Главные новости
Такая фраза прозвучала из уст одного из участников общественных публичных слушаний, посвященных застройке нескольких площадок в Сергиевом Посаде. Проходили они в четверг в "белом доме" на Советской площади, их организатором выступила городская администрация. Некоторые предложения вызвали в зале большой резонанс, едва не перешедший в скандал.
Проблемы с парковкой
Первым пунктом рассматривали возможность строительства офисного здания по адресу: проспект Красной Армии, дом 77 (это между улицами Болотной и Кооперативной, справа относительно движения в Москву). Двухэтажный дом вполне симпатичного вида, как думалось поначалу, никаких нареканий не вызовет, однако это оказалось не так. Возражения последовали.
Первым выступил молодой человек, который от имени местных жителей заявил, что они против строительства. Резоны были самые простые и прагматичные: строительство довольно крупного офисного здания неизбежно повлечет за собой большое скопление машин, от которых жителям и так никакого покоя нет - паркуются где придется, пешеходам ходить негде и так далее. Представитель застройщика возра-зила, что проект предусматривает подземную автостоянку, однако проведенные прямо на месте подсчеты выявили, что ее будет совершенно недостаточно.
Об этом же говорила и взявшая слово главный архитектор района Любовь Ширяева. Свои возражения в письменном виде прислал и банк "Московский капитал", чье здание расположено по соседству. Банк хотел бы устроить на месте потенциальной застройки свою стоянку. Представитель застройщика на это вполне логично возразила, что превращать проспект Красной Армии в асфальтовый "блин" из парковок не слишком хорошо, на пустующих местах все равно надо что-то строить.
Новый "АТАК" - не так
Второй пункт повестки дня представлял собой проект делового офисного центра по адресу: проспект Красной Армии, 212, на площадке перед "Фабрикой-кухней". Собственник этого участка земли пожелал возвести там пятиэтажное здание. Во время представления чертежей и рисунков выявились интересные нюансы.
На первом этаже заказчик предложил разместить супермаркет "АТАК", на втором - "Детский мир", на третьем - ресторан, оставшиеся два этажа отдать под офисы. Услышав это, главный архитектор района Любовь Ширяева совершенно обоснованно указала на то, что супермаркет и магазин вообще-то относятся к объектам торговли, что противоречит объявленному предназначению здания.
При известной доле фантазии можно, конечно, предположить, что покупать продукты и игрушки в магазинах будут сплошь деловые люди (на то он и деловой центр), но такое допущение все же будет чрезмерным.
Главная же трудность состояла не в этом. "Как будет двигаться большегрузный транспорт, еврофуры, доставляющие товары в "АТАК"?, - вопрошала Любовь Ширяева. "А вот так", - показывая что-то на чертежах, отвечала представитель заказчика. "Но так не получится, где они будут разворачиваться?", - снова спрашивала главный архитектор. В итоге выяснилось, что при осуществлении проекта в том виде, который предлагается застройщиком, существует серьезная опасность того, что проспект Красной Армии в этой части просто "встанет". "Мнение района: представленный план проработан крайне недостаточно!", - заявила Любовь Ширяева. "Хозяйка" слушаний, городской архитектор Маргарита Оськина, никак на это не отреагировала, очевидно, просто приняв к сведению.
Стандартные аргументы
Самые значительные дебаты вызвал проект строительства нового 12-этажного жилого дома в Красном переулке, что на Рабочем поселке.
Не первый раз бывая на подобных слушаниях, могу отметить, что аргументы противоборствующих сторон почти всегда одинаковы.
Местные жители указывают на то, что запланированная к возведению громадина затмит собой стоящие рядом дома (как правило, трех - пятиэтажки), навсегда лишив их солнечного света и хоть какого-то вида из окна. Жалуются на снос при строительстве детских площадок и иных подобных объектов. Указывают, что в существующей тесноте (а новые высотные дома почему-то часто стремятся впихнуть на очень маленькие кусочки земли, вплотную к уже стоящим зданиям) и современном развитии автопрома житья от жуткого количества приезжающих машин не будет совсем никакого. Поминают возрастающую нагрузку на и без того худые тепло и водокоммуникации - и так далее.
Застройщики в ответ, как правило, начинают упирать на социальную значимость строительства ("городу нужны новые квартиры!"), при этом невзначай забывая о том, что строительство предполагается не социальное (с массовой раздачей квартир медсестрам и учителям), а сугубо коммерческое, с извлечением застройщиком огромной из него прибыли. Еще один традиционный аргумент - "Что ж теперь, вообще не строить?" - и далее в этом духе, без особой фантазии. Очевидная мысль, что каждому зданию нужно просто подбирать соответствующее место, игнорируется.
Столкновение мнений
На сей раз столкновение сторон получилось бурным. Первой "на ринг" вышла представительница жильцов соседнего с предполагаемым строительством дома. Сразу было видно, что она подошла к вопросу серьезно. Выяснилось, что она побывала во многих высоких инстанциях, включая областные, и переговорила со многими ответственными чиновниками. И аргументы у нее вполне весомые - например, официально признанная близость грунтовых вод (когда-то на этом месте тек ручей) и странность и неподготовленность предлагаемой для обозрения схемы как таковой.
Как человек, хорошо знающий местность в этой части города, вынужден отметить, что представленные застройщиком рисунки действительно вызывали удивление. Целый ряд ныне существующих в ближайшем соседстве со стройплощадкой зданий на них не был обозначен вовсе, зато какие-то новые, никому доселе не известные строения, вызывали закономерные вопросы.
Согласно схеме, все одно - и двухэтажные деревянные и каменные дома на Валовой улице, начиная от пересечения с Краснофлотской и до пересечения с улицей Шлякова, сносились. На их месте со стороны Красного переулка возникала автостоянка и некие зеленые насаждения. Автостоянка же предполагалась и на спуске с Валовой на Шлякова. Часть улицы Краснофлотской тоже превращалась в сплошную парковку. Двенадцатиэтажный дом на рисунке странным образом почти не отличался по высоте от пятиэтажного. На противоположной стороне Валовой улицы (в этой части максимум двухэтажной) появлялось некое большое, длинное и высокое здание. Взаимное расположение некоторых объектов и расстояния между ними вызывали сомнения. Тем, кто не знает нюансов, схема вполне могла бы показаться вполне нормальной, местным же жителям она резала глаза множеством несоответствий. О чем они и заявляли как в микрофон, так и в разговорах между собой.
Против строительства выступил известный в городе художник Виктор Багров (много лет бывший председателем местного отделения Союза художников), чей деревянный дом на Валовой, согласно схеме, превращался в автостоянку. "Пока подготовят новый генплан города, исторической его части не станет, ее снесут и застроят многоэтажными домами. Но благоустройство города - это не снос домов!", - сказал он.
"Я бы с удовольствием снес полгорода!", - позже, отвечая на другую реплику, сказал руководитель компании "Стройсервис" Сергей Колойденко.
Выступления поборников строительства вызвали у всех журналистов улыбку. Все как один они заявляли о своей непричастности к будущему застройщику - компании "Стройсервис" - но были подозрительно в курсе всех ее дел и достижений. Они знали, что, где, когда и в какие сроки построила компания, какой образцовый порядок поддерживается на ее стройплощадках, как здорово и качественно она строит (не то что некоторые!), как успешно умеет отводить грунтовые воды и даже то, что все праздники сотрудники компании встречают вместе, одной дружной семьей. Сидящие в зале многочисленные сотрудники "Стройсервиса" (так уж получилось, часть из них знаю в лицо) в ответ на "правильные" слова бурно аплодировали.
Несоответствие
Без фактического ответа остался вопрос, заданный корреспондентом "Вперед" - о соответствии размера и облика предлагаемого здания этой части города. Ведь совсем рядом, буквально в пятидесяти метрах, на Валовой стоят старинные деревянные дома XIX века (в одном из них, согласно легенде, в двадцатые годы сохранялся ларец с главой Преподобного Сергия). Рядом с ними - красивейшее здание библиотеки им. В. Розанова, построенное знаменитым реставратором Лавры Виктором Балдиным. Чуть дальше - выходящая прямо на Лавру одна из старейших улиц Посада, ныне носящая им Карла Маркса. Улица Пионерская, где жил Павел Флоренский. Улица Вифанская с ее малоэтажной застройкой и старинными домами конца XIX - начала ХХ веков.
Огромное ультрасовременное 12-этажное здание, возможно, хорошо само по себе, но в этом месте города оно будет явно и очевидно портить облик Сергиева Посада и дисгармонировать со всей окружающей действительностью.
Александр ГИРЛИН
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?