Главные новости
Обычно приближение лета и отпускной поры людей радует. Но среди любого большинства есть исключения. В жизнь будущих выпускников и их родителей каждый весенний день приносит новые сомнения и тревоги.
К столь ответственной поре выпуска из школы и определения дальнейшей судьбы теперь готовятся едва ли не с начальной школы. Это раньше выпускник мог позволить себе определиться с профессией и выбрать вуз после последнего школьного звонка. Нынче с такой нерасторопностью можно оказаться у разбитого корыта. Поэтому процесс окончания школы и схема сдачи экзаменов продумывается до мелочей и включает в себя сотни консультаций с педагогами, друзьями и просто случайными попутчиками. Любая новость на эту тему может стать полной неожиданностью.
Такой гром для нынешних одиннадцатиклассников прогремел в феврале. В тот момент, когда Министерство образования России решило, что пора перейти от слов о Едином к делу. В этом году все выпускники будут сдавать экзамен по русскому языку и литературе не в традиционной форме сочинения или изложения, а в форме тестов. Но хороший экспромт должен быть хорошо подготовлен и отрепетирован. Поэтому будущим выпускникам разрешено было попробовать свои силы на предварительном ЕГЭ. В нашем районе он прошел
12 апреля. О его результатах, достоинствах и недостатках рассказали вчера на пресс-конференции начальник управления образования администрации района Ольга Дударева и ее заместитель, координатор по проведению экзамена Наталья Уфимцева.
— Мы долго думали, что ЕГЭ с нами, что называется, не случится. Но закон, согласно которому эта форма проведения экзамена стала обязательной, издан. И на прошлой неделе мы оценили степень готовности к нему учащихся школ района и педагогов, — с этих слов начала Ольга Константиновна.
По общему мнению, при подготовке к проведению ЕГЭ продумали все или почти все. Экзамен прошел достаточно гладко. Небольшие организационные шероховатости, конечно, будут учтены на ЕГЭ настоящем, который пройдет 29 мая. Это, кстати говоря, еще одно отступление от многолетней традиции: раньше цикл выпускных экзаменов начинался с сочинения, которое во всех школах страны писали 1 июня.
Пакет нынешнего экзамена состоит из трех частей. Если выполнена самая простая – А, — можно рассчитывать лишь на тройку. Часть В дает надежду на четверку, а часть С с элементами сочинения при отсутствии ошибок даст пятерку. Правда, сами педагоги признаются, что максимально возможные 100 баллов набрать практически невозможно. В 2005 году во время эксперимента по проведению единого госэкзамена по русскому языку во всей Московской области только девять учащихся набрали по 100 баллов. И двое — из нашего района: из школы № 14 и гимназии № 5. Результат прошедшего репетиционного ЕГЭ пока не известен. Экспертная комиссия министерства образования области обещала проверить результаты теста до 15 апреля. Но не успела — и это еще одно доказательство нынешнего несовершенства системы.
Но, по оценке О. Дударевой, год от года опыт проведения единого госэкзамена нарабатывается, улучшается качество контрольных материалов и системы проверки. Сейчас пакеты с выполненными тестами запечатываются на глазах учащихся и отвозятся в область, где их вскрывают в присутствии представителя районного управления образования. Кстати, за время экспериментального проведения ЕГЭ в районе не было подано ни одной апелляции на процедуру экзамена. А вот результаты тестов учащиеся оспаривали, и семь из 11 апелляций были выиграны.
— Мы настраиваем своих подопечных, чтобы они не боялись подавать апелляции, говорит Наталья Уфимцева, — ведь компьютер при проверке тестовых заданий действительно может ошибиться. Опыт проведения экзаменов показал, что дети гораздо лучше знают свои права, чем многие родители и педагоги, и готовы их отстаивать.
Добавим, что ошибка машины может стать роковой, ведь по результатам ЕГЭ выставляются оценки в аттестат. Правда, пока на переходный момент, по словам Ольги Дударевой, действует так называемая система “+1”, которая предполагает в случае неудачной сдачи ЕГЭ и с учетом текущей успеваемости учащихся выставлять в документ о среднем образовании оценку выше, чем в свидетельстве о результатах единого госэкзамена.
По результатам тестов сами педагоги признают, что двойки будут. “При традиционной форме проведения экзаменов, — говорит О. Дударева, — отрицательные оценки выставлялись очень редко. Учитель помогал, пользовались шпаргалками. При проведении ЕГЭ все это невозможно. Представьте: ученик пишет тест в незнакомой аудитории, вместе с ребятами из других школ, с незнакомыми учителями и при себе имеет только паспорт и гелевую ручку. Поэтому единый госэкзамен — это испытание не только для выпускников, но и для педагогов. Результат зависит не только от таланта ученика, но и от способности учителя вложить в него знания”. Надо заметить, что подготовиться к этому испытанию желающие могли еще в январе. Именно тогда в районе были проведены платные пробные ЕГЭ по пяти предметам.
В этом году более 1700 подростков сдадут экзамен в форме тестовых заданий. Традиционные билеты оставят немногим. В частности, тем, кто напишет ЕГЭ на двойку. Для тех, кто не сможет прийти на госэкзамен, к примеру, по болезни в назначенный день — 29 мая, есть резервный день — 21 июня. И в этом году результат ЕГЭ будут принимать во внимание все вузы Москвы и области, в том числе и долго сопротивлявшиеся МГУ и МФТИ — по непрофильным предметам.
“По-моему, ЕГЭ — это действительно шанс грамотным учащимся для самореализации. Он создает барьер коррупции и, в конечном итоге, призван облегчить жизнь выпускников и их родителей. Кстати, в 2008 году ЕГЭ по всем предметам станет обязательным”, — заключила Ольга Дударева.
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?