В РЕЙС ПО КОНКУРСУ

31 января 2008 2815

В РЕЙС ПО КОНКУРСУНедавно в районе прошел первый конкурс транспортных предприятий на право участвовать в регулярных пассажирских перевозках. Жюри, по общему мнению, объективно оценило возможности десятка предприятий, две фирмы жестких требований не выдержали.

Известно, что в начале этого года министр транспорта области Петр Кацыв сообщил на заседании правительства о существенных уточнениях в порядке проведения конкурсов перевозчиков. Теперь предприятия, желающие участвовать в городских и междугородных пассажирских перевозках, должны представить справку о выплаченных налогах в бюджеты всех уровней и отчитаться о средней зарплате на фирме. При заработке ниже минимальной зарплаты власти вообще не должны допускать предприятие к конкурсу. Мы поинтересовались в отделе транспорта районной администрации, как повлияла новая планка на отбор извозчиков.

Нам сказали, что в районном конкурсе порог еще выше, чем рекомендовала область. По трехстороннему соглашению между районной властью, объединенными профсоюзами и союзом промышленников и предпринимателей производственная сфера должна подтянуться до конца этого года к среднему заработку в 18 тысяч рублей. В транспортной отрасли на этот показатель вышли еще в конце прошлого года, когда проводился районный конкурс перевозчиков. Предприятиям добавляли баллы за высокие заработки водителей.

Абсолютный лидер здесь пассажирская автоколонна № 1791 Мострансавто, где у водителей заработки порядка 30 тысяч рублей, а кондукторы зарабатывают около 20 тысяч. К этому надо добавить очень емкий социальный пакет предприятия. Работники могут заниматься спортом и оздоровительными процедурами в фитнес-центре, спортзалах, бане с бассейном, тренажерных кабинетах. Работников обстирывает собственная прачечная, весь коллектив полноценно питается в столовой, водителям полагается предрейсовый медосмотр и, если понадобится, психологическая разгрузка.

В автоколонне поощряются семейные спортивные и культурные выезды. По производственным и социальным показателям Сергиево-Посадская автоколонна № 1791 уже несколько лет в лидерах пассажирской отрасли Подмосковья. По прогнозам за прошлый год победу оспаривают перевозчики Сергиева Посада и Коломны.

Вся "социалка" в автоколонне потянет на еще одну зарплату. Это позволяет администрации, сказали нам в автоколонне, даже несмотря на некоторую текучесть кадров (рядом столица с московскими заработками), избавляться от грубых водителей. В своем секторе - в регулярных автобусных перевозках - автоколонна № 1791 победитель конкурса. А вот в скоростных перевозках плотная конкуренция. У автоколонны по статистике на маршрутах порядка 70 "газелей", частные таксопарки ежедневно выводят в рейсы около 250 "маршруток". Чтобы отобрать из претендентов лучших, жюри конкурса добросовестно подсчитывало баллы.

Учитывались многие важные показатели: как часто транспортные фирмы попадали в статистику дорожных происшествий, оценивалась безопасность самих микроавтобусов и их соответствие возросшим требованиям к пассажирскому транспорту. Учитывались экологические характеристики "маршруток". А "общим знаменателем" были заработки извозчиков. Если таксисту хозяин таксопарка платит сущую мелочь, понятно, что водителю придется вертеться волчком, чтобы заработать на перевозках. Потому и несется иная "маршрутка", не взирая на гололед и крутые виражи, подвергая опасности жизнь пассажиров. Прошлой зимой людям не раз приходилось выбираться через люк опрокинувшейся на бок "газели".

Именно из соображений безопасности для пассажиров и самих водителей областное министерство транспорта ужесточило требования к перевозчикам. В первом районном конкурсе, сообщили в отделе транспорта администрации, жестких условий не выдержали два частных предприятия - "Косьмин" и "Тимофеев", где средняя зарплата от пяти до семи тысяч рублей. Это в два-три раза ниже требований, предъявляемых в районе к извозчикам. А вот районная гильдия частных перевозчиков аттестацию на конкурсе выдержала с честью.

Руководитель объединения частных перевозчиков Николай Лебедев подтвердил, что состязание проводилось честно и открыто. Жюри добросовестно подсчитывало баллы, добытые предприятиями по основным критериям отбора. Фирмы, входящие в гильдию, уже много лет на районном рынке пассажирских перевозок и своей производственной репутацией дорожат. Неукоснительно следят за статистикой аварийности, непреложным правилом стал предрейсовый техосмотр парка, и медосмотр водителей гильдия считает делом не лишним. Рост зарплаты в частных таксопарках, по словам Николая Лебедева, растет даже с опережением рекомендаций районного трехстороннего соглашения. Средний заработок в 18 тысяч рублей, к которому транспортникам надо стремиться в этом году, достигнут уже в конце 2007-го. На конкурсе перевозчиков это добавило очков членам гильдии.

Сейчас объединение таксистов готовится к первому городскому конкурсу. Как и районный, он определит транспортных партнеров муниципалитета на ближайшие пять лет. Пройдет конкурс, по информации из городской администрации, в конце февраля - начале марта. Власти и транспортники едины во мнении, что пора приходить к европейскому стандарту в организации перевозок на маршрутах. Это значит, что на линиях должно быть не пять "хозяев", как сейчас, например, на маршруте по улице Дружбы, а один, максимум два ответственных за обслуживание пассажиров.

Перепробовав все возможные варианты, к такому алгоритму давно пришли в Европе и Соединенных Штатах, говорили нам в автоколонне № 1791. Только с ответственного подрядчика можно спросить за качество перевозок. Видимо, подошли к пониманию этого и мы. И если главные перевозчики придерживаются такой точки зрения, значит, придет и взвешенное решение.

Материал подготовила Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"