ВМЕСТО ПАРКА - "ВЫЖЖЕННЫЕ ЗЕМЛИ"

02 апреля 2008 3690

Как нацпроект в роще "заблудился"

ВМЕСТО ПАРКА - «ВЫЖЖЕННЫЕ ЗЕМЛИ» Знаменитую рощу на Ферме сажали 45 лет назад первые жители военного городка. А в первые дни юбилейного для парка года военные строители огородили забором больше полутора гектаров, и принялись методично вырубать полувековые ели, березы, клены.

Возмущенные жители немедленно выступили на защиту своего зеленого достояния и буквально подняли всех на ноги. Вот уже три месяца самые высокие инстанции вплоть до администрации президента страны, генеральной и военной прокуратуры, аппарата губернатора Московской области, всех экологических и надзорных служб разбираются с лесоповалом на Ферме. Люди дружно заступились за свой старый парк с белками, ежами, редкими черными дятлами. А в итоге защитили еще и репутацию жилищного нацпроекта, который едва не заблудился в громадье военных строительных проектов.

Вместо парка каменные джунгли?

В своем письме в редакцию, под которым больше 200 подписей, старожилы поселка выражают откровенное недоверие военным застройщикам. Жители утверждают, что строители в погонах с населением не откровенны и все время манипулируют объемами застройки. По приоритетной программе строительства жилья для военных на Ферме принято решение построить один десятиэтажный жилой дом на 119 квартир общей площадью 11916 квадратных метров. Но из разных источников, пишут жители, доносится информация о намерении военных построить две, три или даже четыре жилые высотки.

Поговаривают и о планах строительства на улице Молодежной целого высотного квартала в одиннадцать домов с видом на Вифанские пруды. И судя по тому, как азартно военные отхватили изрядный кусок парка и даже не попытались сохранить лучшие деревья, как превратили зеленый уголок в голый "аэродром" и прорубили к нему капитальную просеку для строительного тракта, опасения жителей вполне оправданны. В Подмосковье уже есть прецеденты, когда военные застройщики начинали со скромного единичного объекта, а потом в лесопарках только щепки летели. А надзорные службы разводили руками.

Есть примеры и поближе. Кто, например, поручится, спрашивают жители Фермы, что новостройка будет в десять этажей? В этом вопросе военные тоже подозрительно путаются. "Стартовая" версия действительно такая, но уже заговорили о 14 этажах. А как 14 превращается в 17 этажей, известно по жилищному строительству на улице Глинки в Сергиевом Посаде. Спохватились жители соседних домов, которым эта "китайская стена" загородила солнце, да поздно было. Проект уже подкорректировали.

- А уж какие возможности у военных строителей, когда они сами себе заказчики, подрядчики и оформители порубочных билетов, мы-то знаем, - говорили нам защитники парка. - Как стройка в поселке, так вся площадка вокруг "трупами" деревьев завалена. Это уже было не так давно, когда строили жилой дом у госпиталя. И в роще глазом не успеешь моргнуть, как вместо полувековых деревьев вырастут каменные джунгли. И не многолетний парк будет рядом со школой и жилым кварталом, а автопарковка на сотни машин в клубах выхлопных газов.

Взяв у авторов письма полное собрание их переписки с высокими инстанциями, мы решили составить собственное впечатление о начинающемся строительстве в поселке.

Военные стволы не считают

Для начала мы прошли вдоль строительного забора, но так и не обнаружили вывески с указанием, кто и что здесь строит. Выходит, справедливо тревожатся люди, написавшие письмо в редакцию? Если застройщик ни себя, ни свой проект четко не обозначил, что остается думать жителям? Одно из двух: либо военные строители сами до конца не представляют, что строят, либо не спешат посвящать окружающих в свои планы. Встретили прораба, который заверил, что стенд со всей необходимой информацией для населения "уже готов и его осталось привезти и установить".

ВМЕСТО ПАРКА - «ВЫЖЖЕННЫЕ ЗЕМЛИ» В это можно только верить, а вот трехмесячные труды фирмы "Стройбат" можно наблюдать собственными глазами. Мы с фотокором, честно говоря, так и ахнули на пороге стройплощадки. Нашему взору открылся грандиозный "лунный" пейзаж с кратерами от выкорчеванных исполинов. Не надо быть строителем, чтобы сообразить, что этакий полигон расчищен не для одной высотки. Десятиэтажный корпус по современным строительным технологиям привязывают так, чтобы минимально тревожить окружающий ландшафт.

Московских строителей регулярно ругают, но они уже давно отошли от выстраивания домов в шеренги. Кто бывал в столичных кварталах высотных новостроек, наверное, отметил, что у каждого дома персональная привязка. Цель - сохранить каждое дерево и другие природные красоты. Глядя на чудовищную пустошь за строительным забором, мы подумали, что у военных строителей на вооружении по-прежнему тактика "выжженной земли". А чтобы удобней было подвозить все необходимое на будущую стройку, в парке еще и просеку проложили для бетонки. Как будто здесь не деликатный городской заповедник в городской черте с белками-ежиками, а необъятные таежные просторы и строительство Байкало-Амурской магистрали (где, кстати, тоже есть ограничения на вырубку).

На обочине просеки целые пирамиды поваленных полувековых стволов. После того как жители отправили сигнал "sos" во все инстанции, Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области провело проверку и сообщило защитникам парка во главе с Борисом Прилепкиным следующее:

"На момент проверки 11.02.2008 участок под застройку огорожен в отведенных границах, вырубка деревьев ведется на основании лесопорубочного билета №5 от 9.02.2008, выданного Сергиево-Посадским отдельным военным лесничеством Федеральной службы лесного хозяйства России".

Словом, формальная сторона дела соблюдена, и военные строители за два месяца уложили в штабеля четверть парка. Доказано как дважды два, что у лесопорубочного билета №5 сокрушительная сила урагана. Еще бы не тревожились жители микрорайона. Кстати, цивильные строители, вырубая на стройплощадке деревья, по закону обязаны компенсировать эти потери многократно. Интересно, пересчитал ли кто-нибудь пеньки на лесоповале Фермы?

В январском номере коммунального вестника "Наша Ферма" начальник отдела капитального строительства и ремонта войсковой части 14258 подполковник Виктор Высоцкий на вопрос, стоит ли бить тревогу по поводу стройки в роще, отвечает так:

- Паника некоторых жителей мне понятна, ведь изначально планировалось, что на месте рощи будет построен целый квартал, в который должны были войти одиннадцать домов. Сейчас я практически с полной уверенностью могу сказать, что данная застройка ограничится тремя домами. Это объясняется тем, что с 2009 - 2010 гг. у нас забирают функцию заказчика по жилью. В Министерстве обороны будет свой единый заказчик, и застройка будет вестись в непосредственной близости от Москвы. Поэтому основная территория парка будет сохранена.

Большие планеты уже явно перестроились на небосводе военного жилищного строительства. Но рискнем предположить, что и усилия защитников рощи не были напрасными.

Дом строим, три - в уме...

Прямо жонглирование какое-то: 11 домов по одной версии, три дома - по январской информации из войсковой части, закладка стройплощадки на два дома, одна десятиэтажка по жилищному нацпроекту. В конце марта военные строители говорят уже об одном жилом корпусе. Так сколько же домов построят в роще?

Начальник Сергиево-Посадского гарнизона, командир войсковой части 51105 контр-адмирал С. Перцев 20 ноября прошлого года подписал акт о выборе земельного участка под строительство 10-этажного дома на 119 квартир на улице Молодежной.

А 26 ноября 2007-го начальник 12-го Главного управления МО РФ генерал-полковник В. Верховцев утвердил решение, по которому заказчиком объекта стала войсковая часть 14258. Ориентировочная стоимость объекта определена в 38 миллионов рублей. Жилой дом для военных построят на средства федерального бюджета.

Лишь об одной десятиэтажке шла речь на публичных слушаниях Сергиево-Посадского городского поселения 28 декабря прошлого года. У ветеранов Фермы большие претензии к городской администрации именно по части публичности этого мероприятия. Как могло случиться, говорят старожилы городка, что в обсуждении такой актуальной темы участвовало всего несколько человек? Если бы люди были извещены о слушаниях, как положено, не пришлось бы населению поселка призывать в арбитры президента страны, генеральную и военную прокуратуры, правительство Московской области и настоятеля Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста.

Попутными идеями жилищный нацпроект, как выясняется, стал обрастать еще год назад. Военные строители летом 2007-го запросили техническое условие на подключение к тепловым сетям трех высотных домов, с Водоканалом вели речь о четырех новостройках. Теплосеть готова принимать на обслуживание новые дома, но при условии, что строители вложатся в реконструкцию котельной и магистральных сетей.

А вот от Водоканала застройщик получил официальное уведомление, что даже одна новостройка не будет подключена, пока не появится новый водозабор, новый коллектор к очистным сооружениям и пока не получит возможности обслуживать новые объемы местная станция обезжелезивания воды. На предприятии говорят, что пять лет работали над тем, чтобы водоснабжение и водоотведение в микрорайоне стало, наконец, нормальным. И ронять этот уровень из-за строительной спешки не намерены. Ведь построенное жилье затем будет передано муниципалитету, и новые проблемы в полном объеме достанутся службам жизнеобеспечения.

Так что если кто-то надеялся по-быстрому возвести новый жилой квартал и посадить его на старые сети, то такой вариант уже не проходит. А значит, отпадает "железный" аргумент, что старым парком можно пожертвовать ради жилья для военных. Если так строить, говорят жители, скоро ни одного скверика не останется, а новоселы высоток будут носить воду ведрами и задыхаться от перегруженной канализации. Это было бы дискредитацией жилищного нацпроекта, утверждают авторы письма в газету.

Кстати, после череды громких скандалов в Москве запретили точечную жилищную застройку, которая неизменно приходилась на парки и детские площадки. И военным строителям пора привыкать к более открытому общению с народом. Чтобы жители соседних кварталов не выходили на митинги протеста и не звали на помощь генпрокуратуру. Социальные и коммерческие новостройки должны быть для Фермы, других городов и поселков приобретением, а не хроникой потерь.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"