Главные новости
В прошлом номере газеты мы беседовали с председателем районного Совета депутатов Владимиром Богословским о необходимости принятия Концепции социально-экономического развития и разработки документов территориального планирования. Сегодня мы говорим с ним о реформе местного самоуправления.
- Владимир Николаевич, как, по-вашему, проходит реформа в районе?
- Реформа местного самоуправления - это длинный путь, который не кончается с передачей полномочий от района к поселениям. От того, как глава поселения, депутаты решают проблемы, насколько много они проблем могут решить, настолько люди оценят уровень всей власти - всей российской власти, которую сформировал президент.
- Что сделано в последнее время?
- Наш район в числе двух других (Мытищинского и Одинцовского) включен в эксперимент по досрочному завершению реформы местного самоуправления в области. Большинству поселений района полномочия по решению вопросов местного значения и бюджет передаются досрочно с 1 января 2008 года. Возможность отработки положений закона на уровне отдельных районов позволит области заблаговременно выявить целый ряд проблем и найти пути их решения на областном и даже на федеральном уровне. Эксперимент позволит другим муниципальным образованиям области войти в новое правовое пространство, регламентируемое 131-м законом, максимально плавно, без резких изменений, которые могли бы негативным образом отразиться на жизни наших граждан. Таким образом, нам оказано доверие и возложена высокая ответственность за результаты эксперимента. Соответ-
ственно, областью уделяется повышенное внимание ходу реформ в районе.
- Какие этапы эксперимента уже пройдены?
- На первом этапе этого процесса акцент делался на процедуры передачи от района поселениям полномочий и имущества для их исполнения. Эти процедуры уже завершаются, осталось три поселения (Васильевское, Селковское и Шеметовское), которым еще не переданы полномочия, имущество и бюджеты. Пройдя через довольно сложные этапы становления, городские и сельские поселения уже сумели заявить о себе как о новом серьезном ресурсе развития района, и это одно из убедительных подтверждений правильности выбранного пути на укрепление их самостоятельности и повышение ответственности.
С 1 января 2008 года начнется следующий этап - отработка вопросов исполнения полномочий в поселениях в условиях самостоятельного бюджета, корректировка исполнения полномочий муниципальным районом, оптимизация структуры, функций и численности органов местного само-
управления, прежде всего, районных. Повысится важность вопросов межмуниципального сотрудничества.
- Какие задачи еще не решены?
- Нам вместе с поселениями предстоит решать задачи по дальнейшему укреплению правовых, экономических и организационных основ местного самоуправления. Людей по-прежнему волнует необустроенность и слабая социальная инфраструктура значительного количества поселений, низкое качество коммунальных услуг, муниципаль-
ного здравоохранения. И в этой связи вопрос обеспечения всех муниципальных образований района достаточной финансовой и материальной базой остается основополагающим. Не секрет, что почти всем муниципальным образованиям (кроме Богородского) собственных доходов пока не хватает. В этой ситуации в последнее время область оказывает значительную финансовую помощь поселениям, активно помогает становлению эффективной, достаточной и самостоятельной системы местного самоуправления в районе, делает все для того, чтобы поселенческий уровень власти у нас функционировал эффективно. Но есть необходимость еще более тесной работы местного самоуправления с региональным и даже с федеральным уровнем власти. Опираясь на эту поддержку, следует последовательно укреплять имущественную, финансовую, кадровую базу местного самоуправления. В то же время район и поселения должны сами искать пути как увеличения доходов местных бюджетов, так и повышения качества услуг населению.
- Поддерживает ли население района реформы? Понимают ли люди, что происходит?
- Сейчас уже можно говорить об изменении отношения населения к деятельности органов местного самоуправления поселений. Происходит осознание, что они - не просто ближайший к населению уровень власти. Решение вопросов местного значения напрямую затрагивает всех жителей, что требует их активного участия в разработке и реализации планов развития. В каждом поселении появляются десятки людей, которые свой творческий потенциал готовы внести в общее дело. И нужно дальше идти по пути максимального вовлечения более активного населения в систему управления поселениями и населенными пунктами, в систему разработки принимаемых решений. Вместе с тем растет также и осознание того, что полномочия района по образованию, здравоохранению, различным муниципальным услугам, исполнению государственных функций относятся к числу важнейших и во многом опре-
деляют качество жизни населения. Это подтверждается и распределением бюджета. Более половины от суммы бюджетов всех муниципальных образований отведено на исполнение этих полномочий. Для повышения эффективности их реализации на районном уровне нами создаются экспертно-консультативный совет и депутатские комиссии по всем приоритетным направлениям развития района с привлечением специалистов и представителей общественности. По наиболее важным вопросам проводятся общественные слушания.
- А есть в законодательстве то, что не устраивает поселения и районные власти?
- Кроме работ в рамках действующих законов нам необходимы инициативы по вопросам совершенствования законодательной базы. В связи с этим хотелось бы вернуться к перечню полномочий органов местного самоуправления. Развитие и рост экономики района требуют последовательной, системной реализации промышленной, инвестиционной и инновационной политики, политики в сфере строительства. Однако эти функции закреплены за субъектом Федерации. Они не значатся в перечне наших муниципальных полномочий. Возможно, это серьезная ошибка разработчиков закона, которую нужно срочно исправлять.
Другая группа вопросов, требующих решения, связана с формированием финансовой и имущественной базы муниципальных образований, адекватной закрепленным за нами полномочиям. Одной из острейших проблем реализации реформы местного самоуправления является формирование имущественной базы района и поселений. Установленный 50-й статьей
131-го закона закрытый перечень муниципального имущества, на наш взгляд, содержит ограничения, которые не учитывают всего многообразия местных условий. Мы считаем, что предметом законодательного регулирования может быть ограничение на отдельные виды хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, но не на состав имущества. До настоящего времени доходы бюджета от использования так называемого непрофильного имущества составляли существенную часть. Теперь по закону с 1 января 2009 года мы должны избавиться от непрофильного имущества. Это неправильно, и думается, эту норму нужно очень серьезно и быстро изменить.
- Как взаимодействуют муниципальные образования района в ходе реформы местного самоуправления?
- Органам власти поселений и района нужно учиться теснее взаимодействовать друг с другом, а также с областью, другими районами. У всех нас много общих, перекрестных вопросов. При этом ответственность перед народом у нас у всех неделима. 131-й федеральный закон считает необходимым создание объединений муници-
пальных образований, но укрепить их положение, определить их место в системе взаимоотношений органов местного самоуправления между собой и с государственной властью далеко не просто. Федеральным законодательством не определен четко статус объединений муниципальных образований, нет и областного закона о советах муниципальных образований, которые урегулировали бы систему взаимодействия органов государственной власти и советов, определили их финансовую и материальную базу. В этих условиях по инициативе поселений создан союз муниципальных образований района, ставший особой экспериментальной площадкой по обмену опытом и мнениями по проблемам, возникающим в ходе реформы.
- Если возвратиться к идее эксперимента по досрочному переходу поселений к полному исполнению полномочий и самостоятельным бюджетам, что это дает населению района?
- В переходный период мы наблюдаем как ухудшение качества муниципальных услуг населению, так и улучшение по отдельным вопросам. Но чаще всего ухудшение не связано с тем, что мы передаем полномочия поселениям на год раньше срока. Оно обусловлено иными причинами, которые могли бы проявиться и в 2009 году. Просто у нас появился шанс быстрее пройти болезненный и для власти, и для населения процесс передачи полномочий. В этом финансово и организационно сейчас очень значительна помощь области. Я надеюсь, что к тому времени, когда остальные районы Московской области только вступят в кризисную полосу реформы местного самоуправления, у нас этот кризис уже будет преодолен и можно будет говорить об устойчивом улучшении жизни в районе.
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?