Как здоровье, больница?

19 декабря 2011 4794

В последнее время проблемам современного здравоохранения, в том числе и на муниципальном уровне, уделялось достаточно много внимания: в некоторых лечебных учреждениях района по программе "Модернизация здравоохранения" начали проводить капитальный ремонт, закупается современное оборудование. Какова эффективность поддержки? Улучшается ли качество оказания медицинских услуг населению? Ответы на эти вопросы должны давать, прежде всего, мы с вами, то есть рядовые граждане, которым по тем или иным причинам приходится обращаться в больницу. И зачастую нам с сожалением приходится констатировать, что особых улучшений пока нет. Во всяком случае, в редакцию нашей газеты не прекращаются обращения по поводу некачественного медицинского обслуживания. В частности, люди возмущались очередями в Районной больнице, невнимательностью и даже хамским, по их мнению, отношением некоторых медицинских работников к пациентам.

Как здоровье, больница?

Вопросы и жалобы мы адресовали депутату районного Совета, главному врачу Районной больницы Павлу ВЕРИНУ и его заместителю по поликлинике Елене ГОРДЕЕВОЙ.

— Еще совсем недавно посетители поликлиники жаловались на большие очереди в регистратуру. Как мы могли убедиться, сейчас ситуация улучшилась. Павел Николаевич, за счет чего удается решать проблему?

Верин: Мы увеличили количество принимающих окон в регистратуре. Кроме того, у нас работает кабинет доврачебной помощи, куда приходят пациенты, которые плохо себя чувствуют и не знают, куда обратиться. Здесь им окажут первичную помощь, запишут на прием к тому или иному специалисту.

Также мы расширили службу предварительной записи. Сейчас там работают два человека. Телефоны предварительной записи: 54-2-14-23, 54-2-52-15. К сожалению, несмотря на наши усилия, люди не всегда могут дозвониться, чтобы записаться на прием к врачу по телефону. Поэтому мы сейчас думаем, как технически решить проблему увеличения принимаемых звонков.

Как здоровье, больница?

Открыта “горячая линия” (телефоны “горячей линии”: 54-2-16-13 и 8-910-476-35-84). По ней мы принимаем звонки от посетителей, которые столкнулись с неудобствами в нашем лечебном учреждении. Анализ звонков проводится ежедневно. При этом мы стараемся оперативно устранять недостатки.

За ситуацией с очередями в регистратуру слежу лично. У меня в кабинете стоит компьютер, на экране которого в режиме реального времени можно наблюдать, что в данный момент происходит у регистратуры, у лаборатории и в травмпункте — именно там установлены видеокамеры.

Этот комплекс мероприятий позволил на сегодняшний день снять напряжение в работе поликлиники, связанной с большими очередями.

Следует также обратить внимание на то, что самая большая посещаемость поликлиники наблюдается в понедельник. В остальные дни, и особенно в субботу, посетителей гораздо меньше.

— Согласно новым требованиям, пациент, который приходит в поликлинику, кроме полиса обязательного медицинского страхования должен иметь при себе паспорт. Чем обусловлены такие нововведения и когда они начали действовать?

Гордеева: Новые требования — это не прихоть нашей больницы. Они появились в результате внесения поправок в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании", вступили в силу с 5 декабря нынешнего года и распространяются на все лечебные учреждения, где действует электронная система регистрации и выдачи талонов. Действительно, в настоящее время при посещении поликлиники пациент должен в обязательном порядке взять с собой полис ОМС и паспорт. Дело в том, что при выдаче электронного талона мы должны вводить и паспортные данные. В противном случае талоны оказываются недействительными. А значит, счета за оказанную медицинскую помощь, которые мы подаем на оплату в фонд ОМС, нам никто не оплатит.

— Одна моя знакомая рассказала не вполне приглядную историю о том, как несколько лет назад во время очередного похода в поликлинику РБ ей стало плохо. Нужно было срочно измерить давление. Для этого она обратилась за помощью в кабинет доврачебной помощи. Каково же было ее удивление, когда обнаружилось, что в кабинете не оказалось тонометра.

Верин: Сейчас ситуация исправлена. В кабинете доврачебной помощи и экстренной терапии работают опытная медсестра и квалифицированный врач-терапевт широкого профиля, которые могут оказать как доврачебную, так и врачебную помощь. В задачи медсестры входит измерение давления, температуры, она также пишет выписки. А врач экстренной терапии принимает абсолютно всех больных, с любыми диагнозами. Он также оформляет больничный лист, направляет больных на консультацию к врачам-специалистам. Может принять пациента без полиса, если ему плохо.

— Павел Николаевич, к нам в редакцию обратилась 65-летняя Юлия Константиновна Синева. Она инвалид, самостоятельно передвигаться не может, за ней наблюдает сиделка, которую приходится нанимать за деньги. Женщина жаловалась на невнимательность по отношению к себе как врачей, так и другого медицинского персонала. Рассказывала о том, что ей, инвалиду, невозможно попасть на прием к неврологу или эндокринологу, а на дом врачи-специалисты не ходят.

Верин: Во всех лечебных учреждениях определен такой порядок: в подобных ситуациях на дом вызывают сначала участкового врача, который по своей компетенции должен разобраться в заболевании. Если участковый врач не может сориентироваться в той или иной проблеме, то он вызывает узкого специалиста. И специалисты — офтальмологи, хирурги, неврологи, эндокринологи — посещают больных на дому. У нас есть журнал, в котором подобные выезды фиксируются. Причем врачи-специалисты могут выезжать как по графику, в плановом порядке, так и в случае экстренной необходимости. Другое дело, что есть такие хронические заболевания, которые врач вылечить уже не может, он может только несколько облегчить страдания больного. А когда у человека в результате болезней и возраста меняется качество жизни, когда он испытывает дискомфорт, очень часто весь накопленный негатив выплескивается и на ближайших родственников, и, конечно же, на медсестер и врачей. Но, поверьте, медицинские работники делают со своей стороны все возможное.

Здесь также важно понять, что, когда врач борется с болезнью, а пациент ищет какие-то недостатки в его работе, то это ни к чему хорошему не приведет. Человек в борьбе с болезнью должен стать на сторону врача, должен доверять ему. Если возникают замечания по отношению медицинских работников к пациентам, то нужно обращаться непосредственно ко мне или к заведующей поликлиники. Ни один случай мы не оставляем без внимания. Кроме того, больные, лежащие дома, должны пользоваться услугами социальных работников. По просьбе больного они всегда имеют возможность обратиться устно, письменно или по телефону к лечащему врачу, к заведующему, к главному врачу по тем или иным проблемам, которые мы постараемся сразу решить.

У нас работают школы сахарного диабета и гипертонической болезни, где мы консультируем граждан, которые приобрели эти заболевания, учим, как правильно себя вести в той или иной ситуации, что нужно принять в экстренном случае.

Как здоровье, больница?

— Расскажите, как ведется работа с жалобами.

Гордеева: Жалобы и предложения в Районную больницу поступают по телефонам “горячей линии”, через специальный ящик, установленный в поликлинике, а также в электронном виде через форму обратной связи на официальном сайте лечебного учреждения (http://www.spmuzrb.ru). Каждая жалоба фиксируется и анализируется.

В основном обращаются жители, которые обслуживаются на других территориях. Они, как правило, недовольны качеством медицинского обслуживания на местах и хотят, чтобы их прикрепили к РБ. Но ведь и наше лечебное учреждение не резиновое, к нему прикреплены 77 тысяч человек. Поликлинику посещают порядка 4 тысяч человек в день, которые обращаются как к врачам, так и во все параклинические подразделения — процедурный кабинет, лабораторию, кабинеты функциональной диагностики. А ведь изначально поликлиника была рассчитана всего на тысячу посещений в день. Считается, что врач, принявший за смену 20 пациентов, будет выжат до предела. А наши врачи работают с колоссальной нагрузкой, принимая в день порядка 70 пациентов.

— Как решаются кадровые проблемы? Хватает ли врачей?

Верин: Одна из основных проблем районного здравоохранения — нехватка участковых врачей. У нас на 34 участках работают 23 терапевта. А по нормам Минздрава таких участков должно быть 38. И тут можно говорить о целом комплексе проблем: это и достаточно большой возраст многих участковых терапевтов, и то, что новые врачи не приходят. А ведь участковый терапевт — это основная фигура, которая организует и правильно координирует лечебно-профилактический процесс на участке. То, что государство приняло решение прибавить заработную плату в первую очередь именно участковому терапевту, правильно. Потому что половину проблем, по которым обращаются к узким специалистам, может решить участковый врач.

— С 1 января вступает в силу "Закон об охране здоровья граждан". Павел Николаевич, расскажите об основных положениях этого закона. Позволит ли он улучшить качество медицинского обслуживания?

Верин: Одним из существенных моментов в данном законе являются стандарты оказания медицинской помощи. Иными словами, для каждого жителя Российской Федерации, находящегося в любом уголке нашей необъятной родины, услуги медиков по той или иной проблеме должны быть одного уровня. Для этого лечебные учреждения должны быть укомплектованы медицинскими кадрами, иметь современное диагностическое оборудование. И нужно сказать, что в последнее время этим вопросам уделяется большое внимание как на федеральном, так и на муниципальном уровне, чего не было долгие годы.

К примеру, наша Районная больница, благодаря главе района Владимиру Короткову, вошла в ряд программ по здравоохранению, которые в дальнейшем позволят улучшить материально-техническую базу нашего лечебного учреждения. К сожалению, сегодня и поликлиника, и ряд отделений стационара находятся в плачевном состоянии, что вызывает недовольство пациентов. В настоящее время ведутся капитальные ремонты части помещений. Конечно, не все проходит гладко — строители, пришедшие к нам по аукциону, отстают от графика. Тем не менее мы занимаемся проблемами. Решаются также вопросы с поставкой диагностического оборудования. Сейчас к нам должно прийти оборудование для оперативного блока, где будет передвижной рентгеновский аппарат, который крайне необходим.

 

Материал подготовил Владимир ПИМОНОВ,
газета "Вперед"