошлогодних зерновых рекордов российская житница подсчитывает драматические потери нынешнего агросезона. По прогнозам, несусветная жара лишила страну как минимум трети урожая. Но природа, даже испытывая нас, никогда не отбирает все. В этом году житница, как чувствовала, "переехала" в регионы, которые принято считать зоной рискованного земледелия. Вот какая пшеница поднялась этим летом на полях "Константиновского". Хозяйство уберет в закрома больше двух тысяч тонн превосходного зерна.
Крестьянская интуиция
— Все бросьте и поезжайте в это хозяйство, — посоветовал руководитель районного АПК Иван Кончаков. — Вы такого зерна в районе еще не видели! Это фантастика, что сумели сделать константиновские земледельцы со своими скромными средствами, на старенькой технике. Преданность людей к родным местам, к хозяйству, где работают семьями, к своей земле поистине творят чудеса. Это обязательно надо увидеть. Но поездку не откладывайте: еще пару дней — и все зерно будет на току.
Мы воспользовались советом и не пожалели. На пшеничном поле у деревни Козлово застаем картину, которой не только настроение поднимать — такими видами патриотизм можно воспитывать и боевой дух крепить. Колос стоит сплошной золотой волной. Поднялся в полный рост и ждет комбайна. В спелой соломенной гребенке ни одного сорняка. В нашей зоне, где урожай то подморозит, то подмочит, то ураганом разметает, редко увидишь такую здоровую, зрелую красоту. А видели бы вы, с каким настроением убирали константиновцы свой роскошный урожай!
Директору “Константиновского” Александру Белову мы напомнили, как весной при встрече он настойчиво приглашал нас в страду на поля, чтобы показать работу своих земледельцев. Спрашиваем директора: он что же, еще весной знал, что у Козлова в августе будет такой “парад”? Александр Иванович смущенно улыбается, говорит, что предчувствовал своей сельской интуицией — агросезон будет удачный.
— Вот, даже молочную ферму покрасили белой фасадной краской, чтобы красивую панораму не портила старая кладка, — смеется директор. — Мне самому приятно полюбоваться на такую домашнюю, уютную картину, думаю, что и другие оценили наш пейзаж.
На ферме в Козлове нас интересовало и кое-что из интерьера. Весной жители соседней деревни жаловались на близость навозохранилища к местной речушке. Заехали посмотреть — нет больше резервуара у скотных дворов. Как и обещал директор, на ферме установлены транспортеры, и навоз сразу отправляют на поля. А самая приятная новость, что в хозяйстве ни на одну голову не сократили стадо: 600 дойных коров и столько же ремонтного молодняка.
— Мы свой молочный приоритет бережем, — говорит директор. — Это наша основная прибыль. В жару и дым надои немного сократились, но как только воздух посвежел, наши буренки тут же прибавили полтонны молока в общем суточном надое. Мы уверены, что наверстаем потери и выполним собственные планы. В прошлом году средний надой составил 6840 килограммов на фуражную корову, а в этом планируем пройти отметку в 7000. Сочные корма и фураж свои на сто процентов, ждем большого молока.
“Партизанская” нива
На пшеничной ниве мужской командой на шести комбайнах и нескольких грузовиках управляет бригадир полеводов Валентина Никитина. Она “дирижирует” этим воинством, как будто это автомобили на асфальте. Про себя Валентина Ивановна, как многие в хозяйстве, может сказать, что в “Константиновском” всю жизнь. У загорелой, улыбчивой хозяюшки в косынке абсолютный авторитет среди механизаторов. Она все поле сама отшагает, но выполнения поставленной задачи добьется.
Никитина, с уважением рассказывает о бригадире полеводов директор, из семьи, где 80-летний отец еще сам сено для коровы косит. Валентина и работает от души, и на отдыхе первая солистка в хоре. Механизаторы ее уважают. Рядом с ней в ореоле золотой пшеничной пыльцы главный инженер Николай Дорейчук. Это главный инженер и “играющий тренер” команды механизаторов. Случись что, здесь же в поле комбайну диагностику самолично проведет и скорую техническую помощь окажет. У одного из комбайнов проколото колесо. По цепочке ушло распоряжение, все на складе приготовлено, через несколько минут новое колесо доставят на поле.
Глядя, как полновесный урожай струится в бункер “Енисея”, Александр Белов вспоминает, что урожай зерновых закладывали почти по-партизански.
— В прошлые годы зерно стоило на рынке 3 рубля за килограмм, и владельцы хозяйства сочли эту деятельность нерентабельной. Нам рекомендовали не заниматься “пустой тратой сил и средств”. Но мои соратники в хозяйстве стали настаивать: нельзя не посеять зерновые, мало ли как повернется агросезон, надо иметь свой гарантированный фураж... Не слишком афишируя свои производственные планы, заложили мы с опытнейшим главным агрономом Николаем Владимировичем Догадайловым 200 гектаров овса, 180 — яровой пшеницы, 150 — ячменя, а в общей сложности вместе с озимыми 660 гектаров зерновых. И вот как оно все повернулось. Нам теперь каждый день звонят, готовы скупить все зерно на корню. Сейчас оно по 8 рублей, и это, видно, не предел цены. Владельцы хозяйства нашим зерновым проектом остались довольны. Выгода даже на зернотоке. С полей поступает такое спелое и сухое зерно, что не надо тратиться на электроэнергию для просушки урожая. Хватает горячих воздушных ванн. По всем прогнозам, соберем не меньше двух тысяч тонн зерна с очень неплохой для нашей зоны урожайностью — 29 центнеров с гектара.
Что же это за чудо, спрашиваем у Александра Ивановича. Кругом урожай горит из-за жары и засухи, натерпелся от температурной аномалии, дефицита осадков и наш район, а в “Константиновском” превосходный урожай зерна! Оказывается, счастливый билет в этом агросезоне достался полям в поймах. Константиновская нива соседствует с речкой Дубной. Даже при долгом отсутствии дождей зреющий урожай выручала утренняя роса.
— В константиновской округе замечательные земли, — добавляет директор. — Вы же видите, никакой особой техники у нас нет, некоторые машины уже и с учета сняты за давностью лет. А урожай вырастили даже в трудный год. И, на мой взгляд, исключительно за счет хороших земель и старательности земледельцев. Если такую пашню отдавать под дачи, как же страна обеспечит себе продовольственную безопасность?
Константиновский феномен
О своих механизаторах Александр Белов может говорить только в превосходной степени. Сам удивляется ежегодному константиновскому феномену. Не сговариваясь и не ожидая приглашения, местные парни, как бы далеко не работали, в августе приезжают в родные места, где трудятся отцы, и предлагают свои руки хозяйству в уборочную страду.
— Я даже если захотел бы, не смог их собрать, — искренне удивляется Александр Белов. — Но приходит время — и все мы здесь, на своей константиновской земле убираем урожай. Для каждого из нас это очень важно, важнее денег. Что я могу заплатить молодежи с московской зарплатой? Не больше 20 тысяч рублей в уборочную. И тем не менее люди берут отпуск и приезжают в родные места работать. Вся бригада механизаторов — отцы и дети. И как работает эта сборная команда! В самое пекло, в 43 градуса приехал в поле, чтобы распустить всех по домам. Говорю им: уходите, невозможно работать в такое пекло. И ни один не ушел. Решили, что важнее собрать урожай.
Директор представляет своих героев. Отец и сын Мухрины, оба Викторы. Глава семейства на комбайне, намолотил 400 тонн зерна. Младший Мухрин — водитель — слесарь-сварщик в Москве. Каждый отпуск проводит в Константинове на уборочной.
Сын знаменитого местного механизатора Сергея Стародубцева Александр этим летом убрал 360 тонн зерна. Неплохо для отпускника с “Радона”. Виктор Сирин тоже занят на “Радоне”, но в августе он всегда за штурвалом комбайна, намолотил уже 340 тонн зерна.
Сергей Гальянов, Александр Черепенников и Александр Горденков перевозят снятый урожай на зерноток. Горденковы — это тоже константиновская династия, глава семейства Сергей Сергеевич водит УАЗ хозяйства, сын работает в Пересвете, но страду никогда не пропускает. Продолжает династию механизаторов молодой водитель Александр Кучерихин. А вот театралов в его семье еще не было: Александр — участник театральной студии в поселке Новый. Директор обещает небольшой, но торжественный парад для чемпионов уборочной-2010 с вручением премии. Говорит, что удачно продали корма и теперь могут поздравить команду добровольцев с успешным окончанием страды. А дальше — все сначала. На днях хозяйство приступает к севу озимых, к закладке будущего урожая.
Огнеборцы в поле
В тот же день мы стали свидетелями эпизода, который продолжался не больше десяти минут, но отлично продемонстрировал, насколько в константиновской округе готовы противостоять безжалостной огненной стихии. Оказалось, что, занимаясь уборочной страдой, сельчане ни на минуту не выпускают из поля зрения зону риска — поля со стерней и “таблетками” утрамбованного сена и соломы, примыкающие к ним участки леса. Мы имели возможность буквально по часам засечь, как быстро срабатывает взаимодействие работников хозяйства и пожарной части в Новом.
После двухмесячной засухи и жары любой окурок за минуты превращается в стену огня. Поле, которое в “Константиновском” называют “Астра”, соседствует с дачным поселком. Вероятно, кто-то из подростков бездумно бросил окурок на проселочную дорогу. Именно от нее берут начало следы огня, который устремился в свежеубранное пшеничное поле. Первым огонь заметил водитель Александр Горденков, который привез зерно на весовую и увидел дорожку огня.
Александр работает в правоохранительных органах, а в “Константиновском”, где вырос, помогает в свободное время в страду. Через пару минут на поле уже летел главный агроном Николай Догадайлов, чтобы успеть трактором пробороздить границу на пути огня к лесу. Механизатор Василий Завьялов немедленно принялся за дело. Еще пару минут — и это уже на наших глазах — директор хозяйства Александр Белов связался с пожарной частью и дал команду направить к горящему полю молоковоз с водой. Четыре тонны воды со шлангом в таком деле не лишние.
Прошло не больше пяти минут, а огонь, подбадриваемый палящим зноем, уже несся по стерне, набирая высоту и скорость. Десять соток вблизи дач вспыхнули, как облитые керосином. Но пожарная машина и бочка уже на месте, все действуют слаженно и быстро. Монстра усмирили за пять минут. Потерь нет, но дачному поселку это предупреждение. В затяжную засуху детская шалость или неосторожность взрослых могут привести к километровому пепелищу.
Светлана АНИКИЕНКО
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?