Главные новости
Редакция получила письмо от людей, которых потрясли события, связанные с похоронами родственника. В такие минуты люди всегда пребывают в состоянии шока по поводу обрушившейся на них трагедии. Но иногда у них появляются дополнительные поводы для страданий. Авторы письма считают, что их случай именно таков.
Что и говорить, расценки на ритуальный сервис нынче так дороги, что любое горе усугубят. Но погребение может обойтись еще дороже и вдобавок отнимет массу нервов, если договариваться в похоронном бюро "на пальцах" и не вчитываться внимательно в каждый пункт договора. А далеко не все на это в подобной ситуации способны. Вот это письмо:
"Хочу рассказать историю, которая произошла с нашей семьей в начале июля в Сергиевом Посаде. Нам пришлось заниматься похоронами дальней родственницы. Прямо напротив морга Районной больницы находится похоронное бюро, услугами которого мы решили воспользоваться. После того, как мы выбрали в магазине этого салона необходимые ритуальные принадлежности, работница бюро, которая представилась как Аксана Антропова, предложила заключить договор на погребение. Содержание договора нас удивило, так как там были указаны услуги, в которых мы не нуждались (например, поминки) и не было некоторых услуг, которые она обещала предоставить в устной беседе.
Аксана сказала, что это просто стандартный бланк договора. Весь комплекс услуг будет предоставлен именно так, как мы договоримся устно, в том числе и о микроавтобусе для перевозки людей. Таким образом, сумма договора составила 32700 рублей, и, по заверениям Аксаны, там было "все включено".
Накануне похорон мы еще раз посетили бюро, нам подтвердили, что за микроавтобус ничего доплачивать не надо, ритуал пройдет, как положено, и все услуги полностью оплачены. Мы успокоились. В день погребения Антропова начала разыгрывать странный спектакль. За час до отпевания в церкви она позвонила и предупредила, что небальзамированное тело отпевать нельзя и даже невозможно транспортировать, несмотря на то, что оно хранилось в морге РБ. Мы дали согласие на бальзамирование, так как у нас не было другого выхода в тот момент.
Кстати, накануне мы беседовали с врачом-паталогоанатомом, который заверил, что тело бальзамировать не надо, так как оно хранится в морге в условиях, которые соответствуют санитарным нормам. На следующий день после похорон батюшка храма, в котором отпевали усопшую, тоже говорил, что в этом не было необходимости. Но сюрпризы на этом не закончились. По окончании отпевания Антропова заявила, что кроме оплаты за бальзамирование нам необходимо заплатить еще 2600 рублей за "газель" для перевозки участников похорон. Хотя накануне утверждала, что, согласно договору, у нас все оплачено и все включено, в том числе и транспортные расходы. Люди сидели в автобусе и ждали, чем закончатся наши переговоры. Такая вот грустная история произошла с нами на рынке похоронных услуг. Думаю, что мы не единственные, кто пострадал от деятельности этого похоронного бюро.
Е. Н. СЕРГЕЕВА
Сергиев Посад"
ОТ РЕДАКЦИИ. Естественно, мы сразу связались с представителями предприятия ритуальных услуг, о котором шла речь в письме. И позвонили руководству Районной больницы. В РБ нам сказали, что нареканий на салон похоронных услуг (он открыт около двух лет назад) ни в этом, ни в прошлом году не было. Во всяком случае с такими претензиями в больничную администрацию не обращались.
В предприятии СП ПМК, которое является владельцем салона, директор Валерий Хитров сообщил, что может поручиться за работу магазина ритуальных товаров. А частное похоронное бюро Аксаны Антроповой лишь арендует помещение в салоне и выступает партнером с другими организациями и учреждениями. Валерий Николаевич провел собственное разбирательство этой истории и пришел к такому выводу:
— На мой взгляд, Антроповой надо как следует поработать над договором, который подписывают клиенты предприятия. Недоразумения, о которых идет речь в письме, не могли появиться на пустом месте. Устные договоренности — это прямой путь к взаимным упрекам, недопониманию, недоверию. Весь комплекс предоставляемых услуг должен быть четко прописан и согласован во всех подробностях.
Кстати, договор — это дело обеих сторон. Советую клиентам, как бы они ни были расстроены трагическими семейными обстоятельствами, внимательно подходить к подобным договоренностям и не ограничиваться устными заверениями. Они могут быть неправильно поняты и истолкованы. А это приведет к дополнительным огорчениям, как в эпизоде из письма, когда люди перед отправкой на кладбище вынуждены что-то на ходу доплачивать за непредвиденный перерасход транспортных услуг. И претензии посреднику, если клиент не доволен его работой, можно предъявить, имея на руках грамотный договор.
Поговорили мы и с хозяйкой ООО "Бюро похорон" Аксаной Антроповой. В этом бизнесе она уже несколько лет, и за все время, по ее собственному признанию, только три раза возникали недоразумения с клиентами. Гораздо больше у фирмы, по словам хозяйки, благодарных отзывов. Антропова и нам говорила о "стандартном договоре", в котором клиенты вольны выбирать требующиеся услуги. Все, что сверх договора (лучшие места для погребения, дополнительный транспорт, другие услуги), предоставляется на основе устных соглашений. Посредническая фирма работает с теми тарифами, которые приняты на данном специфическом рынке. Доход предприятия от каждого погребения, по ее словам, составляет от двух до четырех тысяч рублей. В случае с Сергеевыми бюро заработало — по чекам — всего 2200 рублей. Фирма этой сделкой тоже очень недовольна.
И, тем не менее, из разговора у нас сложилось впечатление, что "стандартный" договор посредническая фирма Антроповой будет применять и впредь. Но тогда можно не сомневаться — претензии будут возникать и дальше.
Кстати, в городе работает три предприятия ритуальных услуг. И, похоже, там тоже о многом договариваются устно. Недавно с клиентов одного из этих бюро взяли за подготовку могилы десять тысяч рублей. Люди заплатили по максимуму за хорошее место для погребения. Но им пришлось сначала... валить лес на кладбище, чтобы расчистить площадку для похорон. Вероятно, сергиевопосадской администрации следует внимательно присмотреться к городскому рынку скорбных услуг. "Звоночков", что здесь не ладно, все больше.
Светлана АНИКИЕНКО
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?